double arrow

Методы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения


Анализ психологической и педагогической литературы позволяет указать на различного рода концепции, а также способы и методы воспитательных действий. Проблемами психолого-педагогической коррекции девиантного поведения занимались такие ученые, как Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошин, А.Ф. Лазурский, А.В. Владимирский, Н.В. Чехов и др.

Выбор и целесообразность использования того или иного метода коррекции обусловлены возрастными особенностями объекта коррекции, преобладающих в каждом конкретном случае факторов агрессивного поведения.

Смирнова Т.П. выделяет базовые направления коррекции агрессивного поведения [21, C. 44]:

1.Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

2.Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.

.Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

.Снижение уровня личностной тревожности.

.Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.

.Развитие позитивной самооценки.

.Обучение ребенка выражению своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих.

Какой не была бы причина развития агрессивности у ребенка, психологи и педагоги должны иметь под рукой реальные инструменты ликвидации причин и последствий агрессивного поведения ребенка. Одну из моделей подобного инструмента предложила группа психологов, опираясь на характерологические особенности поведения агрессивного ребенка. Данная модель (Семенюк Л.М.) представлена ниже.

Таблица 1.1 Способы психолого-педагогической работы с агрессивными детьми [10, 55]

Характерологические особенности ребенкаНаправления коррекционной работыМетоды и техники терапевтического воздействия1. Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствительность к негативному отношению к себе.. Снижение уровня личностной тревожности1) релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, 2) работа со страхами; 3) ролевые игры2. Слабое осознание собственного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатииФормирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии1) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния; 2) придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния;3) рисование, лепка эмоций; 4) пластическое изображение эмоций; 5) работа с эмоциями через сенсорные каналы; 6) изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица этих предметов и явлений; 7) разыгрывание сценок, отражающих различные эмоциональные состояния; 8) методика - «я грустный (радостный и т.д.), когда…» 9) ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы»3.Неадекватная самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающихРазвитие позитивной самооценки1) упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я-состояний»; 2) разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи; 3) включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, студий, кружков4. Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действийКоррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом1) выражение гнева безопасным способом во внешнем плане; 2) пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения; 3) многократное повторение деструктивного действия безопасным для себя и окружающих способом; 4) рисование гнева, а также лепка из пластилина или глины, обсуждение, в каких ситуациях он испытывает такой гнев; 5) «письма гнева»; 6) «галерея негативных портретов»; 7) использование приемов арт-терапии, гештальт-терапии, эмоционально-образной терапии в целях более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации5. Слабый контроль над своими эмоциямиКоррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом1) релаксац. техники - мышечная релаксация + глубокое дыхание + визуализация ситуации; 2) перевод деструктивных действий в вербальный план; 3) ввод правила: «посчитай до 10, прежде чем перейдешь к действию»;4) ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля; 5) сочинение рассказа от имени своего гнева с последующим отражением этого чувства в движениях; 6) осознание своего гнева через сенсорные каналы; 7) осознание своего гнева через телесные ощущения6. Ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведенияПоведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении1) работа с картинками, отражающими проблемные ситуации; 2) разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации; 3) использование игр, включающих в себя элементы соперничества; 4) использование игр, направленных на сотрудничество; 5) разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление ее в ролевой игре;6) введение на занятиях определенных правил поведения с использованием системы поощрений и привилегий в случае с их соблюдения; 7) введение ребенком блокнотика в целях обучения самонаблюдению и контролю над поведением; 8) введение ребенком вместе с учителями карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребенка с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил; 9) включение ребенка в спортивные командные игры7. Работа с родителями и педагогамиКонсультативная и коррекционная работа с родителями и учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.1) информирование педагогов и родителей об индивид.-психолог. особенностях агрессивного ребенка; 2) обучение распознанию собственных негативных эмоц.состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия;3) обучение учителей и родителей навыкам «ненасильственного» общения - «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией; 4) отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру; 5) помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания; 6) отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения; 7) включение ребенка в работу различных секций, кружков, студий.


Сейчас читают про: