Вопрос 6. Обязанности государственных инспекторов труда

Статья 358 ТК

1) обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

2) обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности,

3) считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,

4) воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.


Вопрос 7. Понятие государственного контроля (надзора) по закону 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Государственный контроль (надзор ) - деятельность уполномоченных ОГВ, направленная на выявление, предупреждение и пресечение нарушений ЮЛ или ИП требований, установленных законом и иных НПА, посредством проведения проверок, принятия мер по устранению и пресечению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния их исполнения. (Сокращенно)

Вопрос 8. Порядок разработки и составления ежегодных планов плановых проверок.

Вопрос регулируется вышеназв. ФЗ и постановлением Правительства т 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Ежегодные планы разрабатывают:

а) федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности (роструд,например);

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации по федеральному государственному контролю (надзору) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов Российской Федерации (гит по НСО)

в) органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований.

3. При разработке ежегодных планов предусматривается:

а) включение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проект ежегодного плана

б) определение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана

в) согласование с другими заинтересованными органами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае

г) составление проекта ежегодного плана

д) направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в орган прокуратуры по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок;

е) доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений органа прокуратуры, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта в соответствии и его утверждение руководителем соответствующего органа

4. Утвержденный ежегодный план на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) направляется до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Ежегодные планы, утвержденные территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представляются указанными органами до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующие федеральные органы исполнительной власти. (например ГИТ по НСО разрабатывает и передает в РосТруд,или другая служба: Ростехнадзор по НСО передает в Ростехнадзор РФ и т.п.)

6. Ежегодные планы размещаются на официальных сайтах органов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, в сети Интернет, за исключением сведений ежегодных планов, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации. (до 1 декабря)

Вопрос 9. Плановые проверки: основания, периодичность и порядок проведения плановых проверок.

Предметом плановой проверки является с облюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

В плановом порядке проводятся:
1) комплексные (по основным вопросам трудового законодательства);
2) тематические (по отдельным вопросам)

Периодичность: Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Основание:
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации хозяйствующего субъекта;
2) окончания последней проверки хозяйствующего субъекта;
3) начала фактического осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта.
Основанием является издание руководителем ГИТ субъекта РФ распоряжения о начале осуществления проверки. О проведении проверки работодатель предупреждается за 3 рабочих дня путем отправке по почте копии распоряжения с уведомлением о вручении.

Формы проведения плановой проверки:
Документарная - по месту расположения самой ГИТ.
Этапы:
1. Изучаются сведения и документы в отношении работодателя, которые имеются в ГИТ на данный момент.
2. При отсутствии либо недостаточности сведений, инспектор направляет мотивированный запрос о предоставлении определенных сведений. Работодатель обязан в течение 10 дней предоставить ГИТ заверенные копии документов. Полученные документы проверяются и в случае соответствия имеющимся данным инспектор может составить акт.
3. В случае выявления противоречий в документах либо возникновения сомнений у инспектора, он имеет право потребовать предоставления пояснений в письменной форме. Работодатель обязан предоставить их в течение 10 рабочих дней. Если инспектор удовлетворен, то может быть составлен акт.
4. Если инспектор не удовлетворен, то может быть вынесено решение о проведении выездной проверки, которая удовлетворяется распоряжением руководителя ГИТ субъекта РФ.
Выездная проверка - по месту осуществления хозяйствующей деятельности работодателя.

Вопрос 10. Основания для проведения внеплановой проверки.

Основания для внеплановой проверки:
1. Истечение срока исполнения работодателем предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства.
2. Поступление в ФИТ:
1) обращений и заявлений третьих лиц (граждане, ЮЛ, СМИ и т.д.) о фактах нарушений трудового законодательства;
2) обращений и заявлений работника о нарушении его трудовых прав;
3) запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.
3. Наличие приказа руководителя ФИТ о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручение Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требований прокурора.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ.

Государственный инспектор труда имеет право проводить плановые и внеплановые проверки по соблюдению трудового законодательства.

Предметом проверки является соблюдение требований ТЗ и иных НПА, содержащих нормы ТП, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм ТП и по защите трудовых прав граждан.

Основания для внеплановой проверки:
1. Истечение срока исполнения работодателем предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства.
2. Поступление в ФИТ:
1) обращений и заявлений третьих лиц (граждане, ЮЛ, СМИ и т.д.) о фактах нарушений трудового законодательства;
2) обращений и заявлений работника о нарушении его трудовых прав;
3) запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.

2)– проверка может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном ФЗ, без согласования с органами прокуратуры.

2) и 3) - предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки не допускается.


3. Наличие приказа руководителя ФИТ о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручение Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требований прокурора.

Не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в контролирующий орган.

Проводятся также в форме документарных и выездных проверок.

Внеплановые выездные проверки, основаниями для которых являлись причинение вреда жизни и здоровья граждан, подлежат согласованию с органами прокуратуры. Не подлежат согласованию с органами прокуратуры:
1) внеплановые документарные проверки;
2) внеплановые проверки, с целью контроля за исполнением предписания об устранении выявленных нарушений;
3) внеплановые проверки, проводимые в соответствии с поручение Президента РФ, Правительства РФ, прокуратуры;
4) внеплановые проверки, проводимые по заявлению работника о нарушении его трудовых прав;
5) внеплановые проверки, проводимые в соответствии с запросом работника

О внеплановой проверке работодатель должен быть предупрежден за 24 часа до нее. Не допускается предупреждение работодателя о факте выездной проверки по:
1) обращениям и заявлений третьих лиц о фактах нарушений трудового законодательства;
2) обращений и заявлений работника о нарушении его трудовых прав.

По ст.12 Конвенции МОТ №81 инспектор уведомляет о проведении внеплановой проверке, если только не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

Сроки проверки не могут превышать 20 дней. В отношении субъектов малого предпринимательства 50 часов. Сроки могут быть продлены на 20 дней / 15 часов.

Окончание проверки работодателю вручается акт проверки по соблюдению обязательных требований.

В нем отражаются:
1. Факт соответствия или несоответствия обязательным требованиям.
2. Факты выявленных нарушений в сфере обязательных требований.
3. Факты неповиновения законным распоряжениям инспектора.
4. Факты воспрепятствования инспекторам осуществления их служебных обязанностей.

К акту прилагаются:
1. Протоколы заключения проведенных работодателем испытаний, экспертиз.
2. Объяснения работников, виновных в нарушениях.
3. Предписания об устранении выявленных нарушений.

Оформление акта проверки:
1. В двух экземплярах.
2. Один экземпляр вручается работодателем под расписку, либо с актом об отказе ознакомиться с актом.
3. Работодатель имеет право выражать согласие либо несогласие с данными актами. В случае несогласия инспектор разъясняет право представить В ГИТ на имя руководителя возражения на акт о проверке в течение 15 дней с даты получения акта. Возражения рассматриваются в течение 10 рабочих дней, оформляется письменным решением, которое в течение 3 дней доводится до сведения работодателя.

После проведения надзорных мероприятий, в случае выявления нарушения инспектор обязан:
1. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (сроки устанавливает сам инспектор). Предписание оформляется в двух экземплярах. Работодатель имеет право просить о продлении срока устранения нарушений.
2. Принять исчерпывающие меры по контролю за устранением выявленных нарушений, а также мер по привлечению лиц, допустивших нарушений к ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: