Упражнение №82. Переведите

Туачак бала, син эшләячәк урын, киләсе кунаклар, чишәсе мәсьәлә, кызганыр кеше, аерылмас дуслар, эшләр эш, аңламас бала, очар кош, кирәкмәс ярдәм, үтәр вакыт.

Упражнение №83. Переведите.

Город, куда мы поедем. Деревня, где будут жить родители. Тема, которую вам предстоит выучить. Деньги, которые я получу. Дорога, которую предстоит пройти. Человек, который должен прийти.

Упражнение №84. Переведите предложения. Подчеркните причастия, определите время.

Лектор, приехавший из Казани, прочитал нам лекции. К нам пришли нежданные гости. Спящий ребенок проснулся от шума. Позади остались годы, которые не вернешь. Человек, который не читает, мало знает. В нашей группе много студентов, которые хорошо учатся. Студента, не посещавшего занятия, исключили из института. Впереди есть экзамены, которые необходимо сдать.

Упражнение №85. Ответьте на вопросы.

Сез яшәгән шәһәр нинди? Хәзер аудиториядә утыручылар нәрсә өйрәнәләр? Син өйрәнәсе сүзләр күпме? Сезнең группада эшли торган студентлар бармы? Син яшәгән йорт ничә катлы? Монда тыңламаучы студентлар бармы? Сез өйрәнәчәк текст авырмы?

Деепричастие (хәл фигыль)

Деепричастие объединяет в себе признаки глагола и наречия. Оно характеризует время основного глагола: время действия, выраженное деепричастием, может совпасть с основным глаголом, может предшествовать ему, может происходить и после него. Деепричастия не склоняются по лицам, числам, временам, хотя и выраженное им действие может относиться к различным лицам и их время зависит от основного глагола.

Деепричастие имеет 4 формы:

1) –ып/еп, -п; 2) –а/-ә, -ый/-и

3) –гач/-гәч 4) –ганчы/-гәнче

1) Форма на –ып/-еп, -п выражает действие, параллельное действию основного глагола, а также предшествующее ему и отвечает на вопрос нишләп? (что делая? Что сделав?). Оно переводится на русский язык при помощи суффиксов –в, -вш; -а, -я: ташлап – бросив, сатып – продав, алып – взяв, көтеп — ожидая, утырып – сидя, эшләп – работая.

Алсу утырып сөйли (Алсу рассказывает сидя)

Кроме того, деепричастие на –ып/-еп, -п может выражать способ выполнения основного действия, а также причину, цель, уступки и т.п.

Например: Ул миңа ачуланып карады. (Он посмотрел на меня со злостью). Ринат авырып ятып килмәде. (Ринат из-за болезни не пришел).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: