Период активного овладения военнослужащими боевой специальностью и упрочнения внутриколлективных связей в подразделении

(август-сентябрь, февраль-март)

1. Главные усилия сосредоточиваются на углубленном изучении микроклимата во всех без исключения воинских коллективах и пов­седневном формировании прочных и устойчи­вых уставных взаимоотношений между воен­нослужащими. В июле (январе) все инстанции от военного округа до воинской части строят свою работу так, чтобы каждое подразделение было глубоко изучено и находилось под непре­рывным влиянием. Цри анализе дисциплины за месяц командир воинской части дает оценку ус­тавным взаимоотношениям в каждом ротном коллективе.

В июле (январе) непременно организуют­ся систематические посещения командирами, за­местителями по воспитательной работе, офицера­ми управления, начальниками служб полка (ко­рабля 1 ранга) подразделений в разное время су­ток для проведения бесед, индивидуальной вос­питательной работы, оказания помощи в нала­живании быта и нормальных условий жизнедея­тельности военнослужащих. Цель посещений — изучение положения дел, анализ информации о том, как складывается коллектив, взаимоотно­шения в нем.

О наличии элементов нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими чаще всего свидетельствуют такие, напри­мер, признаки:

- неряшливый внешний вид военнослужа­щих первого периода службы (грязное рабочее обмундирование, сношенная обувь, старое на­тельное белье, отсутствие отдельных предметов военной одежды);

- пассивность общения, замкнутость, уединение военнослужащих прибывшего пополнения во время, отведенное для личных потребностей, в праздничные и выходные дни;

- выполнение военнослужащими прибыв­шего пополнения наиболее тяжелых и трудоемких хозяйственных работ, в том числе и во вре­мя, отведенное для личных потребностей: стир­ка, чистка и глажение чужих предметов формы одежды, когда все заняты в культурно-массовых и спортивных мероприятиях;

- «добровольное» размещение на неудобных местах при просмотре кинофильмов или телепе­редач (или просмотр их стоя);

- общественная пассивность, нежелание выс­тупать на собраниях с критикой в адрес солдат более ранних призывов, отсутствие желания ид­ти в увольнение или культпоход;

- попытка сокрытия различного рода травм,в том числе и при медицинском осмотре, и др.

Очень важно своевременно выявить также «лидеров» в подразделении, их направленность. Для «лидера» с отрицательной направленностью наиболее характерны жестокость, эгоизм, бездуховность, стремление подчинить себе людей, по­лучить незаслуженные привилегии. В целях обеспечения своего влияния он чаще всего ис­пользует насилие или угрозу применения его.

Обычно «лидер» обладает ложным авторитетом «бывалого парня», «спортсмена», «знатока сов­ременной западной музыки» и т.п. В его поведе­нии ярко проявляются развязность, заносчи­вость, грубость, высокомерие, самоуверенность. Уже с первых дней службы такие люди склонны к недисциплинированности, неисполнительнос­ти, пререканиям. В выявлении подобных «лиде­ров» используются индивидуальные и группо­вые беседы с военнослужащими различных пери­одов службы и национальностей, постоянное наб­людение за поведением военнослужащих, ана­лиз их взаимоотношений.

После выявления лиц, склонных к насаж­дению неуставных взаимоотношений, необходи­мо предупредить их в личной беседе. Если это не поможет, развенчать в глазах общественности, необходимо заслушать их на собрании личного состава подразделения. Если требует обстановка, привлечь юристов.

3. В конце июля (января) на служебном со­вещании обсуждаются вопросы сплочения воин­ских коллективов, намечаются конкретные меры по оказанию помощи командирам подразделе­ний. На совещании ставятся задачи по устране­нию выявленных недостатков в налаживании ус­тавных взаимоотношений между военнослужа­щими. Проводятся собрания с прапорщиками (мичманами), при этом дается оценка вклада каждого из них в решение задач сплочения во­инского коллектива. В решении собрания запи­сывается обязательство об активном участии пра­порщиков (мичманов) в поддержании уставного порядка в подразделениях. Решение обязательно принимается голосованием.

4. В сплочении воинских коллективов офи­церы подразделений опираются на опытных и бе­зупречно дисциплинированных военнослужащих последних периодов службы, дают им поруче­ния, которые требуют проявления самостоятель­ности, творчества, ответственности и их служеб­ного опыта. Вместе с тем необходимо не допус­кать послаблений для военнослужащих второго года службы. Предъявлять одинаковые требова­ния во всем — в большом и малом. Развенчивать мнения, будто бы распорядок дня, соблюдение формы одежды, порядка несения службы, пост­роения становятся для увольняемых в запас нео­бязательными. Следует усилить контроль за сол­датами (матросами) четвертого периода службы, назначаемыми в различные команды, группы, связанные с выполнением хозяйственных работ. Крайне нежелательно в психологическом плане, чтобы военнослужащие последних периодов службы отвлекались от боевой учебы на различ­ного рода хозяйственные работы.

5. Особое внимание командиры батальонов и рот, их заместители по воспитательной работе обращают на активизацию деятельности сержан­тов (старшин) в борьбе с нарушениями уставных правил взаимоотношений, обеспечение их лич­ной примерности. В августе (феврале) организу­ется заслушивание сержантов (старшин) на соб­раниях сержантов (старшин) о делах в своем под­разделении, обеспечении их личной примерности как младших командиров. Обращается внимание на состояние взаимоотношений между военно­служащими.

Сержантам (старшинам) даются советы, как поступить в конкретной ситуации, какие воспитательные меры принять к тому или иному солдату (матросу). Каждый случай неправиль­ных действий младшего командира должен под­вергаться критической оценке и детальному раз­бору на совещании сержантов (старшин). При этом необходимо постоянно держать в поле зре­ния становление младших командиров второго периода службы, оказывать им помощь в освое­нии служебных обязанностей. Действия солдат (матросов) третьего и четвертого периодов служ­бы, направленные на подрыв авторитета сержан­тов (старшин), должны в любом случае реши­тельно пресекаться. Подобные факты подверга­ются всестороннему оперативному анализу. Они служат пищей для размышлений и сигналом для незамедлительного принятия мер. При этом сле­дует помнить, что неуставные взаимоотношения основываются на круговой поруке. Глумления и издевательства замалчиваются не только их ис­полнителями, но и потерпевшими. Вот почему каждый случай антиуставных взаимоотношений должен быть расследован до конца. Установить истинное положение и правильно отреагировать на него — значит, не допустить преступления или грубого нарушения дисциплины.

6. Индивидуальная профилактическая ра­бота с каждым военнослужащим дополняется комплексом мероприятий воспитательного ха­рактера. В августе (феврале) могут проводиться общие собрания личного состава в ротах с по­весткой дня «Служебная карточка — страница твоей биографии». В ходе собраний дается ана­лиз и оценка служебной деятельности военнослу­жащих третьего и четвертого периодов службы. В решении собрания дается характеристика каж­ дому из военнослужащих, подчеркивается, с ко­го нужно брать пример, а также отмечаются те, кто проявляет недисциплинированность, халат­ность в службе. Обеспечивается активное учас­тие в этих собраниях военнослужащих первого и второго периодов службы, обязательно предус­матриваются их выступления. На служебных совещаниях практикуется заслушивание офице­ров ротного и батальонного звена об их работе по сплочению воинских коллективов, подводят­ся итоги проводимой работы по сплочению во­инского коллектива, анализируются положи­тельные и негативные примеры из внутриколлективной жизни подразделения. В ряде мест солдатам (матросам) и сержантам (старшинам) от имени военного совета округа (флота) вруча­ется именная памятка, в которой обращается внимание на вопросы службы, поддержание ус­тавного порядка в подразделении, соблюдение требований безопасности.

Эффективными средствами являются тема­тические вечера, посвященные лучшим сержан­там (старшинам), встречи с ветеранами воинской части, чествование лучших специалистов, диспу­ты на темы: «О дружбе мнимой и настоящей», «Каким должен быть настоящий друг».

Предмет заботы офицеров — обеспечение примерности военнослужащих второго года службы в воинской дисциплине, в несении гар­низонной, караульной и внутренней служб, по­вышение их роли в укреплении дружбы и войс­кового товарищества, сплочении воинских кол­лективов, их участие в общественной и спортив­но-массовой работе. При подведении итогов бое­вой подготовки анализ взаимоотношений в во­инских коллективах проводится: в полку — еже­месячно за каждую роту; в батальоне - ежене­дельно за каждый взвод; в роте — ежедневно за каждого военнослужащего.

7. Командиры и их заместители по воспитательной работе обращают внимание на тщательное изучение обстановки и контроль за поведением личного состава за 100 дней до приказа министра обороны Российской Федерации об
увольнении в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы по призыву, а также в день его опубликования. В эти
дни обычно усиливается вероятность проявления негативных ритуалов и традиций в воинских коллективах. Воспитательная работа
в подразделении нацеливается на предупреждение подобных фактов. В этих целях активно используются занятия по общественно-государственной подготовке, информирования военнослужащих. Усиливается акцент на воинском и
нравственном воспитании личного состава.
В этот период в ротах проводятся беседы «О достоинстве военнослужащего России», тематические вечера «Наша рота - единая боевая семья»,
дни боевых традиций, организуется обмен опытом передовых военнослужащих и т.д.

8. Перед объявлением приказа министра
обороны Российской Федерации об увольнении
в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки военной службы по призыву, командиры и их заместители по воспитательной работе усиливают контроль за поведением личного
состава. Одновременно проводятся индивидуальные беседы с солдатами (матросами) первого года
службы об их активном противодействии возможным антиуставным ритуалам. За 15 — 20 дней до объявления приказа министра обороны Российской Федерации об увольнении в запас во­еннослужащих, выслуживших установленные сроки военной службы по призыву, на общих собраниях личного состава подразделения орга­низуется заслушивание военнослужащих четвер­того периода службы об их личной дисциплини­рованности, отношении к товарищам, к выполне­нию требований воинских уставов, обязанностей по службе. Командиры подразделений и их за­местители по воспитательной работе строго пре­дупреждают военнослужащих четвертого перио­да службы, склонных к нарушениям воинской дисциплины, о недопустимости таких фактов, как самовольная зачитка «приказа» об увольне­нии в запас, «перевод» солдат (матросов) из одно­го периода службы в другой и т.д.

В целях правовой профилактики наруше­ний уставных правил взаимоотношений между военнослужащими активно используются вечера вопросов и ответов с участием военных юристов. Зачитываются письма солдат (матросов), уволив­шихся в запас. Готовятся специальные плакаты, на которых помещаются письма бывших воен­нослужащих, отбывающих срок заключения за преступления, связанные с глумлениями и изде­вательствами, письма матерей заключенных сол­дат к командиру воинской части. Выпускаются фотолистовки, раскрывающие последствия хули­ганских действий отдельных недисциплиниро­ванных солдат (матросов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: