Тема 3. Налоговые механизмы в финансовой системе государства
4.1. Налоги: сущность, функции, классификация
4.2. Принципы построения налоговой системы
4.3. Эволюция налоговых систем
4.4. Налоги в Налоговом кодексе Республики Молдова
4.5. Финансово-правовые аспекты взимания налогов
4.6. Налоговая политика
4.7. Рационализация налогообложения
Налоги: сущность, функции, классификация
Налоги — важная экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство. Наименьший размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций.
Юридическое определение налогов и сборов дано в Налоговом кодексе РМ:
Статья 6. Налоги (пошлины) и сборы и их виды
(1) Налогом (пошлиной) в РМ признается обязательный платеж, имеющий безвозмездный характер и не связанный с совершением уполномоченным органом или его должностным лицом определенных и конкретных действий в пользу или в отношении уплатившего его налогоплательщика.
(2) Сбором признается обязательный платеж, имеющий безвозмездный характер и не являющийся налогом (пошлиной).
(3) Другие платежи, осуществляемые в рамках отношений, регулируемых неналоговым законодательством, не относятся к категории обязательных платежей, именуемых налогами (пошлинами) и сборами.
Статья 5. Общие понятия
Следующие понятия применяются для целей налогообложения без изменения правового статуса юридических и физических лиц, предусмотренного действующим законодательством:
1) Лицо - любое физическое или юридическое лицо.
2) Налогоплательщик, субъект налогообложения - лицо, которое в соответствии с налоговым законодательством обязано исчислять и/или уплачивать в бюджет любой налог (пошлину), сбор, соответствующие пеню и штраф; лицо, которое в соответствии с налоговым законодательством обязано удерживать или взимать с другого лица и уплачивать в бюджет указанные платежи.
3) Физическое лицо:
а) гражданин Республики Молдова, иностранный гражданин, лицо без гражданства;
b) предприятие со статусом физического лица - индивидуальное предприятие, крестьянское (фермерское) хозяйство.
4) Юридическое лицо:
а) любое предприятие (включая постоянное представительство нерезидента в Республике Молдова), учреждение, объединение и другие организации, за исключением структурных подразделений перечисленных организаций, не имеющих обособленного имущества, а также индивидуальных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств;
b) нерезидент, имеющий экономическое присутствие на территории Республики Молдова.
5) Резидент:
а) любое физическое лицо, которое соответствует одному из следующих требований:
i) имеет постоянное местожительство в Республике Молдова, в том числе:
- находящееся на лечении или на отдыхе, или на учебе, или в командировке за рубежом;
- являющееся должностным лицом Республики Молдова, находящимся при исполнении служебных обязанностей за рубежом;
ii) находится в Республике Молдова не менее 183 дней в течение налогового года;
b) любое юридическое лицо, или индивидуальное предприятие, или крестьянское (фермерское) хозяйство, деятельность которого организуется или управляется в Республике Молдова либо основным местом осуществления деятельности которого является Республика Молдова.
6) Нерезидент:
а) любое физическое лицо, которое не является резидентом в соответствии с подпунктом а) пункта 5) либо, хотя и соответствует требованиям подпункта а) пункта 5), пребывает в Республике Молдова:
- в качестве лица, имеющего дипломатический или консульский статус, или в качестве члена семьи такого лица;
- в качестве сотрудника международной организации, созданной на основе межгосударственного соглашения, одной из сторон которого является Республика Молдова, или в качестве члена семьи такого сотрудника;
- на лечении, или на отдыхе, или на учебе, или в командировке, если это является единственной целью пребывания физического лица в Республике Молдова;
- исключительно для следования из одного иностранного государства в другое иностранное государство через территорию Республики Молдова (транзитное следование);
b) любое юридическое лицо, или индивидуальное предприятие, или крестьянское (фермерское) хозяйство, которое не соответствует требованиям подпункта b) пункта 5).
7) Индивидуальное предприятие - предприятие, находящееся в собственности физического лица или членов одной семьи.
8) Крестьянское (фермерское) хозяйство - сельскохозяйственное предприятие, имеющее статус физического лица и образованное в соответствии с законодательством.
9) Товарищество - любая организация, за исключением акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, осуществляющая предпринимательскую деятельность на партнерских началах и учрежденная в соответствии с законодательством, которая:
а) имеет не более 20 членов-резидентов или лиц, управляющих в случае смерти членов товарищества имуществом умерших;
b) отвечает требованиям пропорционального распределения доходов и убытков между собственниками капитала.
10) Акционер - любое лицо, являющееся собственником одной или более акций акционерного общества.
11) Пайщик - любое лицо, владеющее долей капитала юридического лица.
12) Взаимозависимое лицо - член семьи налогоплательщика или хозяйствующий субъект, который контролирует налогоплательщика, контролируется налогоплательщиком либо находится совместно с ним под контролем третьего лица. Для целей настоящего пункта:
а) семья налогоплательщика включает: супругу (супруга) налогоплательщика; родителей налогоплательщика; детей налогоплательщика и их супругов; деда и бабушку налогоплательщика; внуков налогоплательщика и их супругов; братьев и сестер налогоплательщика и их супругов; прадеда и прабабушку налогоплательщика; правнуков налогоплательщика и их супругов; братьев и сестер родителей налогоплательщика и их супругов; племянников налогоплательщика и их супругов; братьев и сестер деда и бабушки налогоплательщика и их супругов; детей брата и сестры родителей налогоплательщика и их супругов; детей племянников налогоплательщика и их супругов; а также перечисленных лиц со стороны супруги (супруга) налогоплательщика;
b) под контролем понимается владение (непосредственно либо через одно или более взаимозависимых лиц) 50 и более процентами капитала или прав голоса хозяйствующего субъекта. При этом физическое лицо рассматривается как лицо, владеющее всеми долями участия в капитале, принадлежащими прямо или косвенно членам его семьи.
13) Хозяйствующий субъект - любое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.
14) Некоммерческая организация - юридическое лицо, не преследующее в качестве цели своей деятельности извлечение дохода и не использующее какую бы то ни было часть собственности или дохода для выгоды какого-либо члена организации, учредителя или частного лица.
15) Постоянное представительство нерезидента в Республике Молдова - филиал или представительство предприятия иностранного государства, зарегистрированные в Республике Молдова в соответствии с законодательством.
16) Предпринимательская деятельность, бизнес - любой вид деятельности лица в соответствии с законодательством, за исключением работы по трудовому договору (соглашению), который осуществляется с целью получения дохода или в результате осуществления которого независимо от цели деятельности возникает доход.
17) Услуги - материальные и нематериальные потребительские и
производственные услуги, включающие передачу собственности в аренду, передачу прав, в том числе на основе лизинга, на использование любых товаров; строительно-монтажные, ремонтные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы.
18) Экономическое присутствие - осуществление нерезидентом предпринимательской деятельности, в результате которой возникает доход, превышающий 13000 леев в месяц.
19) Рынок - система экономических отношений, складывающаяся в процессе производства, обращения и распределения товаров, оказания услуг, а также движения денежных средств, для которых характерна свобода субъектов в выборе покупателей и продавцов, определении цен, формировании и использовании ресурсных источников.
20) Оптовый рынок - вид рынка, на котором товары, услуги, как правило, реализуются одними лицами другим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, использующим в дальнейшем товары, услуги в процессе производства или реализующим их на рынке розничной торговли.
21) Рынок розничной торговли - вид рынка, на котором товары, услуги реализуются населению для конечного потребления.
22) Рынок на понижение - вид рынка, на котором предложение превышает спрос, либо реализуются товары, услуги, не соответствующие стандартам качества или поврежденные в результате стихийных бедствий, катастроф, других чрезвычайных событий, имевших место, либо продавец испытывает финансовые трудности, обусловленные его временной неплатежеспособностью, ликвидацией или банкротством, либо складываются другие, аналогичные ситуации, при которых товары, услуги предлагаются к продаже по цене ниже складывающихся на рынке цен.
23) Закрытый рынок - вид рынка, на котором реализация товаров, услуг осуществляется между участниками общей собственности или между взаимозависимыми лицами. Цены на закрытом рынке не являются доказательством рыночной цены.
24) Рыночная цена, рыночная стоимость - цена товара, услуги, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на оптовом рынке идентичных товаров, услуг, а при отсутствии идентичных товаров, услуг - в результате сделок, заключенных на соответствующем оптовом рынке между лицами, не являющимися участниками общей собственности или взаимозависимыми лицами. Сделки между участниками общей собственности или взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только при условии, что их взаимозависимость не повлияла на результаты таких сделок.
Источниками информации о рыночных ценах на момент заключения сделки признаются:
а) информация государственных органов статистики и органов, регулирующих ценообразование; а при ее отсутствии -
b) информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации; а при ее отсутствии -
с) официальная и/или опубликованная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к месту нахождения (месту жительства) продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) на другой бирже - информация о биржевых котировках на этой другой бирже, а также информация о котировках по государственным ценным бумагам и обязательствам.
Налогоплательщик имеет право представить налоговым органам информацию из других источников о рыночных ценах на момент передачи товаров, услуг, а налоговые органы имеют право использовать представленную информацию при наличии оснований для признания ее достоверной.
25) Дисконт - скидка с цены товара, услуги, валюты и других финансовых активов.
26) Фискальный код - персональный идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный в порядке, установленном настоящим кодексом.
Если налоги поступают в бюджетный фонд, то сборы, как правило, носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды.
Первый сущностный признак налога — императивность (предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа). При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции. В этой связи вспомним об известном высказывании знаменитого американского просветителя и государственного деятеля Б. Франклина: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».
Второй признак — смена собственника. В частности, через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.
Третий признак налогов — безвозвратность (налоговые платежи
обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и без-
возмездность (плательщик не получает за выплаченные налога ника-
ких материальных, хозяйственных или иных прав). Этот признак в оп-
ределенном смысле отделяет налоги и сборы от пошлин. Плательщик
последних получает права на осуществление каких-либо хозяйственных
операций (например, на ввоз или вывоз товаров через таможенную
границу). Государственная пошлина взимается судебными учреждения-
ми (с исковых заявлений имущественного и неимущественного харак-
тера, кассационных жалоб, за выдачу копий документов); органами го-
сударственного арбитража (с исковых заявлений, кассационных
и апелляционных жалоб, заявлений о признании организации и инди-
видуальных предпринимателей банкротами); нотариальными органами
(за регистрацию граждан РФ по месту их жительства); отделами сиз и
регистрации; органами загс и другими органами.
Для понимания сущности каждого отдельного налога необходимо
выделить его элементы. К важнейшим элементам налога относятся:
субъект налога, носитель налога, объект налога, налоговая база, ис-
точник налога, единица обложения, ставка налога, оклад налога, на-
логовый период, налоговая льгота.
Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физиче-
ское лицо, на которое государством возложена обязанность уплачи-
вать налог. При определенных условиях субъект налога может пере-
ложить уплату налога на другого субъекта, который будет действи-
тельным носителем налога.
Носитель налога — юридическое или физическое лицо, уплачи-
вающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога
вносит последний субъекту налога, а не государству. Классический
пример: субъектом налога является производитель или продавец то-
вара, а носителем налога — покупатель товара.
Объект налога — доход или имущество, которые служат основа-
нием для обложения налогом (это могут быть заработная плата, при-
быль, дивиденды, рента, недвижимое имущество, ценные бумаги,
предметы потребления и др.).
Налоговая база — денежная, физическая или иная характеристика
объекта обложения.
Источник налога — доход субъекта налога, из которого вносится
последний. Принципиально важно, что налог всегда только часть до-
хода и потому он всегда меньше дохода по величине. В ряде случаев
источник может совпадать с объектом налога (например, налог на
прибыль (доход) организаций).
Единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при
исчислении налога; например, по подоходному налогу (в Российской
Федерации таковым является налог на доходы физических лиц) в
качестве единицы обложения выступает рубль дохода; по земельному
налогу — гектар, сотка.
Ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка мо-
жет устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в
процентах. По своему содержанию выделяют ставки маржинальные
(непосредственно указываются в нормативном акте о налоге); фак-
тические (определяются как отношение уплаченного налога к нало-
говой базе); экономические (исчисляются как отношение уплаченного
налога ко всему полученному доходу).
Оклад налога — сумма налога, исчисленная на весь объект налога
за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.
Налоговый период — время, определяющее период исчисления
оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.
Налоговая льгота — снижение размера налога. Могут применять-
ся разнообразные льготы: введение необлагаемого минимума (т. е.
освобождение от налога части объекта); понижение ставок налога;
уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (от-
срочки пнесения оклада налога) и др.
Важными для понимания налоговых отношений являются также следующие понятия.
Налоговое право — совокупность юридических норм, определяю-
щих виды налогов в данном государстве, порядок их взимания, свя-
занный с возникновением, функционированием, изменением и пре-
кращением налоговых отношений. В налоговом праве предусматри-
ваются специальные нормы, устанавливающие по каждому налогу
элементы, регламентирующие порядок исчисления, взимания, отмены
налога; сроки уплаты; льготы; ответственность плательщиков; поря-
док обжалования действий налоговых органов.
Налогообложение — это определенная совокупность экономиче-
ских (финансовых) и организационно-правовых отношений, выра-
жающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное
изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу го-
сударства и местных органов власти.
Выделяют три основных метода расчета налогов (налогообложения):
• исчисление фиксированной процентной надбавки к цене реали-
зации (классические примеры — налог с оборота и налог с продаж);
• исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы
объекта;
• исчисление налога путем умножения процентной ставки на нало-
гооблагаемую базу (например, налог на прибыль (доход) организаций).
В налоговой практике сложился ряд способов взимания налогов.
1. Кадастровый., т. е. на основе кадастра — реестра, содержащего перечень типичных объектов (земля, доходы), классифицируемых по внешним признакам (например, размер участка земли; игровой стол в казино и т. д.); этот способ, в основе которого заложено установление среднего дохода, подлежащего обложению (например, в рублях с сотки с учетом местных условий), применяется при слабом развитии налогового аппарата либо в целях экономии и рационализации налогообложения.
2. Изъятие налога до получения субъектом дохода, т. е. изъятие у источника выплаты дохода. Классический пример — исчисление и удержание налога бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход (заработную плату) субъекту налога. Достоинство этого способа заключается в практической невозможности уклонения от уплаты налога (главный бухгалтер несет уголовную и административную ответственность за полноту и своевременность удержания и уплаты налога).
3. Декларационный. Изъятие налога после получения дохода субъ-
ектом и представления последним декларации о всех полученных го-
довых доходах. Налоговые органы, исходя из указанных в деклара-
ции величин объектов обложения и действующих ставок, устанавли-
вают оклад налога. Данный способ взимания налога возник с ростом
масштабов и многообразия личных доходов граждан.
4. Изъятие в момент расходования доходов при совершении поку-
пок (например, такие налоги, как налог с оборота, налог с продаж,
налог на добавленную стоимость, акцизы непосредственно оплачива-
ются покупателями, становящимися носителями налога).
5. Изъятие в процессе потребления (например, дорожные сборы с
владельцев автотранспортных средств).
6. Административный способ, при котором налоговые органы оп-
ределяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подле-
жащий с него к уплате налог (например, налог на вмененный доход
предприятий).
Сущность и внутреннее содержание налогов проявляется в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов
Фискальная функция Свое название она получила в Древнем
Риме, где на рынках специальные сборщики ходили с большими кор-
зинами, которые назывались «/iscus», куда откладывали часть товаров,
продававшихся торговцами. Это был своего рода сбор за право тор-
говли. Собранные товары переходили в собственность монарха (госу
дарства). Фискальная функция реализует ныне основное предназначе-
ние налогов — формирование финансовых ресурсов государства, бюд-
жетных доходов. Так, доля налоговых поступлений составляла 84,68% всех бюджетных доходов1.
Однако реализация фискальной функции налогов имеет объек-
тивные и субъективные ограничения. При недостаточности налого-
вых поступлений и невозможности сокращения государственных рас-
ходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде
всего это обращение к внутренним и внешним государственным, ре-
гиональным, местным займам. Размещение займов приводит к обра-
зованию государственного долга.
Между налогами и займами формируется противоречивая взаи-
мосвязь. Обслуживание государственного долга за счет бюджета по-
требует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок,
введения новых налогов). С другой стороны, рост налогового бреме-
ни вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вы-
зовет рост недовольства налогоплательщиков, что побудит к разме-
щению новых займов. Возникает опасность становления «финансо-
вой пирамиды», а значит, финансового краха.
Контрольная функция Эта функция создает предпосылки для
соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и рас-
пределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей
оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового
«пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в
налоговую систему и налоговую политику.
Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы
неверно отождествлять с налоговым контролем, осу-
ществляемым налоговыми и таможенными службами, органами госу-
дарственных внебюджетных фондов, налоговой полицией. Задача по-
следнего — контроль за соблюдением налогового законодательства
посредством налоговых проверок в различных формах.
Распределительная функция является необходимым дополнением
контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку
последняя проявляется лишь в условиях действия распределитель-
ной функции налогов. Данная функция выражается в распределении
налоговых платежей между юридическими и физическими лицами,
сферами и отраслями экономики, государством в целом и его терри-
ториальными образованиями во временном аспекте.
Регулирующая функция приобретает особо важное значение в
современных условиях смешанной экономики, активного воздействия
государства на экономические и социальные процессы. При этом вы-
деляют разные аспекты реализации этой функции, называемые под-
функциями.
Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулирова-
нии реализуется через систему налоговых льгот. Цель послед-
них— сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщи-
ка. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры
налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия,
скидки, налоговый кредит.
Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение
из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагае-
мый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на
сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (до-
ходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами на-
логоплательщика, иными словами, плательщик имеет право умень-
шить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произве-
денных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый
кредит — это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки
или окладной суммы.
В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:
• снижение налоговой ставки;
• сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена Налогового кодекса РМ — получило название налоговых каникул);
• возврат ранее уплаченного налога или его части;
• отсрочка и рассрочка уплаты налога (в том числе инвестиционный налоговый кредит);
• зачет ранее уплаченного налога; замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.
Подфункция воспроизводственного назначения {включая природо-
охранные мероприятия) реализуется через систему налоговых плате-
жей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для
восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природ-
ных), а также расширения степени их вовлечения в производство в
целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как
правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам
и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог
на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право поль-
зования объектами животного мира и водными биологическими ре-
сурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на
имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.
Социальная функция. Представляет собой, по сути, синтез распре-
делительной и регулирующей функций налогов. Ее предназначе-
ние — обеспечение и защита конституционных прав граждан. Необхо-
димо обеспечивать справедливость по горизонтали — лица, имеющие
равные доходы и имущество, должны платить равные по величине на-
логи; и справедливость по вертикали — социальные слои, получающие
большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны
платить значительно большие налоги, которые через различные меха-
низмы трансфертов должны передаваться относительно бедным1.
К числу ряда конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных Налогового кодекса, относится единый социальный налог (взнос); кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходы, не подлежащие налогообложению; стандартные налого-
вые вычеты; профессиональные налоговые вычеты. В то же время в
указан перечень доходов, по которым налог взимается по по-
вышенным ставкам.
В некоторых учебных и научных изданиях предлагается упрощен-
ная система функций налогов:
• фискальная, на базе которой образуются государственные и му-
ниципальные денежные фонды;
• экономическая, через которую стимулируются или сдерживаются
темпы экономического развития, усиливается или ослабляется накоп-
ление капитала, расширяется или сужается платежеспособный спрос;
• социальная, на основе которой происходит некоторое «выравни-
вание» уровней располагаемых доходов и уровня жизни;
• природоохранная, призванная сохранять и приумножать природ-
ные ресурсы страны, обеспечивать экологическую безопасность.
В зависимости от целей анализа в основу классификации налогов
могут быть положены различные признаки (критерии).
1 Термин «справедливость» не следует понимать прямолинейно, как, напри-
мер, безусловную обязанность более богатых передавать часть своего дохода более
бедным. Речь идет об оправданной справедливости, прежде всего в отношении со-
циально незащищенных слоев населения. Справедливость должна проявляться и в
том, чтобы у представителей ннзкодоходного слоя не возникало иждивенческих
настроении, проявляющихся в «вымывании» стимулов к труду в надежде, что
можно безбедно жить за счет прямо или косвенно получаемых доходов от пред-
ставителен высокодоходного слоя. Подобная справедливость в отношении наибо-
лее активного слоя населения является вполне оправданной и выгодной, ибо, чем
больше создаваемый ими «пирог», чем больше стимулов войти в этот слой, тем
динамичнее развитие экономики и более значима часть совокупного дохода, пере-
распределяемого в пользу других слоев населения.
По видам налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги
с юридических и с физических лиц.
В зависимости от механизма изъятия различают прямые налоги
(подоходные, поимущественные, ресурсные и др.) и косвенные (на
обращение и потребление). Прямые налоги взимаются непосредст-
венно с налогоплательщика. Косвенные налоги и виде фиксирован-
ной добавки к цене опосредованно перекладываются па покупателя,
выступающего носителем налога. Объектом обложения выступают
товары и услуги, при этом продавец товара выступает только конеч-
ным субъектом-налогоплательщиком.
По объекту обложения выделяют налоги: (а) с дохода; (б) с
имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество
физических лиц и др.); (в) за выполнение определенных действии
(передача имущества в порядке наследования или дарения, на сдел-
ки купли-продажи, займа и др.); (г) рентные (ресурсные); (д) на по-
требление; (е) на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу
(импортные и экспортные тарифы).
По порядку отражения в бухгалтерском учете выделяют налоги:
(а) относимые на увеличение цены товара (работы, услуги), т. е.
косвенные налоги; (б) относимые на себестоимость (издержки) про-
дукции; (в) относимые на финансовые результаты (чистая прибыль,
с доходов от капитала, с доходов физических лиц); (г) уплачиваемые
за счет чистой прибыли.
По динамике налоговых ставок различают следующие виды на-
логообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрес-
сивное.
В случае равного налогообложения для каждого субъекта устанав-
ливается равная сумма налога независимо от доходов или имущест-
венного положения налогоплательщика. Оно выполняло исключи-
тельно фискальную и перераспределительную функции. Сюда отно-
сится самый древний и простой вид налогообложения — подушное.
В Российской империи для содержания армии в мирное время по-
душное налогообложение было введено Петром I после переписи
мужского населения в 1718—1724 гг. В 1724 г. величина подушной
подати была определена в размере 74 коп. в год (делением 5,4 млн
податных душ на ежегодные расходы для содержания армии в 4 млн
руб.). Подушная подать для основной массы населения России была
отменена только 14 мая 1883 г.
Согласно пропорциональному налогообложению для каждого пла-
тельщика устанавливается обязанность уплатить государству одина-
ковую часть своего дохода или долю имущества; т. е. налог уплачи-
вается сообразно средствам каждого. Именно такой подход (налого-
вая ставка в 13% от доходов физических лиц для подавляющего
числа налогоплательщиков заложена в ст. 224 ч. II" НК РФ)-
При прогрессивном налогообложении налоговая ставка возрастает
с ростом налоговой базы. При этом могут применяться:
• простая поразрядная прогрессия, суть которой состоит в том,
что для общего размера налоговой базы устанавливаются ступени
(разряды) и для каждого более высокого разряда определяется воз-
растающая сумма налога;
• простая относительная прогрессия, при которой для общего
размера налоговой базы также устанавливаются определенные разме-
ры, но для каждого разряда определяются различные ставки. По та-
кой системе, в частности, построена логика подоходного налогообло-
жения граждан США — с ростом налогооблагаемой базы в зависимо-
сти от разряда облагаемого дохода ставки изменяются следующим
образом: 15% - 28% - 33% - 28% [Черппк, с. 131];
• сложная прогрессия, при которой налоговая база разделена на
налоговые разряды и каждый разряд облагается отдельно по своей
ставке, которая не зависит от общего размера налоговой базы.
Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеров ставки. Например, регрессивным является всякое косвенное налогообложение.
Следовательно, косвенные налоги в большей степени ущемляют малообеспеченных лиц, получающих относительно меньшие доходы.
В зависимости от уровня органа государственной власти, который устанавливает налог и распоряжается им, в федеративных государствах (следовательно, и в Российской Федерации) выделяют налоги федеральные, региональные, местные.
По характеру использования можно выделять общие налоги (которые обезличиваются в бюджетах разных уровней) и специальные, целевые (поступающие во внебюджетные фонды).
По периодичности взимания налоги могут быть регулярными и нерегулярными.






