Социальное развитие. Социальное развитие (формирование менталитета) ребенка, начинается с первых месяцев его жизни, вследствие реагирования на окружающие его социальные факторы

Социальное развитие (формирование менталитета) ребенка, начинается с первых месяцев его жизни, вследствие реагирования на окружающие его социальные факторы. К примеру, разговоры взрослых, смех, кормление, по средствам которых он постепенно познает характер их поведения и смысл этого поведения, таким образом приобретая окраску того общества в котором он живет, то есть его менталитет.
Как показали исследования, ребенок уже в первый месяц своей жизни реагирует на голос человека, отличая его от других звуков, а на втором месяце он начинает улыбаться матери, когда она к нему подходит, а также смеется тем, кто вокруг него. На третьем месяце ребенок, слыша голос матери успокаивается и перестает плакать, а на шестом уже понимает выражение мимики лица как довольство и гнев.
Ко второму году своей жизни ребенок становится индивидуумом для его друзей и общества. Наиболее проявляющимся качеством этого возраста является сильное желание ребенка концентрировать все внимание на себе и естественно это качество является препятствием при игре с другими детьми, ибо такова реальность социального развития. Но в тоже время, ребенок желает играть возле других детей, где у них происходит соперничество за игрушки или за что-либо другое, то есть ребенок начинает забирать игрушку у другого в результате чего, в большинстве случаев, эта эмоциональная вспышка переходит в плач или драку за эту игрушку. Поэтому наиболее гармоничные отношения складываются между двумя детьми.
Для того чтобы свести это соперничество между детьми к минимуму, матери необходимо, по возможности, обеспечить детей достаточным количеством игрушек, тем ни менее ей всегда необходимо быть готовой разъединить детей в случае возникновения ссоры. А если же это произошло, то ей не стоит сразу вмешиваться, а дать возможность детям разобраться самостоятельно, за исключением тех случаев, когда есть опасность для детей, как например причинение боли друг другу.

В этом возрасте дети очень хотят владеть игрушками и тому подобными вещами, поэтому они защищают то, чем владеют и не разрешают другим играться с ними, даже в тот момент, когда он с ними не играет.
В связи с этим матери необходимо убедить ребенка в том, что его друг не хочет отобрать и присвоить себе его игрушки, а он только хочет поиграть с ними, после чего вернет ему назад. Исходя из этого, ребенку необходимо проявлять доброжелательность к его друзьям, позволяя им играть с его игрушками и самому играть с их игрушками небольшой промежуток времени, после чего возвращать все назад.
Вышесказанное поможет ослабить сильное желание ребенка владеть чем либо и предотвратить проявление алчности в других вещах. Сказал Пророк: «Человек рождается со всеми качествами, кроме предательства и вранья». Точно так же, как есть в ребенке проявление сильного желания владеть чем либо, так же в нем есть проявления скупости и щедрости, эгоизма и альтруизма, которые исходят из инстинкта самосохранение человека. В следствии этого, одно проявление может занимать место другого путем усиления одного и ослабления другого или же проявление их всех в определенной ситуации, которые исходят из понятий и склонностей человека. Именно воспитатель может уменьшить проявления качеств жадности, то есть сильное желание владеть чем либо, путем усиления щедрости. Однако не возможно образовать это качество путем силы. Ввиду этого матери или воспитателю необходимо помочь ребенку в образовании этого качества в его поведении путем практического применения, то есть, к примеру, побуждая ребенка, длительный период времени, делится с его братьями и друзьями игрушками. После чего предоставить ребенка самому себе и не принуждать его делиться игрушками, тогда в скором времени он поймет, что играя с кем-то он получает то наслаждение, которого нет при игре одному. И это взаимодействие с детьми будет увеличивать в ребенке, во-первых, доверие к другим детям, а во-вторых, будет происходить взаимообмен мыслями путем их общения.
Ребенок в этом возрасте не понимает и не ощущает чувств других, и если он ударил ребенка причинив тому боль, от которой он заплакал, то ударивший ребенок не понимает что причиной этого является он сам. Поэтому матери необходимо разъяснить ребенку о том, что результатом этого, являются его действий при этом не наказывая его. Или же если он укусил другого ребенка, то ей необходимо сказать: «Зубы твои причинили боль и он плачет из-за укуса твоего».
Одной из причин по которой ребенок бьет другого ребенка, может быть любопытство или проявление агрессии у него, по причине недостатка внимания родителей, или же ревность к младшему брату, или постоянные обиды детей постарше, которым он не в состоянии противостоять, поэтому матери, прежде всего, надо узнать причину такого поведения, а затем исправить ее. В этом возрасте ребенок очень искусно подражает действиям других, а больше всего он склонен подражать матери в ее делах, как например, моет посуду вместе с ней, стоит возле стиральной машинки, для того, чтобы помочь постирать, поэтому здесь матери необходимо превратить эту помощь в игру, для удовлетворения его желания, кроме тех случаев когда она спешит и не может уделить время игре или же это дело является опасным для ребенка. Во всех же остальных случаях ей необходимо не отстранять ребенка, а наоборот развивать их в нем.
В этом возрасте ребенок играя подражает другим. Например, ставя игрушку перед собой на кровать начинает разговаривать с ней так, как разговаривает с ним мать и петь ее голосом. И если была со стороны матери строгость к ребенку, то он тоже проявляет это по отношению к игрушке. Эта активность ребенка помогает ему понять социальное поведение, которому следует его мать и он вместе с ней, так как она в этих случаях будет хорошим примером, который сыграет важную роль в жизни ребенка.
Ребенок будет доволен когда вместе с матерью будет ходить в гости к друзьям и родственникам, особенно к тем которые живут рядом, в результате чего будет узнавать историю своей семьи, домашние устои и ощутит позитивные эмоции от внимания к нему других.
А если же к вам в дом пришли гости, то матери необходимо побуждать ребенка к участию в приеме гостей, в их приветствии и предоставлении угощений.

В трех – четырех летнем возрасте у ребенка уменьшается чувство себялюбия и он начинает все меньше полагаться на мать, так как начинает чувствовать самостоятельность и свою безопасность.
В нем увеличивается желание играть с детьми, в результате которой он и узнает, что дети размышляют по-разному, а не так как думает он, и у них у всех есть индивидуальные качества, что их и делает разными. Именно часть этих качеств притягивает его к другим детям и у ребенка раскрываются и проявляются личные качества, из-за которых он и становится интересным другим и поднимается его самооценка в своих глазах. После чего ребенок перестает соперничать с другими детьми, а все чаще начинает играть с ними. Также перестает использовать силу и плач, чтобы получить то, что он хочет, а наоборот просит вежливо и его поведение становится все менее агрессивным. Ребенок начинает все больше времени проводить в игре с другими детьми, находя самостоятельно решения в конфликтных ситуациях. Исходя из этого, матери необходимо побуждать и поощрять это проявление во взаимоотношениях.

Если произошел конфликт между вашим ребенком и другими детьми, то матери необходимо помочь ребенку выразить его чувства и эмоции, а также помочь понять причину его обеспокоенности и сказать ему, что она понимает его состояние. В то же время матери необходимо разъяснить, что посягательство на другого ребенка не является правильным путем для выражения своих чувств.
Также матери необходимо помочь своему ребенку посмотреть на эту ситуацию с точки зрения другого ребенка, то есть, напомнить ему, то, что он чувствовал, когда на него кричал или ударил другой ребенок. После чего предложить другие способы разрешения конфликта и когда ребенок начал понимать ошибочность поступка, после этого матери следует попросить ребенка извиниться за сделанную им ошибку.
В этом возрасте интересы ребенка уменьшают конфликтные ситуации с другими детьми, так как он начинает пробывать воображать в играх, повторяя в них мать или отца, богатого или бедного, сильного или слабого, вследствие чего он начинает понимать различные чувства, такие как любовь, неприязнь, грубость, милость, сочувствие и мысли связанные с этими чувствами.
В своей воображаемой игре ребенок начинает определять пол, к которому он принадлежит. Так, к примеру, мальчики начинают играть роль отца или дедушки, тогда как девочки играют роль матери или девочки. Потому, что в этом возрасте на мальчика оказывают влияние отец и братья, в то время как девочка тянется к матери и сестрам.
В этом возрасте мальчик белее агрессивный, чем девочка, которая более склонна к разговору, чем мальчик. Она отдает, предпочтение игре с куклами используя косметику, одевается в платья, делает маникюр, тогда как мальчик предпочитает гордиться, к примеру, носит пистолет или винтовку, надевает военную форму. В таких случаях родителям необходимо побуждать ребенка, одобряя и поощряя за это.
С четырех лет ребенок уже живет полной социальной жизнью со своими друзьями, начиная предпочитать одних над другими, все больше склоняясь к детям своего пола, по мере возможности оценивая себя и возможности друзей на верность. Между детьми уменьшаются ссоры, так как они в состоянии выразить то, что хотят и любят того, кто соглашается с ними.
В этом возрасте дети начинают, слушаться лидера, который составляет их планы, и с пяти лет становится легче найти взаимопонимание между тремя детьми. И если ребенок живет в доме, где нет детей его возраста, в этом случае матери необходимо выделить время для игры с детьми. Как, например, пойти с ним в парк, а также побуждать его приглашать кого-то из друзей к себе домой, так как это помогает ребенку почувствовать гордость за себя и свою семью. И если он пришел домой со своими друзьями, в этом случае родителям необходимо проявить гостеприимство, что в свою очередь увеличит уважение детей к нему, так как детей совсем не интересует вид дома и его содержимое.
В этом периоде друзья оказывают сильное влияние на мысли, чувства и поведение ребенка, в результате чего он начинает прилагать усилия в подражании им, мало того, он начинает подражать в нарушении норм поведения, на которых он был воспитан. Так как он узнает нормы, которых не было в его доме и пытается ощутить новые чувства, от выполнения действий, которые были ему запрещены. К примеру, надевать одежду или употреблять в пищу то, что ему запрещали. В этой ситуации, матери не следует отчаиваться, если произошли изменения в ее взаимоотношениях с сыном из-за смешения норм. И это может выражаться в возражении матери и грубом отношении к ней. В этом случае матери не следует удивляться, так как это является положительным признаком того, что он познает, как бросить вызов власти, при этом исследуя границы вызова. Так что же делать в этом случае?

Наилучшим способом, решения этой ситуации, будет порицание поступка ребенка, а также диалог с ним спрашивая о том, что он хотел выразить этим поступком или что он чувствовал, делая его. Так как увеличение гнева матери на каждый проступок ребенка, будет только способствовать ослушанию. Поэтому матери необходимо порицать проступки ребенка спокойно, что бы не было побуждения на продолжение такого поведения, в тоже время предостерегая его от повторения ослушания. Иначе это ослушание приведет к наказанию, о котором предостерегала его мать, то есть поставит в угол, но не больше пяти минут. А также похвалить ребенка, когда он исправит свое поведение самостоятельно. Объяснение этого будет в последующих главах об эффективности повеления и изоляции ребенка (угол).
Матери необходимо выяснить, что считает ребенок добром и злом, для того чтобы определить следующее: он слушается ее, так как считает это правильным или выполняет это, так как боится наказания матери. А также узнать понимает ли он разницу между тем, когда он знает, что это плохо и делает намеренно, и между тем, когда он не знает что это плохо, но делает. В этом случае ребенок нуждается в разъяснении, которое поможет ему в понимании неправильного поведения. И если был ребенок наказан матерью, то ей необходимо разъяснить, что это наказание было за плохой поступок, но она по-прежнему любит его как сына.
И вместо того, что бы сказать ребенку: «ты плохой», должна ему сказать: «я беспокоюсь о твоем поступке». Пришло в хадисе «…поистине ты человек и в тебе есть понятия времен джахилии…» в этом хадисе Пророк не сказал Абу Зару, что он джагиль, а сказал поистине ты человек и в тебе есть понятия времен джахилии.
В тот момент, когда ребенок совершил плохой поступок ненамеренно и почувствовал свою вину, матери необходимо успокоить его и сказать что это ошибка, которую ребенок совершил непреднамеренно, а также не выражать свое беспокойство из-за поступка ребенка, что бы он не подумал что гнев матери, вызван его поступком.
Также важным для ребенка является то, что бы мать давала ему выполнять те задания, которые он может сделать, после чего хвалила его за результат выполненного задания. Таким образом, ребенок приучается к ответственности за возложенные на него задания. К примеру, помощь в накрывании стола или уборка комнаты. А также, если мать ждет прихода гостей, ей необходимо предупредить ребенка об этом, и о том что она ожидает от него наилучшего поведения, за которое в последствии должна его похвалить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: