Позитивное влияние (+1) | Негативное влияние (-1) |
В данном разделе также указывается тип рынка и оценивается уровень конкуренции с помощью индекса Герфиндаля-Гиршмана HHI и коэффициента концентрации рынка (CR).
Коэффициент рыночной концентрации CR рассчитывается, как доля нескольких крупнейших компаний на рынке.
CR= ,
где di - доля i-ого предприятия.
Значение показателя | Интенсивность концентрации | |
CR, % | HHI | |
более 70 | 2 000 – 10 000 | высокая |
45-70 | 1 000 – 2 000 | умеренная |
Менее 45 | менее 1 000 | низкая |
Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8) или десяти (CR-10) крупнейших предприятий.
Индекс Герфиндаля-Гиршмана HHI является более точной характеристикой уровня концентрации рынка. HHI рассчитывается как сумма квадратов долей всех предприятий и показывает сбалансированность фирм на рынке.
HHI= ,
где Di - доля i-ого предприятия в общем объеме реализации.
Чем больше значение HHI, тем влиятельнее крупнейшие компании.
В данном разделе стратегического плана должны быть выделены целевые сегменты, т.е. на кого ориентирована ваша продукция / услуги, а также рассчитаны потенциальная емкость рынка и рыночный потенциал.
Потенциальная емкость рынка – это показатель, отражающий максимально возможный объем доходов от реализации продукции или предоставления услуг в данном регионе. Ключевым отличием потенциальной емкости рынка от реальной является оценка не фактического, а теоретического объема продаж.
Т.е. потенциальная емкость рынка определяется исходя из максимально возможного числа потребителей, в том числе испытывающих желание купить и уже купивших данный продукт или услугу.
Если никто из потребителей не желает приобретать данный продукт, то емкость рынка равна нулю. Если у покупателей есть желание, но нет денег на приобретение продукта, т.е. отсутствует платежеспособный спрос, то это означает, что потенциальная емкость рынка при сложившемся уровне цен также равна нулю.
В экономической литературе иногда отождествляют понятия потенциальная емкость и рыночный потенциал. Однако их следует различать.
Рыночный потенциал – это дополнительный объем доходов, который теоретически может быть получен в результате реализации продукции или предоставления услуг в данном регионе.
Рыночный потенциал определяется как разность между потенциальной и реальной емкостью рынка. Более наглядно данные понятия представлены на рисунке: