Педагогические ситуации и их решение

Прогнозируемые ситуации Возрастные особенности Варианты решения
Младший возраст (5-8 лет)
Слезы. Болезненно переживают разлуку с семьей. Отвлечь интересными делами, переключить внимание.
Раздражительность, то­ска по дому. Чувство страха перед не­известностью: боязнь но­вой обстановки (новые люди в окружении). Дать какое-либо зада­ние, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.
Множество вопросов. Любознательность. Внимательно выслуши­вать и спокойно отве­чать, повторяя ответ столько раз, сколько не­обходимо для понима­ния.
Быстрая утомляемость. Высокая активность. Быстрее «бежать» к фи­нишу, к результатам — в игре, труде...
Трудно засыпают, про­сыпаются по ночам «по­пить», не умеют засте­лить постель, разбрасы­вают и теряют вещи. Отсутствие навыков са­мообслуживания, четко­го режима дня. Терпеливо приучать к порядку. Проявить осо­бое внимание вечером: кому-то сказку расска­зать, кому-то спеть.
Неуверенность в себе. Есть робкие и физически слабые. Давать нагрузку с уче­том физического здо­ровья, без акцентирова­ния на этом внимания.
Привычка есть медлен­но, всухомятку. Малыши во власти до­машних привычек. Следить за тем, чтобы дети съедали первое. Посадить за отдельный стол. Увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций.
Готовы пробовать все на вкус. Повышенный интерес ко всему новому, неизвест­ному. Рассказывать детям о ядовитых ягодах, расте­ниях...
Опасность травматизма. Мальчики демонстриру­ют свою смелость. Избегать чрезмерных ог­раничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состя­заниями, следя при этом за соблюдением необхо­димых правил безопас­ности.
Потеря интереса к заня­тиям, рассеянное внима­ние. Утомляемость от однооб­разия, неумение сосредо­точиться на одном объ­екте, легко отвлекаются на любой внешний раз­дражитель. Частая смена видов де­ятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжи­тельными по времени.
Слезы и страхи в темно­те. Боязнь темноты. Не оставлять одного в темноте.
Желание играть со сверстниками. Чувство взрослости по отношению к младшим. Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей.
Копирование привычек, манеры поведения, лек­сикона взрослых. Слепое подражание взрослым. Стремиться не подавать дурного примера ни в чем.
Постоянные опоздания. Отсутствие чувства вре­мени. Не давать поручений, связанных с учетом времени.
Средний возраст (9-11 лет)
Обидчивость, повышен­ная чувствительность к несправедливости. Половое созревание. Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей.
Курение, игра в карты, проба спиртного, упо­требление взрослого лек­сикона, использование косметики, украшений. Бодрствование после от­боя, различные ночные занятия. Внешнее проявление взрослости. Проводить разъясни­тельную работу с при­влечением всех специ­алистов и показом соот­ветствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня. Если невозможно полностью избе­жать ночных занятий, направлять их в прием­лемое русло.
Замкнутость, одиночест­во, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе. Обостренное пережива­ние своих недостатков. Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения.
Непослушание, дейст­вие «наперекор», посто­янные споры. Стремление к самостоя­тельности. Пытаться понять подро­стков, понять причины того или иного их по­ступка, тактично на­правлять их действия в нужное русло.
Проявление тайн (ук­ромные уголки леса, по­лянки, места рыбалки). Озорство, шалости. Неуемная фантазия. Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать инте­ресные игры с элемента­ми романтики.
Старший и подростковый возраст (12-16 лет)
Конфликтностъ, как вы­зов обществу, упрямст­во. Мнение сверстников выше мнения взрослых. Самоутверждение. Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество.
Замкнутость, агрессив­ность. Отсутствие навы­ков общения, легкая ра­нимость. Чередование плохого и хорошего на­строения, уход в «себя». Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощу­щений, чувств, переживаний. Тактично, целомудренно раскрыть подросткам красоту настоящей люб­ви.
Неподчинение взрос­лым, действия «напере­кор», критиканство. Действия опережают мысли. Стремление к независи­мости, агрессивность, вызывающее поведение. Пытаться понять подро­стков, понять причины того или иного их по­ступка, тактично направлять их действия в нужное русло.
Замкнутость, одиночест­во, сильная ранимость, вспыльчивость, раздра­жительность. Интерес к себе. Специфические особен­ности внешнего вида (прыщики, полнота, жирные волосы и т. д.). В индивидуальной бесе­де разъяснять подрост­ку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сде­лать, чтобы «этого» бы­ло меньше. В коллектив­ной беседе — находить у такого подростка луч­шие качества и подчер­кивать их.
Проявление чрезмерной самостоятельности. Стремление освободиться от родительской опеки. Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности.
Несбывающиеся мечты подростков. Мечтательность. Поразмышлять вместе с подростками о будущем.
       

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: