Во второй главе описывается опыт экспериментально-исследовательской работы, направленной на изучение особенностей развития агрессии у современных подростков и способов ее снижения.
Исследование проводилось на базе МОУ «Школа №30» г. Красноярска среди учащихся 7-9 классов. Всего в исследовании приняло участие 20 человек.
Исследование проходило в четыре этапа:
1.Проведение констатирующего эксперимента - первичной диагностики наличного уровня проявления агрессии у испытуемых;
.Определение факторов агрессивного поведения и форм его выражения у испытуемых;
.Формирующий этап - апробация на практике методики снижения агрессивности у подростков;
4.Проведение контрольной диагностики - измерение эффективности использованной методики.
Определение степени агрессивности подростков проводилось с помощью следующих методик диагностики:
§опросник Басса-Дарки;
§тест руки Вагнера;
§методика «Несуществующее животное».
Результаты первичной диагностики указывают на наличие отклонений в показателях агрессивности у 70% испытуемых (17 человек): высокие показатели агрессивности и враждебности по первым двум методикам, наличие черт в рисунках, свидетельствующих об агрессивности к окружающим.
|
|
Агрессивное поведение испытуемых проявлялось в неуважительном отношении к сверстникам и педагогам, многочисленных конфликтах с окружающими, дисциплинарных нарушениях, драках, ругани.
Были выделены следующие факторы агрессивного поведения испытуемых:
неблагоприятная социальная ситуация развития, способствовавшая развитию социофобий, повышенной тревожности;
бессознательные проявления агрессии;
эмоциональная неустойчивость, неспособность к разрешению стрессовых и конфликтных ситуаций.
Работа по снижению уровня агрессивности проводилась с по методике О.Г. Златогорской. Количество занятий - 10 по 45 минут каждое с периодичностью 2 раза в неделю.
Цели методики:
§обучение подростков приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры;
§формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях;
§формирование мотивации самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.
В результате контрольного измерения удалось обнаружить значительное снижение уровня агрессии (у 30% испытуемых), что свидетельствует об эффективности проведенной коррекционно-развивающей деятельности.