Статья 358 ТК
1) обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).
2) обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности,
3) считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
4) воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
Вопрос 7. Понятие государственного контроля (надзора) по закону 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
|
|
Государственный контроль (надзор ) - деятельность уполномоченных ОГВ, направленная на выявление, предупреждение и пресечение нарушений ЮЛ или ИП требований, установленных законом и иных НПА, посредством проведения проверок, принятия мер по устранению и пресечению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния их исполнения. (Сокращенно)
Вопрос 8. Порядок разработки и составления ежегодных планов плановых проверок.
Вопрос регулируется вышеназв. ФЗ и постановлением Правительства т 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Ежегодные планы разрабатывают:
а) федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности (роструд,например);
б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации по федеральному государственному контролю (надзору) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов Российской Федерации (гит по НСО)
в) органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований.
|
|
3. При разработке ежегодных планов предусматривается:
а) включение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проект ежегодного плана
б) определение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана
в) согласование с другими заинтересованными органами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае
г) составление проекта ежегодного плана
д) направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в орган прокуратуры по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок;
е) доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений органа прокуратуры, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта в соответствии и его утверждение руководителем соответствующего органа
4. Утвержденный ежегодный план на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) направляется до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Ежегодные планы, утвержденные территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представляются указанными органами до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующие федеральные органы исполнительной власти. (например ГИТ по НСО разрабатывает и передает в РосТруд,или другая служба: Ростехнадзор по НСО передает в Ростехнадзор РФ и т.п.)
6. Ежегодные планы размещаются на официальных сайтах органов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, в сети Интернет, за исключением сведений ежегодных планов, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации. (до 1 декабря)
Вопрос 9. Плановые проверки: основания, периодичность и порядок проведения плановых проверок.
Предметом плановой проверки является с облюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
В плановом порядке проводятся:
1) комплексные (по основным вопросам трудового законодательства);
2) тематические (по отдельным вопросам)
Периодичность: Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Основание:
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации хозяйствующего субъекта;
2) окончания последней проверки хозяйствующего субъекта;
3) начала фактического осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта.
Основанием является издание руководителем ГИТ субъекта РФ распоряжения о начале осуществления проверки. О проведении проверки работодатель предупреждается за 3 рабочих дня путем отправке по почте копии распоряжения с уведомлением о вручении.
Формы проведения плановой проверки:
Документарная - по месту расположения самой ГИТ.
Этапы:
1. Изучаются сведения и документы в отношении работодателя, которые имеются в ГИТ на данный момент.
2. При отсутствии либо недостаточности сведений, инспектор направляет мотивированный запрос о предоставлении определенных сведений. Работодатель обязан в течение 10 дней предоставить ГИТ заверенные копии документов. Полученные документы проверяются и в случае соответствия имеющимся данным инспектор может составить акт.
3. В случае выявления противоречий в документах либо возникновения сомнений у инспектора, он имеет право потребовать предоставления пояснений в письменной форме. Работодатель обязан предоставить их в течение 10 рабочих дней. Если инспектор удовлетворен, то может быть составлен акт.
4. Если инспектор не удовлетворен, то может быть вынесено решение о проведении выездной проверки, которая удовлетворяется распоряжением руководителя ГИТ субъекта РФ.
Выездная проверка - по месту осуществления хозяйствующей деятельности работодателя.
|
|
Вопрос 10. Основания для проведения внеплановой проверки.
Основания для внеплановой проверки:
1. Истечение срока исполнения работодателем предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства.
2. Поступление в ФИТ:
1) обращений и заявлений третьих лиц (граждане, ЮЛ, СМИ и т.д.) о фактах нарушений трудового законодательства;
2) обращений и заявлений работника о нарушении его трудовых прав;
3) запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.
3. Наличие приказа руководителя ФИТ о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручение Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требований прокурора.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ.
Государственный инспектор труда имеет право проводить плановые и внеплановые проверки по соблюдению трудового законодательства.
Предметом проверки является соблюдение требований ТЗ и иных НПА, содержащих нормы ТП, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм ТП и по защите трудовых прав граждан.
Основания для внеплановой проверки:
1. Истечение срока исполнения работодателем предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства.
2. Поступление в ФИТ:
1) обращений и заявлений третьих лиц (граждане, ЮЛ, СМИ и т.д.) о фактах нарушений трудового законодательства;
2) обращений и заявлений работника о нарушении его трудовых прав;
3) запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.
|
|
2)– проверка может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном ФЗ, без согласования с органами прокуратуры.
2) и 3) - предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки не допускается.
3. Наличие приказа руководителя ФИТ о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручение Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требований прокурора.
Не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в контролирующий орган.
Проводятся также в форме документарных и выездных проверок.
Внеплановые выездные проверки, основаниями для которых являлись причинение вреда жизни и здоровья граждан, подлежат согласованию с органами прокуратуры. Не подлежат согласованию с органами прокуратуры:
1) внеплановые документарные проверки;
2) внеплановые проверки, с целью контроля за исполнением предписания об устранении выявленных нарушений;
3) внеплановые проверки, проводимые в соответствии с поручение Президента РФ, Правительства РФ, прокуратуры;
4) внеплановые проверки, проводимые по заявлению работника о нарушении его трудовых прав;
5) внеплановые проверки, проводимые в соответствии с запросом работника
О внеплановой проверке работодатель должен быть предупрежден за 24 часа до нее. Не допускается предупреждение работодателя о факте выездной проверки по:
1) обращениям и заявлений третьих лиц о фактах нарушений трудового законодательства;
2) обращений и заявлений работника о нарушении его трудовых прав.
По ст.12 Конвенции МОТ №81 инспектор уведомляет о проведении внеплановой проверке, если только не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.
Сроки проверки не могут превышать 20 дней. В отношении субъектов малого предпринимательства 50 часов. Сроки могут быть продлены на 20 дней / 15 часов.
Окончание проверки работодателю вручается акт проверки по соблюдению обязательных требований.
В нем отражаются:
1. Факт соответствия или несоответствия обязательным требованиям.
2. Факты выявленных нарушений в сфере обязательных требований.
3. Факты неповиновения законным распоряжениям инспектора.
4. Факты воспрепятствования инспекторам осуществления их служебных обязанностей.
К акту прилагаются:
1. Протоколы заключения проведенных работодателем испытаний, экспертиз.
2. Объяснения работников, виновных в нарушениях.
3. Предписания об устранении выявленных нарушений.
Оформление акта проверки:
1. В двух экземплярах.
2. Один экземпляр вручается работодателем под расписку, либо с актом об отказе ознакомиться с актом.
3. Работодатель имеет право выражать согласие либо несогласие с данными актами. В случае несогласия инспектор разъясняет право представить В ГИТ на имя руководителя возражения на акт о проверке в течение 15 дней с даты получения акта. Возражения рассматриваются в течение 10 рабочих дней, оформляется письменным решением, которое в течение 3 дней доводится до сведения работодателя.
После проведения надзорных мероприятий, в случае выявления нарушения инспектор обязан:
1. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (сроки устанавливает сам инспектор). Предписание оформляется в двух экземплярах. Работодатель имеет право просить о продлении срока устранения нарушений.
2. Принять исчерпывающие меры по контролю за устранением выявленных нарушений, а также мер по привлечению лиц, допустивших нарушений к ответственности.