| Прогнозируемые ситуации | Возрастные особенности | Варианты решения | |
| Младший возраст (5-8 лет) | |||
| Слезы. | Болезненно переживают разлуку с семьей. | Отвлечь интересными делами, переключить внимание. | |
| Раздражительность, тоска по дому. | Чувство страха перед неизвестностью: боязнь новой обстановки (новые люди в окружении). | Дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе. | |
| Множество вопросов. | Любознательность. | Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания. | |
| Быстрая утомляемость. | Высокая активность. | Быстрее «бежать» к финишу, к результатам — в игре, труде... | |
| Трудно засыпают, просыпаются по ночам «попить», не умеют застелить постель, разбрасывают и теряют вещи. | Отсутствие навыков самообслуживания, четкого режима дня. | Терпеливо приучать к порядку. Проявить особое внимание вечером: кому-то сказку рассказать, кому-то спеть. | |
| Неуверенность в себе. | Есть робкие и физически слабые. | Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания. | |
| Привычка есть медленно, всухомятку. | Малыши во власти домашних привычек. | Следить за тем, чтобы дети съедали первое. Посадить за отдельный стол. Увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций. | |
| Готовы пробовать все на вкус. | Повышенный интерес ко всему новому, неизвестному. | Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях... | |
| Опасность травматизма. | Мальчики демонстрируют свою смелость. | Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности. | |
| Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание. | Утомляемость от однообразия, неумение сосредоточиться на одном объекте, легко отвлекаются на любой внешний раздражитель. | Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени. | |
| Слезы и страхи в темноте. | Боязнь темноты. | Не оставлять одного в темноте. | |
| Желание играть со сверстниками. | Чувство взрослости по отношению к младшим. | Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей. | |
| Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. | Слепое подражание взрослым. | Стремиться не подавать дурного примера ни в чем. | |
| Постоянные опоздания. | Отсутствие чувства времени. | Не давать поручений, связанных с учетом времени. | |
| Средний возраст (9-11 лет) | |||
| Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости. | Половое созревание. | Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей. | |
| Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия. | Внешнее проявление взрослости. | Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня. Если невозможно полностью избежать ночных занятий, направлять их в приемлемое русло. | |
| Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе. | Обостренное переживание своих недостатков. | Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения. | |
| Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры. | Стремление к самостоятельности. | Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло. | |
| Проявление тайн (укромные уголки леса, полянки, места рыбалки). Озорство, шалости. | Неуемная фантазия. | Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики. | |
| Старший и подростковый возраст (12-16 лет) | |||
| Конфликтностъ, как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых. | Самоутверждение. | Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество. | |
| Замкнутость, агрессивность. Отсутствие навыков общения, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя». | Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний. | Тактично, целомудренно раскрыть подросткам красоту настоящей любви. | |
| Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли. | Стремление к независимости, агрессивность, вызывающее поведение. | Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло. | |
| Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе. | Специфические особенности внешнего вида (прыщики, полнота, жирные волосы и т. д.). | В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе — находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их. | |
| Проявление чрезмерной самостоятельности. | Стремление освободиться от родительской опеки. | Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности. | |
| Несбывающиеся мечты подростков. | Мечтательность. | Поразмышлять вместе с подростками о будущем. | |






