С целью проверки эффективности проделанной коррекционной работы была проведена контрольная диагностика с использованием методик, описанных в п. 2.1.
Таблица 2.5 Результаты контрольной диагностики по методике Басса-Дарки
№ГруппаПоказатели агрессивностиПоказатели враждебностинормавыше нормынормавыше нормы1Испытуемые72%28%67%33%
Как видно из таблицы количество детей с показателями агрессивности выше нормы значительно снизилось.
Используя методы статистического анализа, определим значимость изменений в результатах по данной методике в контрольном эксперименте по сравнению с первичной диагностикой.
Для оценки наличия отличий воспользуемся коэффициентом Стьюдента.
Таблица 2.6 Расчет значимости отличий в показателях уровня агрессии по коэффициенту Стьюдента
№Контр.Экспер.x-xсрy-yср(x-xср)І(y-yср)І136-1,472,402,155,762934,53-0,6020,550,363580,534,400,2819,3641035,53-0,6030,620,365964,532,4020,555,7669104,536,4020,5540,967661,532,402,355,768823,532,0012,484,009661,536,002,3536,001024-2,473,136,089,82Сумма6754 117,98128,14Среднее4,473,60
Разница по абсолютной величине между средними-0,87
Sd=?(хi- х)2+?(уi- у)2 * (n1+n2)
(n1+n2-2) (n1*n2)
Sd=?117,98+128,14 *20/100= 2,46
Сформулируем экспериментальные гипотезы:
H0: различия в показателях агрессии в экспериментальной группе не отличаются от показателей агрессии в контрольной группе.
H1: показатели агрессии в экспериментальной группе значительно отличаются от показателей агрессии в контрольной группе.
tэмп= 1,84
tкр.= 1,21
Вывод: принимаем гипотезу H1 (tэмп> tкр.), т.е. существуют значимые различия в показателях уровня агрессии между контрольной и экспериментальной группой.
Произведем подобный расчет для показателя «враждебность».
Сформулируем экспериментальные гипотезы:
H0: различия в показателях враждебности в экспериментальной группе не отличаются от показателей агрессии в контрольной группе.
H1: показатели враждебности в экспериментальной группе значительно отличаются от показателей агрессии в контрольной группе.
tэмп= 1,84
tкр.= 1,21
Вывод: таким образом, существуют значимые различия в показателях уровня враждебности между контрольной и экспериментальной группой (tэмп> tкр.).
Таблица 2.7 Показатели агрессивности по методике Басса-Дарки при контрольной диагностике
Вид агрессииБаллыФизическая87Вербальная92Косвенная78Негативизм81Раздражение57Подозрительность58Обида67Чувство вины29Индекс агрессивности84Индекс враждебности54
Произведем расчет статистической значимости показателей агрессивности по методике Басса-Дарки при контрольной диагностике в контрольной и экспериментальной группах.
Таблица 2.8 Расчет значимости отличий в показателях уровня агрессии по коэффициенту Стьюдента (методика Басса-Дарки)
№Контр.Экспер.x-xсрy-yср(x-xср)І(y-yср)І1460,021,801,152,252732,820,4020,550,363340,62,400,2819,364854,42,808,6216,365784,52,407,5514,766384,57,4012,5110,907461,53,802,335,768544,82,0014,444,009681,46,002,3536,0010442,473,76,089,82Сумма4774 112,45112,23Среднее3,472,60
Разница по абсолютной величине между средними-0,56
Sd=?(хi- х)2+?(уi- у)2 * (n1+n2)
(n1+n2-2) (n1*n2)
Sd=?117,98+128,14 *20/100= 2,46
tэмп= 2,14
tкр.= 1,70
Вывод: таким образом, существуют значимые различия в показателях уровня агрессии между контрольной и экспериментальной группой (tэмп> tкр.).
Рис. 3. Результаты контрольной диагностики по методике Вагнера
Оценка психологом рисунков испытуемых, подготовленных по методике «Несуществующее животное», показала преобладание следующих изменений: снизилось количество острых углов и выпуклых форм, нарисованные существа больше похожи на «мультяшных» героев, некоторое количество детей рисовали существ в профиль, стало больше героев, отображающих позитивные эмоции.
Сравним результаты первичной и контрольной диагностик.
Таблица 9. Сравнение результатов первичной и контрольной диагностик
№ДиагностикаПервая методикаВторая методикаТретья методикаУровень агрессииУровень враждебностиУровень агрессивностиОписание черт1Первичная43%43%37%Грубые черты, эгоцентризм, враждебность рисунка.2Контрольная28%33%29%Мягкие контуры, отображение положительных эмоций.
Как видно из таблицы, показатели агрессивности стали меньше. Это прослеживается по всем трем методикам, примененным нами в ходе исследование. Все это дает основания утверждать, что проведенная коррекционная работа положительно повлияла на снижение уровня агрессии испытуемых.