Прогнозируемые ситуации
| Возрастные особенности
| Варианты решения
|
Младший возраст (5-8 лет)
|
Слезы.
| Болезненно переживают разлуку с семьей.
| Отвлечь интересными делами, переключить внимание.
|
Раздражительность, тоска по дому.
| Чувство страха перед неизвестностью: боязнь новой обстановки (новые люди в окружении).
| Дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.
|
Множество вопросов.
| Любознательность.
| Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.
|
Быстрая утомляемость.
| Высокая активность.
| Быстрее «бежать» к финишу, к результатам — в игре, труде...
|
Трудно засыпают, просыпаются по ночам «попить», не умеют застелить постель, разбрасывают и теряют вещи.
| Отсутствие навыков самообслуживания, четкого режима дня.
| Терпеливо приучать к порядку. Проявить особое внимание вечером: кому-то сказку рассказать, кому-то спеть.
|
Неуверенность в себе.
| Есть робкие и физически слабые.
| Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.
|
Привычка есть медленно, всухомятку.
| Малыши во власти домашних привычек.
| Следить за тем, чтобы дети съедали первое. Посадить за отдельный стол. Увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций.
|
Готовы пробовать все на вкус.
| Повышенный интерес ко всему новому, неизвестному.
| Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях...
|
Опасность травматизма.
| Мальчики демонстрируют свою смелость.
| Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности.
|
Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание.
| Утомляемость от однообразия, неумение сосредоточиться на одном объекте, легко отвлекаются на любой внешний раздражитель.
| Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.
|
Слезы и страхи в темноте.
| Боязнь темноты.
| Не оставлять одного в темноте.
|
Желание играть со сверстниками.
| Чувство взрослости по отношению к младшим.
| Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей.
|
Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых.
| Слепое подражание взрослым.
| Стремиться не подавать дурного примера ни в чем.
|
Постоянные опоздания.
| Отсутствие чувства времени.
| Не давать поручений, связанных с учетом времени.
|
Средний возраст (9-11 лет)
|
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости.
| Половое созревание.
| Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей.
|
Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия.
| Внешнее проявление взрослости.
| Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня. Если невозможно полностью избежать ночных занятий, направлять их в приемлемое русло.
|
Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе.
| Обостренное переживание своих недостатков.
| Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения.
|
Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры.
| Стремление к самостоятельности.
| Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло.
|
Проявление тайн (укромные уголки леса, полянки, места рыбалки). Озорство, шалости.
| Неуемная фантазия.
| Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики.
|
Старший и подростковый возраст (12-16 лет)
|
Конфликтностъ, как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых.
| Самоутверждение.
| Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество.
|
Замкнутость, агрессивность. Отсутствие навыков общения, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя».
| Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний.
| Тактично, целомудренно раскрыть подросткам красоту настоящей любви.
|
Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли.
| Стремление к независимости, агрессивность, вызывающее поведение.
| Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло.
|
Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе.
| Специфические особенности внешнего вида (прыщики, полнота, жирные волосы и т. д.).
| В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе — находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их.
|
Проявление чрезмерной самостоятельности.
| Стремление освободиться от родительской опеки.
| Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности.
|
Несбывающиеся мечты подростков.
| Мечтательность.
| Поразмышлять вместе с подростками о будущем.
|
| | | |