(июль, январь)
1. Этот период самый ответственный в работе по профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений. Основная задача заключается в обеспечении адаптации прибывших военнослужащих к условиям военной службы, вхождения их в коллектив подразделения, осознанного понимания установок на дружбу, войсковое товарищество. По прибытии военнослужащих в подразделение до них доводятся задачи, стоящие перед личным составом на ближайший период, позитивные традиции и успехи в боевой подготовке. Особое внимание уделяется их размещению строго по отделениям в соответствии со штатно-бое-вым расписанием, контролю очередности нарядов, соблюдению графика уборки помещений и территории.
2. Непосредственные начальники ротного звена, как правило, не реже одного раза в неделю, а если требуют обстоятельства, и чаще, беседуют с каждым прибывшим солдатом (матросом) о его настроении, первых впечатлениях о службе. Ежедневно заслушивают сержантов (старшин) о взаимоотношениях среди военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Обеспечивается немедленное реагирование на каждый случай их нарушения. Основными мероприятиями воспитательной работы в роте в этот период являются: посещение военнослужащими комнаты боевой славы (истории) полка, проведение тематических вечеров «Представляюсь коллективу», на которых прибывшие военнослужащие рассказывают о себе, коллективе, где работали, или о школе, в которой учились. С военнослужащими организуется цикл бесед на темы: «Воинский долг», «Воинская честь», «Совесть», «Ответственность военнослужащего», «Воинская гордость», «Твой командир». Проводятся предусмотренные тематическим планом занятия по общественно-государственной подготовке с солдатами (матросами) и сержантами (старшинами) по вопросам уставных взаимоотношений, информирование. Организуются радиопередачи. Каждый случай нарушения уставных правил взаимоотношений должен рассматриваться в ходе занятий по общественно-государственной подготовке.
|
|
3. В период до 15 - 20 июля (января) тщательно готовятся и проводятся общие собрания личного состава в ротах с примерной повесткой дня «Дружба и войсковое товарищество - боевая традиция нашей армии. Умножать эту традицию — долг каждого воина». Подготовка такого собрания в подразделении - ответственная задача командования роты. Важно заинтересовать в обсуждении вопроса каждого военнослужащего, сформировать здоровое общественное мнение в коллективе.
Собрание проводится без доклада, в форме откровенного обмена мнениями. Важно не допустить пустословия, заорганизованности. Опыт передовых воинских частей показывает, что в решение собрания целесообразно включать «торжественное обещание» о том, что каждый член воинского коллектива будет строго соблюдать уставные нормы взаимоотношений, крепить дружбу и войсковое товарищество, умножать боевые традиции подразделения. Решение обязательно принимается голосованием, но без принуждения. Собранию могут предшествовать показ кинофильмов о дружбе и войсковом товариществе, передачи радиоузла, тематическое информирование, обсуждение статей, опубликованных в окружной газете.
|
|
4. Проводятся собрания офицеров в воинских частях с повесткой дня «Высокая требовательность к подчиненным, педагогический такт, забота о людях, личный пример во всем — важнейшие качества офицера». Действенность этих собраний в значительной мере зависит от тщательности их подготовки, делового, откровенного обсуждения вопросов. Хорошую эмоциональную окраску собранию придает обсуждение конкретных пунктов принимаемого решения. В них формируются обязательства высоко нести честь и достоинство российского офицера, повседневно соблюдать равные и ровные отношения, проявлять заботу о быте и отдыхе подчиненных, быть образцом в исполнении обязанностей военной службы, показывать личный пример в поддержании уставных взаимоотношений в подразделении. В батальонах проводятся занятия с сержантами, старшинами, активом по вопросу «Как сплотить воинский коллектив». Особое внимание в этот период обращается на обеспечение личного примера командиров всех степеней, единства слова и дела, завоевание доверия подчиненных. Каждый офицер должен искать конкретные пути оказания помощи подчиненным в процессе учебы, службы, организации быта и досуга военнослужащих.
5. Командирам и их заместителям по воспитательной работе важно иметь в виду, что в начале службы у военнослужащих активно складываются межличностные связи. В интересах воспитания дружбы между военнослужащими различных национальностей, создания условий, способствующих овладению русской речью, целе-сообразно равномерно укомплектовать все подразделения солдатами (матросами) и сержантами (старшинами), призванными из разных республик, областей и краев. Важно также анализировать, кто из земляков служит в данной воинской части, на чем основываются их контакты. Посредством индивидуальной работы с каждым военнослужащим намечаются меры к ослаблению замкнутой формы общения в таких группах. Если проделанная работа не дает эффекта, то в крайнем случае военнослужащие переводятся в разные подразделения. В ходе индивидуальной воспитательной работы выясняется степень владения русским языком воинами нерусской национальности, оказывается индивидуальная помощь в овладении русской разговорной речью.
Офицеры сосредоточивают свои усилия на работе в микрогруппах, складывающихся на основе землячества, национальностей. Желательно выявить направленность таких микрогрупп. Особое внимание обращается на использование положительных обычаев, традиций, нравов в деле укрепления нравственного климата в подразделении. В то же время офицеры сосредоточивают усилия на нейтрализации отрицательных микрогрупп, сложившихся из числа военнослужащих одного призыва или на другой основе. Командиры и их заместители по воспитательной работе добиваются, чтобы отношения военнослужащих, складывающиеся по «вертикали», были основаны на уставных требованиях порядка подчиненности, внутриколлективные связи «по горизонтали» — на боевом товариществе, взаимопомощи, здоровом соперничестве.
6. Как показывает опыт, на формирование коллектива положительное влияние оказывает торжественное вручение оружия и боевой техники. При их передаче командир подразделения рассказывает военнослужащим прибывшего пополнения о достоинствах прежнего экипажа, успехах личного состава в стрельбе, вождении, обнаружении целей и т.д. При первом самостоятельном заступлении на боевое дежурство (боевую службу) от имени командования им вручаются памятные письма. В это время очень важно поощрять военнослужащих прежде всего за успехи в боевой подготовке, за выполнение задач внутренней и караульной служб. Не увлекаться «объявлением благодарностей» за хозяйственные работы или спортивные достижения.
|
|