Права профсоюзных инспекторов труда

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

1. осуществлять контроль за соблюдением работодателями ТЗ и иных НПА, содержащих нормы ТП;

2. проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

3. принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4. получатьинформацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - ИП о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

5. защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

6. предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

7. направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений ТЗ и иных НПА, содержащих нормы ТП, обязательные для рассмотрения;

8. осуществлятьпроверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

9. принимать участиев работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

10. принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

11. принимать участие в разработке проектов ФЗ и иных НПА РФ, законов и НПА субъектов РФ, НПА ОМСУ, содержащих нормы ТП;

12. принимать участие в разработке проектов подзаконных НПА, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;

13. обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении ТХ и иных актов, содержащих нормы ТП, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

16. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов.

Согласно статье 372 ТК России

1)Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации

2)Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

3) В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию,

· работодатель может согласиться с ним

· либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

4)При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора

5) Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации о бязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Кратко: работодатель направляет проект, выборный орган направление мнение, и работодатель может с ним согласиться, либо же провести доп. Консультации, и при недостижении согласия таки принять все равно НПА, в свою очередь орган может оспорить решение в суд или гос. инспекцию

17.Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

Согласно статье 373 ТК России

1)При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 ТК с работником, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

2)Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

3)В случае несогласия, ВОППО в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

· При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда.

· Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

4)Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

5) Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

Кратко: работодатель направляет проект приказа, орган направляет ответное мнение, при несогласии проводятся консультации, и работодатель может принять решение, которое можно оспорить (похоже на случай с НПА, но тут сроки иные)

18.Формы самозащиты.

вопреки названию статьи 379 ТК РФ, сформулированному как «Формы самозащиты», она предусматривает лишь одну форму – отказ от выполнения трудовых обязанностей, приводя при этом два случая, в которых работник может отказаться от выполнения работы: не предусмотренной трудовым договором и непосредственно угрожающей жизни и здоровью работника. Вместе с тем согласно части 2 ст. 379 ТКРФ в целях самозащиты трудовых прав работник вправе отказаться от выполнения работы и в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Следовательно, к форме самозащиты относится отказ работника от выполнения любых незаконных распоряжений работодателя, а также(далее идут уточнения других случаев, основных же всего два, они были выше, эти для общего ознакомления, на всякий случай):

1) ст. 142 ТК РФ, - приостановка работы в случае задержки выплаты заработной платы

2) работник вправе отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, в частности, от работы с вредными и (или) опасными условиями труда, если их выполнение не предусмотрено трудовым договором.

3) Работник вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей и выхода на работу в связи с невыплатой заработной платы, в том числе частичной.

4) Работник вправе отказаться от выполнения незаконных распоряжений работодателя.

5) Работник вправе отказаться от дачи объяснений при привлечении к дисциплинарной ответственности, а также от дачи свидетельских показаний по трудовым делам против своих близких. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Конституции РФ работник может отказаться от дачи свидетельских показаний против себя самого, своего супруга и близких родственников.

6) Работник вправе отказаться от направления в командировку, когда в соответствии с законодательством такое направление может состояться только с письменного согласия работника

7) Работник вправе отказаться от выполнения сверхурочных работ, работ в выходные и нерабочие праздничные дни, к которым он привлекается с нарушением законодательства, а также от досрочного выхода из отпуска

8) Работник вправе отказаться от предоставления представителям работодателя документов и сведений, которые не касаются выполняемой им трудовой функции и предоставление которых не предусмотрено действующим законодательством.

9) Работник вправе прекратить выход на работу по истечении двухнедельного срока предупреждения при увольнении по собственному желанию.

10) Работник вправе отказаться от получения трудовой книжки, в которую внесены не соответствующие законодательству записи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: