Констатирующий эксперимент

Цель эксперимента: исследование психологических факторов агрессивного поведения и способов его коррекции.

Экспериментальная гипотеза: основными психологическими факторами агрессивного поведения в подростковом возрасте являются эмоциональная неустойчивость, проявления бессознательного, вызванные неблагоприятной социальной ситуацией развития, отсутствием необходимой психолого-педагогической помощи.

Этапы исследования:

Проведение констатирующего эксперимента - первичной диагностики наличного уровня проявления агрессии у испытуемых;

Определение факторов агрессивного поведения и форм его выражения у испытуемых;

Формирующий этап - апробация на практике методики снижения агрессивности у подростков;

Проведение контрольной диагностики - измерение эффективности использованной методики.

Исследование проводилось на базе МОУ «Школа №30» г. Красноярска среди учащихся 7-9 классов. Всего в исследовании приняло участие 20 человек, чье поведение трактовалось учителями и школьным психологом как «чрезмерно агрессивное». Половозрастной состав испытуемых представлен на диаграмме ниже.

Рис 1.1 Половозрастной состав испытуемых

Определение степени агрессивности подростков проводилось с помощью следующих методик диагностики:

§опросник Басса-Дарки;

§тест руки Вагнера;

§методика «Несуществующее животное».

1. Диагностика состояния агрессии Басса-Дарки

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Ответы оцениваются по восьми шкалам:

·физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;

·косвенная агрессия - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;

·раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

·негативизм - оппозиционна манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;

·обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

·подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред;

·вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов;

·чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

За каждый положительный ответ начисляется один балл. Сумма баллов подсчитывается по каждой шкале и по всем шкалам вместе.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3.

. Тест руки Вагнера

В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.

Стимульный материал - стандартные 9 изображений кисти руки и одна без изображения, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении.

Все ответы фиксируются в протоколе. Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит карточку, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.

При обработке полученных результатов каждый ответ испытуемого относят к одной из 11 категорий: агрессия, указание, страх, эмоциональность, коммуникация, зависимость, демонстративность, увечность, активная безличность, пассивная безличность, описание.

После категоризации подсчитывается число высказываний в каждой категории. Максимальное число баллов, которое может набрать испытуемый, учитывая, что он дает по четыре ответа на каждую карточку - 40. Однако испытуемый может давать больше ответов по одним категориям и меньше по другим.

Ответы, относящиеся к категориям «Агрессия» и «Указание», рассматриваются: как связанные с готовностью обследуемого к высшему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению.

Категории ответов: «Страх», «Эмоциональность», «Коммуникация» и «Зависимость» отражают тенденцию к действию, направленную на приспособление к социальной среде; при этом вероятность агрессивного поведения незначительна.

Ответы, относящиеся к категориям «Демонстративность» и «Увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т.к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнять мотивы агрессивного поведения.

Категории «Активная безличность» и «Пассивная безличность» в анализе также не участвуют, так как их влияние на агрессивность поведения не однозначно.

Суммарный балл агрессивности вычисляется, по формуле:

А = (Агрессия + Указание) - (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость)

Средние показатели агрессивности у обычных подростков - -0,56; у хулиганов - 1,84.

. Методика «Несуществующее животное»

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка).

Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.

Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики.

Подлежат оценке: положение рисунка на листе, центральная смысловая часть фигуры, несущая, опорная часть фигуры, части, поднимающиеся над уровнем фигуры, контуры фигуры, общая энергия, оценка характера линий. Схема интерпретации рисунков представлена в приложении.

Приведем результаты первичной диагностики агрессивности.

Таблица 2.2 Результаты первичной диагностики по методике Басса-Дарки

№ГруппаПоказатели агрессивностиПоказатели враждебностинормавыше нормынормавыше нормы1Испытуемые57%43%57%43%Таблица 2.3 Показатели агрессивности по методике Басса-Дарки при первичной диагностике

Вид агрессииБаллыФизическая92Вербальная102Косвенная96Негативизм96Раздражение69Подозрительность64Обида73Чувство вины35Индекс агрессивности97Индекс враждебности68

Рис. 2.2 Результаты первичной диагностики по методике Вагнера

Оценка психологом рисунков испытуемых, подготовленных по методике «Несуществующее животное», показало преобладание следующих черт: положение рисунков ближе к верхнему краю листа, положение головы «анфас» с прорисовкой рта и зубов, наличие устрашающих деталей гардероба на существах, прорисовка контуров рисунка, затемнение линий контуров, преобладание угловатых выпуклых форм.

Результаты первичной диагностики указывают на наличие отклонений в показателях агрессивности у 70% испытуемых (17 человек): высокие показатели агрессивности и враждебности по первым двум методикам, наличие черт в рисунках, свидетельствующих об агрессивности к окружающим. Это подтверждает необходимость проведения коррекционных занятий с детьми по снижению уровня агрессивности.

На следующем шаге нами были исследованы наличные проявления агрессивного поведения у испытуемых, а также, факторы, которые могли бы стать причиной подобного поведения.

Опрос педагогов, анализ данных о семейно-бытовой жизни испытуемых, их окружении позволил выделить несколько групп детей согласно типам проявлений агрессии:

. Дети, для которых агрессия является нормой поведения. Таких детей оказалось пятеро: Игорь Б., 14 лет, Олег Н., 13 лет, Катя С., 14 лет, Петя Б., 13 лет, Наташа С., 13 лет. Все эти дети грубы в общении, не считаются с какими-либо авторитетами, часто раздражены, постоянно находятся в конфликтах со сверстниками и педагогами. Они не выполняют домашние задания, опаздывают на уроки, на уроках ведут себя развязно, часто срывают занятия.

. Дети, применяющие агрессию как защитный механизм. Таких детей было четверо: Яна У., 14 лет, Дима Б, 13 лет, Аня К., 12 лет, Саша Р., 12 лет. Их отличало достаточно ровное социально приемлемое поведение в школе и в семье. Но при наступлении ситуаций риска (конфликт со сверстниками, плохая отметка, нежелание выполнять поручения учителя и пр.) эти дети часто реагировали агрессивно. Они начинали перерекаться с учителем, отказывались выполнять его просьбы, вступали в словесную перепалку со сверстниками. Такая же ситуация по словам родителей детей наблюдается и дома. Если что-либо идет в разрез их желаниям, сразу же следует агрессия.

. Дети с частыми проявлениями агрессии. Детей из данной группы было 11. Их отличает несдержанность в общении с детьми не из своей группы общения, они редко выступают против педагогов, но часто вступают в конфликты со сверстниками, получают дисциплинарные замечания. Агрессия не является нормой поведения для них, но агрессивные реакции проявляются с частой периодичностью. Среди таковых: ломка имущества в школе, ругань, драки.

Беседы с преподавателями помогли определить список факторов агрессивного поведения у испытуемых:

. Неблагоприятная социальная среда. Все испытуемые из первой группы живут в неблагополучных семьях. Родители этих детей зачастую выпивают, редко являются в школу, стоят на учете в милиции. Это напрямую сказывается на поведении детей, их психоэмоциональном состоянии. Агрессия является нормой отношений в семье, поэтому логично ожидать переноса подобного поведения детьми и в общество. Неблагополучная семья вырабатывает у ребенка чувство собственной неполноценности, зависти, одиночества. Постоянные стрессовые ситуации заставляют быть настороже и агрессивная реакция является самым простым способом преодоления стрессов.

. Эмоциональная неустойчивость, неспособность адекватно реагировать на стрессовые ситуации. К сожалению, обучение в средней школе все чаще сопряжено со стрессом. Стрессовые ситуации возникают в общении со сверстниками, с родителями, с учителями. Сказываются и особенности психического развития в подростковом возрасте. В этой ситуации крайне важно уметь адекватно реагировать на стресс, осознавать проблему, находить пути ее разрешения. Участники эксперимента, к сожалению, не обладали адекватными способами разрешения конфликтов и на все претензии к себе, проблемные ситуации реагировали агрессивно. Исследование показало, что с этими детьми не проводилось превентивной работы по недопущению агрессивных реакций. Таким образом, дети просто не владеют какими-либо еще способами разрешения конфликтов, выхода из стрессов помимо агрессии.

. Бессознательное проявление агрессии. Проявление данного фактора опять же обусловлено отсутствием внимания к агрессии ребенка со стороны родителей, педагогов, в результате чего ребенок перестает воспринимать причины своего поведения, понимать, что оно неприемлемо. Агрессия становится неотъемлемым атрибутом поведения ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: