Эволюция налоговых систем

Развитие налоговых систем отражает как уровень развития экономики (динамика изменений и масштабы валового внутреннего продукта, товарный оборот, инвестиции, состояние денежного обращения), так и развитие форм государства (степень развития демократических процессов, форм зависимости государственной власти от общества). В этом отношении теоретический и практический интерес представляет сопоставление эволюции налоговых систем развитых зарубежных стран и отечественной налоговой системы.

В процессе становления налоговых систем западных стран происходило упорядочение и систематизация изъятий части доходов хозяйствующих субъектов в казну государства. Параллельно с этим внутри налоговых систем на смену поземельному и подушному налогам пришел подоходный налог. Общая тенденция развития налоговых систем — изменение соотношения между прямыми и косвенными налогами. Если до Первой мировой войны преобладали косвенные налоги, то после кризиса 20—30-х годов XX в. скачкообразно увеличилась роль прямых налогов.

Так, удельный пес прямых налогов в начале XX в. и после Великой депрессии возрос в США с 11 до 70%, Канаде — с 9 до 56, Австралии—с 10 до 51, Великобритании — с 48 до 60%.

Развитие прямого прогрессивного подоходного налогообложения позволило, во-первых, переложить основную тяжесть налогов на имущие классы и слои и, во-вторых, использовать, согласно кейнсианской концепции, финансовую помощь государства для решения социальных вопросов (сокращение безработицы, помощь малообеспеченным через систему социальных трансфертов).

Вторая волна усиления роли прямых налогов наблюдалась в США и странах Западной Европы в период с 1965 по 1975 г. Причиной этому послужили существенные темпы экономического роста в этих странах, сопровождавшиеся высокими темпами инфляции.

Доходы индивидуальных налогоплательщиков возрастали, и поэтому на них псе больше переносилась тяжесть налогообложения.

Стагфляция конца 70-х годов означала кризис кейнсианской модели регулирования и поставила развитие западных стран перед необходимостью пересмотра налоговых систем. Основанием этого явилось расширение и качественное изменение круга собственников.

С массовым развитием акционерных обществ, ориентированных на мелкого собственника, расширился круг последних. Инфляция в сочетании с высокими налогами, стала стимулом не накопления, а потребления. В этот период относительно возросло налогообложение потребления, т. с. наблюдался рост косвенных налогов.

В этот период косвенное налогообложение также окончательно претерпело принципиальные изменения. Если ранее однократно облагался акцизом широкий перечень товаров повседневного спроса, то с 20-х годов на первое место среди косвенных налогов выходит налог с оборота (налог с продаж), взимаемый на стадиях окончательной реализации подавляющего большинства товаров. В 1960—1970 гг. произошла следующая трансформация: налог с оборота во многих странах изменился на налог на добавленную стоимость, многократно взимаемый практически со всех товаров на всех стадиях их обработки и реализации. Таким образом, историческая цепочка развития косвенных налогов (без учета таможенных пошлин) выглядит следующим образом: акциз => налог с оборота => НДС.

В основу налоговых систем развитых стран в 1980—1990 гг. была положена неоклассическая теория финансов. Был взят курс на общее снижение тяжести налогового бремени, причем особенно ощутимо были снижены ставки на прибыль корпораций и личные доходы состоятельных слоев населения. Основная тяжесть подоходных налогов была перенесена на представителей среднего класса. Представление о современном состоянии налоговых систем развитых стран дают данные табл. 4.1.

Таблица 4.1

Роль отдельных налогов в формировании бюджетов в странах ЕС (данные усредненные, %)

Виды налогов Налоги на личные доходы; Налоги иа прибыль корпорации Социальные взносы Налог на добавленную стоимость Таможенные пошлины Прочие налоги
Удельный вес            

Налоговая система Российской империи до Первой мировой войны вследствие слабости развития рыночных отношений и высокой степени государственного монополизма базировалась не столько на налоговых, сколько на доналоговых поступлениях. В бюджетных доходах доминировали поступления от государственного хозяйства (в отдельные годы их удельный вес доходил до 65%; одна казенная винная монополия приносила около 25% доходов бюджета). Второе место но значимости поступлений приносили косвенные налоги (акцизы иа соль, сахар, чай, спички, керосин, табак и т. д.); третье место занимали таможенные сборы. Прямые налоги составляли в 1913 г. около 8% доходов бюджета, в том числе поземельная подать—2,5%, налоги на торгово-промышленную деятельность (промысловый налог) — около 5,5%.

На последнем следует остановиться особо. В 1898 г. была проведена реформа промыслового налога, пожалуй, самая удачная налоговая реформа в отечественной истории. Промысловый налог в споен преобладающей части взимался в форме налога с капитала по ставке 0,15% (отметим, что с акционерных предприятии с капиталом менее 100 руб. этот налог не взимался вообще; тем самым интуитивно предвосхищалась современная государственная поддержка малого предпринимательства) и процентного сбора с чистой прибыли также по крайне низкой ставке. Главное в этой реформе — щадящий режим налогообложения предпринимательства, что стимулировало инвестиции в основной капитал, усиливало хозяйственные мотивации.

Рассматриваемой реформе предшествовала денежная реформа С. 10. Витте 1897 г., обеспечившая введение и последующую стабильность российского золотого рубля. Устойчивое денежное обращение, крепкий рубль, льготное налогообложение предпринимательства сформировали условия для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской империи (в первое десятилетне XX в. среди всех стран мира темпы экономического развития России были наивысшими).

Прямое налогообложение в России было введено только в годы Первой мировой войны. 6 апреля 1916 г. царским правительством были приняты нормативно-правовые акты о государственном подоходном налоге с физических лиц, а 13 мал того же года — о временном налоге на прирост прибыли. Эти акты позднее были регламентированы постановлениями Временного правительства. 12 июня 1917 г. были изменены основания взимания и повышены ставки подоходного налога, налога па прирост прибылей и вознаграждений, а также введен «единовременный налог».

Предполагалось, что введение этих налогов увеличит наивысшую ставку прямого налогообложения в совокупности до 90% общего дохода плательщика. Подобное налогообложение стало как бы «национализацией» доходов имущих классов в условиях крайнего истощения финансовых ресурсов государства п военных условиях.

Однако все эти акты были приняты с большим запозданием. Несмотря на нормотворческие усилия Временного правительства, подоходный налог в 1917 г. не принес в казну государства практически ни одной копейки поступлений'.

В период «военного коммунизма» осуществлялся переход к изъятию не налогов, а самих капиталов. Тем самым, естественно, подры1 Буланже М. Из истории подоходного налога и налога па прибыль // Налоговый вестник. 1998. № б. С. 147, Ш.

вались всякие стимулы к предпринимательству, активизировались попытки переводов капиталов за границу.

Нарастание инфляции в годы Гражданской войны, постепенная натурализация всех хозяйственных связей подрывали смысл любых налогов вообще (не только прямых, но и акцизов). В начале 1921 г. была декларирована отмена всех денежных налогов и сборов.

В период нэпа предполагалось вначале осуществлять налогообложение как государственных, кооперативных предприятий на общих основаниях, так и частных в соответствии с одними и теми же принципами, одними и теми же законодательными актами. Однако доход государственных предприятий выступал как доход казны, поэтому налогообложение их сразу стало носить формальный характер и неизбежно заменялось индивидуализированным распределением прибыли государственными органами в соответствии с целесообразностью, но не в соответствии с законом.

Эволюция мировой налоговой практики начиная с 30-х годов носила следующий характер:

1 Резников Л. Настоящее и НЭП // Российский экономический журнал. 1996.

№ 4. С. 26.

• косвенные налоги эволюционировали к равномерному распределяемому налогу на добавленную стоимость (в настоящее время НДС взимается более чем в 60 странах);

• сложилось единообразное налогообложение фирм (так, в результате налоговых реформ 1980—1990-х гг. произошло устранение ряда налоговых льгот), были сокращены действовавшие налоговые ставки и т. д.;

• все большую роль в налогообложении стали играть личные доходы граждан.

В СССР денежные накопления народного хозяйства складывались из следующих источников: (а) прибыли хозрасчетных предприятий, (б) налога с оборота, (в) прочих поступлений (в том числе подоходного налога с граждан, государственных и таможенных пошлин и т. д.).

До хозяйственной реформы 1965 г. основной формой денежных поступлений был налог с оборота (до 46% в 1965 г.), затем стал увеличиваться удельный вес отчислений от прибыли (в 1985 г. они составляли 57%).

Наиболее сложный механизм распределения был характерен для 1988—1990 гг., когда стали действовать первая и вторая модели хозяйственного расчета, получившие свое название в соответствии с тем, что подлежало распределению на уровне предприятия — прибыль или доход.

Не случайно поэтому при формировании налоговой системы

1991 г. ориентировались именно на эти две формы распределитель-

ного механизма. Так, часть платежей, которые раньше осуществля-

лись из прибыли или дохода, преобразовывались в налоговые плате-

жи. Например, отчисления от расчетной прибыли в бюджет транс-

формировались в налог на прибыль (ставка налога для СССР была

установлена в 45%); плата за основные произ-

водственные фонды и нормируемые' оборотные средства — в налог на

имущество и т. д. Однако такой подход к формированию налоговой

системы просуществовал недолго, всего один год (1991). С 1992 г.

налогообложение стало во все большей степени ориентироваться на

опыт развитых зарубежных стран в части установления состава на-

логов, величины их ставок, направлений льготирования, а также уче-

та затрат. Однако игнорирование отечественных условий и опыта

привело к негативным финансовым, экономическим и социальным

последствиям.

В основу налогового законодательства заложены следующие ос-

новные принципы построения налоговой системы:

• универсализация налогообложения, обеспечивающая (а) одина-

ковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйст-

венной деятельности, не зависящие от видов собственности, организа-

ционно-правовых форм хозяйствования и т. д., (б) одинаковый под-

ход к исчислению величины налога независимо от источника полу-

ченного дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики, (в) еди-

ный подход к предоставлению права на получение налоговых льгот, а

также защиты законных интересов всех налогоплательщиков;

• использование множественности налогов, разнообразных их ви-

дов, позволяющее учесть как получаемые налогоплательщиками дохо-

ды, так и имущественное положение. В период кризисной ситуации в

экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со

сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой,

чем несколько видов поступлений с высокими ставками изъятия;

• четкое разграничение прав по установлению и взиманию нало-

говых платежей между различными уровнями власти;

• приоритет норм, установленных налоговым законодательством,

над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися

к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагиваю-

щие вопросы налогообложения;

• однократность обложения;

• приоритет международных договоров над внутренним налого-

вым законодательством по вопросам избежания двойного налогооб-

ложения;

• определение конкретного перечня прав и обязанностей налого-

плательщиков, с одной стороны, и налоговых органов —с другой.

К основным недостаткам этой налоговой системы следует отнести:

• противоречивость и запутанность налогового законодательства, его нестабильность и непредсказуемость, не позволяющие предпринимателям видеть перспективы своей деятельности, а также неоднократные, часто существенные изменения законов по отдельным налогам;

• сложный порядок определения налогооблагаемой базы большинства налогов;

• многочисленность нормативных документов и частое несоответствие законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения;

• большое количество действовавших налогов в период 1994—1996 гг., затрудняющее расчеты налогоплательщиков с бюджетным фондом;

• достаточно высокая налоговая нагрузка, не позволяющая реализовывать стимулирующую функцию налогов для поощрения инвестиций;

• несоблюдение принципа справедливости при распределении налогового бремени; перекладывание налоговых платежей на достаточно узкий круг предприятий; низкое обложение сверхвысоких доходов, супердорогой недвижимости и т. п.;

• слишком жесткие финансовые санкции при задержке налоговых платежей;

• значительный недобор налоговых доходов в результате массового уклонения от их уплаты; недостаточное соблюдение принципа неотвратимости наказания при совершении налоговых преступлений (в среднем менее 10% соответствующих дел заканчивалось осуждением);

• преимущественно фискальная направленность налогообложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: