Иностранцы

В выборах в Российской Федерации участвуют граждане РФ. По общему правилу, иностранные граждане и лица без гражданства не участвуют в выборах, т. е. они не имеют права избирать и быть избранными.

Однако в 1999 г. в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 1997 г. было внесено дополнение, которым за иностранными гражданами было закреплено право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. В одноименном Федеральном законе 2002 г. это правило сформулировано так: «На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации» (п. 10 ст. 4). Таким образом, иностранные граждане могут получить избирательные права лишь на муниципальных выборах и при следующих условиях: а) сначала заключается международный договор Российской Федерации, предусматривающий такую возможность; б) далее принимается закон (федеральный или субъекта РФ), закрепляющий эти избирательные права иностранных граждан; в) иностранец может стать участником избирательного процесса только на территории муниципального образования, где он проживает постоянно.

Проживание.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает: чтобы быть включенным в избирательный список и реализовать право голосовать на выборах, избирателю положено иметь место жительства на территории соответствующего избирательного округа (п. 4 ст. 4). Таким образом, есть условие проживания для приобретения активного избирательного права, но без установления каких-либо сроков проживания.

Что касается пассивного избирательного права, в 1993—1996 гг. при принятии своих конституций, уставов и избирательных законов многие субъекты РФ ввели весьма дискриминационный ценз оседлости — условие 10-летнего проживания кандидатов на должности глав исполнительной власти на территории субъекта, а для кандидатов в депутаты законодательных собраний субъектов — 5-летнее проживание, к тому же необходимо было прожить в субъекте определенный срок (не менее года) непосредственно перед выборами.

Это правило позволяло местным лидерам устранить своих конкурентов, не допустить участия в выборах на руководящие посты в субъектах РФ достойных лиц, в данное время не проживающих в субъекте, в том числе и выходцев с данной территории, занимающих ответственные позиции в федеральных структурах власти.

Федеральный законодатель вынужден был пресечь эту практику. В 1997 г. была введена норма, которая сохранилась и в действующем Федеральном законе 2002 г.: ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной ее территории, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ. Таким образом, в территориальном плане у пассивного избирательного права нет ограничений — можно жить в Москве, а баллотироваться на Чукотке (таких примеров сколько угодно).

Но как можно видеть из приведенного выше п. 31 ст. 4 Закона 2002 г., на основе новеллы 2006 г. не только двойное гражданство, но даже наличие вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, запрещает ему баллотироваться на любых выборах в Российской Федерации. Обратим внимание на то, что обладание документом не обязательно означает реальное проживание человека за границей, он может постоянно находиться в России. Но если такой факт станет известным, ему откажут в регистрации в качестве кандидата либо, если это выявилось позже, регистрацию отменят в установленном порядке.

Прохождение военной службы.

Военнослужащие всех категорий (граждане России, поскольку теперь военнослужащими российских вооруженных сил могут быть и иностранные граждане) участвуют в выборах в органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов на общих и равных основаниях с другими гражданами Федерации.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 5 ст. 17) на выборах в органы местного самоуправления позволял не включать в списки избирателей две категории военнослужащих: проходящих военную службу по призыву, а также курсантов военных учебных заведений (но лишь в случае, если место жительства этих военнослужащих до призыва не было расположено на территории данного муниципального образования). В 2005 г. ограничение в отношении курсантов отменено. Таким образом, военнослужащие по призыву (как принято говорить, срочной службы) в муниципальных выборах не участвуют, если они прибыли на данную территорию из других мест.

Количество избраний.

Ограничения по количеству избраний существуют для Президента РФ, а также для избираемых глав исполнительной власти субъектов РФ. Одно и то же лицо может занимать соответствующую должность не более двух сроков подряд. После некоторого перерыва гражданин вновь может претендовать на такую должность. Такие же ограничения могут быть установлены и для главы муниципального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: