(август-сентябрь, февраль-март)
1. Главные усилия сосредоточиваются на углубленном изучении микроклимата во всех без исключения воинских коллективах и повседневном формировании прочных и устойчивых уставных взаимоотношений между военнослужащими. В июле (январе) все инстанции от военного округа до воинской части строят свою работу так, чтобы каждое подразделение было глубоко изучено и находилось под непрерывным влиянием. Цри анализе дисциплины за месяц командир воинской части дает оценку уставным взаимоотношениям в каждом ротном коллективе.
В июле (январе) непременно организуются систематические посещения командирами, заместителями по воспитательной работе, офицерами управления, начальниками служб полка (корабля 1 ранга) подразделений в разное время суток для проведения бесед, индивидуальной воспитательной работы, оказания помощи в налаживании быта и нормальных условий жизнедеятельности военнослужащих. Цель посещений — изучение положения дел, анализ информации о том, как складывается коллектив, взаимоотношения в нем.
|
|
О наличии элементов нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими чаще всего свидетельствуют такие, например, признаки:
- неряшливый внешний вид военнослужащих первого периода службы (грязное рабочее обмундирование, сношенная обувь, старое нательное белье, отсутствие отдельных предметов военной одежды);
- пассивность общения, замкнутость, уединение военнослужащих прибывшего пополнения во время, отведенное для личных потребностей, в праздничные и выходные дни;
- выполнение военнослужащими прибывшего пополнения наиболее тяжелых и трудоемких хозяйственных работ, в том числе и во время, отведенное для личных потребностей: стирка, чистка и глажение чужих предметов формы одежды, когда все заняты в культурно-массовых и спортивных мероприятиях;
- «добровольное» размещение на неудобных местах при просмотре кинофильмов или телепередач (или просмотр их стоя);
- общественная пассивность, нежелание выступать на собраниях с критикой в адрес солдат более ранних призывов, отсутствие желания идти в увольнение или культпоход;
- попытка сокрытия различного рода травм,в том числе и при медицинском осмотре, и др.
Очень важно своевременно выявить также «лидеров» в подразделении, их направленность. Для «лидера» с отрицательной направленностью наиболее характерны жестокость, эгоизм, бездуховность, стремление подчинить себе людей, получить незаслуженные привилегии. В целях обеспечения своего влияния он чаще всего использует насилие или угрозу применения его.
|
|
Обычно «лидер» обладает ложным авторитетом «бывалого парня», «спортсмена», «знатока современной западной музыки» и т.п. В его поведении ярко проявляются развязность, заносчивость, грубость, высокомерие, самоуверенность. Уже с первых дней службы такие люди склонны к недисциплинированности, неисполнительности, пререканиям. В выявлении подобных «лидеров» используются индивидуальные и групповые беседы с военнослужащими различных периодов службы и национальностей, постоянное наблюдение за поведением военнослужащих, анализ их взаимоотношений.
После выявления лиц, склонных к насаждению неуставных взаимоотношений, необходимо предупредить их в личной беседе. Если это не поможет, развенчать в глазах общественности, необходимо заслушать их на собрании личного состава подразделения. Если требует обстановка, привлечь юристов.
3. В конце июля (января) на служебном совещании обсуждаются вопросы сплочения воинских коллективов, намечаются конкретные меры по оказанию помощи командирам подразделений. На совещании ставятся задачи по устранению выявленных недостатков в налаживании уставных взаимоотношений между военнослужащими. Проводятся собрания с прапорщиками (мичманами), при этом дается оценка вклада каждого из них в решение задач сплочения воинского коллектива. В решении собрания записывается обязательство об активном участии прапорщиков (мичманов) в поддержании уставного порядка в подразделениях. Решение обязательно принимается голосованием.
4. В сплочении воинских коллективов офицеры подразделений опираются на опытных и безупречно дисциплинированных военнослужащих последних периодов службы, дают им поручения, которые требуют проявления самостоятельности, творчества, ответственности и их служебного опыта. Вместе с тем необходимо не допускать послаблений для военнослужащих второго года службы. Предъявлять одинаковые требования во всем — в большом и малом. Развенчивать мнения, будто бы распорядок дня, соблюдение формы одежды, порядка несения службы, построения становятся для увольняемых в запас необязательными. Следует усилить контроль за солдатами (матросами) четвертого периода службы, назначаемыми в различные команды, группы, связанные с выполнением хозяйственных работ. Крайне нежелательно в психологическом плане, чтобы военнослужащие последних периодов службы отвлекались от боевой учебы на различного рода хозяйственные работы.
5. Особое внимание командиры батальонов и рот, их заместители по воспитательной работе обращают на активизацию деятельности сержантов (старшин) в борьбе с нарушениями уставных правил взаимоотношений, обеспечение их личной примерности. В августе (феврале) организуется заслушивание сержантов (старшин) на собраниях сержантов (старшин) о делах в своем подразделении, обеспечении их личной примерности как младших командиров. Обращается внимание на состояние взаимоотношений между военнослужащими.
Сержантам (старшинам) даются советы, как поступить в конкретной ситуации, какие воспитательные меры принять к тому или иному солдату (матросу). Каждый случай неправильных действий младшего командира должен подвергаться критической оценке и детальному разбору на совещании сержантов (старшин). При этом необходимо постоянно держать в поле зрения становление младших командиров второго периода службы, оказывать им помощь в освоении служебных обязанностей. Действия солдат (матросов) третьего и четвертого периодов службы, направленные на подрыв авторитета сержантов (старшин), должны в любом случае решительно пресекаться. Подобные факты подвергаются всестороннему оперативному анализу. Они служат пищей для размышлений и сигналом для незамедлительного принятия мер. При этом следует помнить, что неуставные взаимоотношения основываются на круговой поруке. Глумления и издевательства замалчиваются не только их исполнителями, но и потерпевшими. Вот почему каждый случай антиуставных взаимоотношений должен быть расследован до конца. Установить истинное положение и правильно отреагировать на него — значит, не допустить преступления или грубого нарушения дисциплины.
|
|
6. Индивидуальная профилактическая работа с каждым военнослужащим дополняется комплексом мероприятий воспитательного характера. В августе (феврале) могут проводиться общие собрания личного состава в ротах с повесткой дня «Служебная карточка — страница твоей биографии». В ходе собраний дается анализ и оценка служебной деятельности военнослужащих третьего и четвертого периодов службы. В решении собрания дается характеристика каж дому из военнослужащих, подчеркивается, с кого нужно брать пример, а также отмечаются те, кто проявляет недисциплинированность, халатность в службе. Обеспечивается активное участие в этих собраниях военнослужащих первого и второго периодов службы, обязательно предусматриваются их выступления. На служебных совещаниях практикуется заслушивание офицеров ротного и батальонного звена об их работе по сплочению воинских коллективов, подводятся итоги проводимой работы по сплочению воинского коллектива, анализируются положительные и негативные примеры из внутриколлективной жизни подразделения. В ряде мест солдатам (матросам) и сержантам (старшинам) от имени военного совета округа (флота) вручается именная памятка, в которой обращается внимание на вопросы службы, поддержание уставного порядка в подразделении, соблюдение требований безопасности.
Эффективными средствами являются тематические вечера, посвященные лучшим сержантам (старшинам), встречи с ветеранами воинской части, чествование лучших специалистов, диспуты на темы: «О дружбе мнимой и настоящей», «Каким должен быть настоящий друг».
|
|
Предмет заботы офицеров — обеспечение примерности военнослужащих второго года службы в воинской дисциплине, в несении гарнизонной, караульной и внутренней служб, повышение их роли в укреплении дружбы и войскового товарищества, сплочении воинских коллективов, их участие в общественной и спортивно-массовой работе. При подведении итогов боевой подготовки анализ взаимоотношений в воинских коллективах проводится: в полку — ежемесячно за каждую роту; в батальоне - еженедельно за каждый взвод; в роте — ежедневно за каждого военнослужащего.
7. Командиры и их заместители по воспитательной работе обращают внимание на тщательное изучение обстановки и контроль за поведением личного состава за 100 дней до приказа министра обороны Российской Федерации об
увольнении в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы по призыву, а также в день его опубликования. В эти
дни обычно усиливается вероятность проявления негативных ритуалов и традиций в воинских коллективах. Воспитательная работа
в подразделении нацеливается на предупреждение подобных фактов. В этих целях активно используются занятия по общественно-государственной подготовке, информирования военнослужащих. Усиливается акцент на воинском и
нравственном воспитании личного состава.
В этот период в ротах проводятся беседы «О достоинстве военнослужащего России», тематические вечера «Наша рота - единая боевая семья»,
дни боевых традиций, организуется обмен опытом передовых военнослужащих и т.д.
8. Перед объявлением приказа министра
обороны Российской Федерации об увольнении
в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки военной службы по призыву, командиры и их заместители по воспитательной работе усиливают контроль за поведением личного
состава. Одновременно проводятся индивидуальные беседы с солдатами (матросами) первого года
службы об их активном противодействии возможным антиуставным ритуалам. За 15 — 20 дней до объявления приказа министра обороны Российской Федерации об увольнении в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки военной службы по призыву, на общих собраниях личного состава подразделения организуется заслушивание военнослужащих четвертого периода службы об их личной дисциплинированности, отношении к товарищам, к выполнению требований воинских уставов, обязанностей по службе. Командиры подразделений и их заместители по воспитательной работе строго предупреждают военнослужащих четвертого периода службы, склонных к нарушениям воинской дисциплины, о недопустимости таких фактов, как самовольная зачитка «приказа» об увольнении в запас, «перевод» солдат (матросов) из одного периода службы в другой и т.д.
В целях правовой профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими активно используются вечера вопросов и ответов с участием военных юристов. Зачитываются письма солдат (матросов), уволившихся в запас. Готовятся специальные плакаты, на которых помещаются письма бывших военнослужащих, отбывающих срок заключения за преступления, связанные с глумлениями и издевательствами, письма матерей заключенных солдат к командиру воинской части. Выпускаются фотолистовки, раскрывающие последствия хулиганских действий отдельных недисциплинированных солдат (матросов).