Формирование уставных взаимоотношений в подразделении (части), воспитание дисциплинированности военнослужащих

Основные направления этой работы:

• анализ структуры подразделения, выявление микрогрупп и
определение их направленности;

• изучение личностных особенностей военнослужащего;

• изучение и регулирование взаимоотношений в коллективе, создание условий способствующих поддержанию уставного порядка в подразделении;

• организация противодействия негативным явлениям;

• забота о быте, здоровье, своевременное решение социально-бытовых проблем военнослужащих.

Способы получения информации:

• наблюдение;

• социально-психологический опрос;

• анализ документов;

• индивидуальная беседа;

• доклад командиров отделений, взводов;

• встречи с родителями, письма родных, близких, друзей;

• беседы с медработниками, сослуживцами;

• материалы судов.

Формы работы:

• индивидуально-воспитательная беседа;

• общее собрание военнослужащих;

• наставничество;

• работа вокруг приговоров военных судов;

• работа с сержантами (старшинами);

• работа с родителями;

• СМИ, наглядная информация, стенная печать;

• использование кинофильмов, телепередач на правовые темы;

• правовые информации, встречи с юристами, организация работы уголка правовых знаний;

• медицинские осмотры;

психологические обследования.

Основными направлениями работы в воинских коллективах по формированию здоровых взаимоотношений между воинами различных национальностей являются:

• пропаганда героических боевых традиций наших Вооруженных Сил, традиций дружбы и взаимопомощи граждан России различных национальностей;

• широкое освещение достижений всех братских республик, их дружбы и сотрудничества;

• аргументированное, наступательное разоблачение фальсификаторов истории нашей страны, принципиальная борьба против проявлений национальной ограниченности и кичливости, национализма и шовинизма.

Обязанности должностных лиц подразделений по воспитанию воинов изложены в общевоинских уставах. Так, Устав внутренней службы обязывает командира роты (взвода) глубоко знать деловые и моральные качества личного состава подразделения, особое внимание обращается на знание командиром индивидуальных особенностей подчиненных, изучение которых начинается с первых дней пребывания солдата (матроса) в подразделении.

В своей работе по укреплению дружбы между военнослужащими, сплочению воинского коллектива командир обязан в полной мере учитывать национальный состав подразделения.

Как правило, в большинстве подразделений служат воины многих национальностей, населяющих Россию. Исходя из этого, командиру важно правильно скомплектовать отделения, экипажи, расчеты и взводы, равномерно распределить в них личный состав разных национальностей.

Комплектование взводов, отделений должно способствовать успешному овладению каждым военнослужащим своими функциональными обязанностями в кратчайший срок, полной взаимозаменяемости подразделений, укреплению дружбы между воинами.

Особое внимание командир должен уделять расстановке сержантского (старшинского) состава в подразделении.

Необходимо добиться такого положения, чтобы сержанты (старшины) стали на деле помощниками офицеров в сплочении воинских коллективов, утверждении в них атмосферы дружбы и войскового товарищества.

Сержанты (старшины), живя непосредственно в подразделении, должны знать, как складываются взаимоотношения в отделении, взводе, роте. Как подбирают себе друзей, по каким признакам (по признаку «землячества», по национальностям, по общим интересам и характеру и т.д.). Они должны знать общественное мнение коллектива о событиях в жизни подразделения, части, проведенных занятиях, учениях и других мероприятиях. В конечном итоге сержанты (старшины) обязаны принимать непосредственное участие в формировании общественного мнения коллектива.

В ходе личных бесед с подчиненными командир должен выяснить, как тот или иной воин владеет русским языком, какие языки народов России знает.

Выявив солдат (матросов), слабо владеющих русским языком, целесообразно создать в подразделении специальный кружок для изучения русского языка. В некоторых гарнизонах в этих целях используют возможности средних школ.

Во многих подразделениях стало хорошей практикой, когда за солдатами (матросами), слабо владеющими русским языком, особенно в начальный период службы, закрепляются офицеры, прапорщики (мичманы), сержанты (старшины), солдаты (матросы), которые знают родной язык молодых воинов, оказывают им помощь в изучении боевой техники и оружия, в обучении исполнения команд, приказаний командиров и начальников.

Командиру важно учитывать и тот факт, что некоторые молодые солдаты (матросы), особенно призванные из сельской местности, отдаленных районов нашей страны, впервые попадают в многонациональный коллектив, знакомятся с представителями других национальностей, их обычаями и традициями. Это вызывает необходимость прилагать дополнительные усилия по ускорению взаимной адаптации представителей различных национальностей в подразделении.

Важное место в этой многогранной работе занимают занятия по общественно-государственной подготовке.

При изучении на занятиях по ОГП тем учебного плана заместитель командира по воспитательной работе обязан помочь руководителям групп общественно-государственной подготовки подобрать необходимые материалы и дать советы, какие примеры из жизни подразделения можно использовать на занятиях.

В часы воспитательной работы в роте планируются и проводятся мероприятия в помощь слушателям занятий по ОГП, дополняющие и расширяющие их знания по пройденным темам (беседы у карты Родины, выступления воинов различных национальностей о своих республиках, краях, областях, округах, регионах и т.д.).

Большую пользу приносит переписка с родителями воинов, коллективами, где до призыва в армию трудились или учились солдаты (матросы), проведение в подразделении вечеров (утренников) на тему: «Расскажи о себе», «Будем знакомы, товарищ, нам вместе служить», «Представляюсь коллективу» и др.

В целях сплочения многонационального коллектива необходимо использовать общие собрания военнослужащих, на которых рассматривать вопросы укрепления дружбы, войскового товарищества и взаимопомощи, создания в коллективе высокой нравственной атмосферы, искоренения нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Значительным подспорьем в работе являются также материалы газет и журналов, теле- и радиопередач, общественно-политическая и художественная литература и т.п.

В комнате досуга целесообразно оформить стенды: «В единой семье народов России», «Край, в котором ты Родине служишь». В стенной печати, фотогазетах надо стремиться показывать успехи воинов различных национальностей в боевой подготовке, спорте, их участии в общественной работе.

Таким образом, гласность, своевременная помощь товарищам, популяризация лучших, тактичность и вежливость в обращении с подчиненными, уважение их национальных особенностей - важный фактор, способствующий созданию в подразделении высокой морально-нравственной атмосферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: