double arrow

Избирательных систем

Студентам известно, что мажоритарная избирательная система означает деление территории на избирательные округа и избирание от округа депутата (возможно и нескольких депутатов); пропорциональная избирательная система — это голосование за списки кандидатов в депутаты. Списки выдвигаются политическими партиями (ранее в России также и избирательными блоками, они образовывались как союз только партий либо партий и иных общественных объединений, с 2005 г. блоки исключаются).

В России постоянно идет борьба за предпочтение той или другой избирательных систем. Кроме того, борьба идет также и за то, по каким критериям отдавать победу тому или иному кандидату или списку. Контурно можно обозначить следующие «параметры» этой борьбы:

а) только мажоритарная или только пропорциональная избирательная система.

На выборах депутатов Государственной Думы 1993-2007 гг. сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. 2007 – 2014 гг. – господство взгляда на преимущества пропорциональной системы. С 2014 г. – возвращение к сочетанию обеих систем на равном числе депутатов: 225х225.

На выборах депутатов законодательных собраний субъектов РФ: 1994-2003 – мажоритарная избирательная система. Начиная с 2004 г. более 50 % депутатов законодателього собрания полагалось избирать по спискам политических партий. В 2013 г. (2 ноября) установлено, что по спискам политических партий полагается избирать более 25 % депутатов. В Москве и СПб предусматриваются выборы только по избирательным округам.

На муниципальном уровне долгое время принялась мажоритарная избирательная система. Затем вслед за уровнем субъектов РФ многие муниципальные образования, особенно городские округа, пошли на введение только пропорциональных выборов. Однако сложность состояла в том, что партии на муниципальном уровне, как правило, не очень сильны. К тому же по законодательству иные общественные объединения тоже наделены правом выдвижения кандидатов. В 2009 г. по инициативе Президента РФ введена возможность союзов или соглашений политических партий и иных общественных объединений на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, в этом случае выдвигается единый список, в котором 15% мест отводится кандидатам от общественных объединений).

20 марта 2011 г. статья 23 «Муниципальные выборы» Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был дополнена частью 3.1, согласно которой не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Аналогичное изменение тогда же внесено в статью 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 18), правда, здесь говорится не о партиях, а просто об избирательных объединениях. Было также определено, что законом субъекта можно ввести избирательный барьер на таких выборах, но не более 5 процентов, к распределению депутатских мандатов следует допустить не менее 2-х списков кандидатов, и в совокупности они должны получить более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Конституционный Суд РФ в оценке нововведений в своем постановлении от 7 июля 2011 г. исходил из того, что потенциал личного участия граждан в местных делах, в том числе выборных, в поселениях, прежде всего сельских, с малочисленным населением более высок, чем в муниципальных районах и городских округах, и депутаты их представительных органов находятся в прямых, непосредственных отношениях с избирателями, чему в оптимальной степени соответствует их избрание с применением мажоритарной избирательной системы.

С учетом выводов Конституционного Суда в ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 16 октября 2012 г. был включен п. 19: «Выборы депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам».

В статью 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также включили приведенное правило. Но кроме того добавлено (п. 3.3): «В случае, если в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования (за исключением представительного органа муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов) часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, распределению между указанными списками кандидатов подлежат не менее 10 депутатских мандатов».

Таким образом, законодательные новеллы все-таки сдерживают увлечение «партийными» выборами на уровне муниципальных образований, исходят из необходимости соблюдать баланс между пропорциональной и мажоритарной избирательными системами в местном самоуправлении.

б) По какому большинству определять победителя.

Здесь более или менее стабильным было большинство на мажоритарных выборах: это относительное большинство, т.е. необходимость получить больше голосов, чем соперники. Принцип «более чем соперник и не менее половины от числа поданных голосов» в основном используется для второго тура, да и то не всегда.

Что касается пропорциональной системы, здесь всё упирается в т.н. избирательный барьер. В распределении мандатов участвуют не все партии, участвовавшие в выборах, а только преодолевшие установленный законом процентный барьер (при выборах в Государственную Думу до последнего времени 5%, сейчас 7%, с 2016 г. снова 5%).

Новеллы с пропорциональной избирательной системой, и особенно высокий семипроцентный проходной барьер привели к тому, что в Государственную Думу не смогли пройти некоторые политические партии, ранее бывшие активными участниками политических отношений..

Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. предложил: партиям, не дотянувшим на выборах до 7%, но набравшим более 5%, надо дать 1—2 мандата депутатов Государственной Думы. Эти предложения нашли отражение в законодательных новеллах. Федеральным законом от 12 мая 2009 г. в Закон о выборах депутатов Государственной Думы включена ст. 821, согласно которой федеральному партийному списку кандидатов, получившему менее 6%, но не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенному к распределению депутатских мандатов, передается один депутатский мандат; федеральному списку кандидатов, получившему менее 7%, но не менее 6% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенному к распределению депутатских мандатов, передаются два депутатских мандата. Правда, новшество продержалось недолго: 22 октября 2011 г. было определено, что названная статья утрачивает силу с 1 января 2013 г. Кстати, на выборах в Государственную Думу 4 декабря 2011 г. ни одной из т.н. малых партий не удалось набрать даже 5 процентов и получить хотя бы один депутатский мандат в Государственной Думе.

Принцип состязательности

В советский период, как уже говорилось, юридически допускалось выдвижение нескольких кандидатов на одно депутатское место. Но фактически на избрание по избирательному округу претендовал один кандидат, его подбор осуществлялся в условиях однопартийной системы.

На выборах народных депутатов СССР в 1989 г., народных депутатов России и местных Советов в 1990 г. уже использовался принцип состязательности, фактически выдвигалось несколько (а то и очень много) кандидатов на одно депутатское место. И все-таки законодательство не требовало обязательного выдвижения двух и более кандидатов, выборы проводились и в том случае, если оставался один кандидат.

Начиная с выборов 1993 г. положение было принципиально изменено. Избиратель, приходя голосовать, в избирательных бюллетенях должен был найти соответственно фамилии не менее двух кандидатов в депутаты по избирательному округу и не менее двух списков по федеральному округу. По Закону 2002 г. о выборах депутатов Государственной Думы требовалось, чтобы не менее трех списков баллотировались по федеральному избирательному округу. Если альтернативных кандидатов и списков кандидатов нет, выборы откладываются на определенный срок (общее требование — не более шести месяцев) для дополнительного выдвижения кандидатов и списков. При изменении Закона в 2003 г. даже было определено, что надо иметь не менее четырех федеральных списков, хотя подведение итогов допускалось и в случае, если оставалось не менее двух таких списков. На выборах депутатов Государственной Думы требуется участие в распределении депутатских мандатов минимум двух партийных списков (п. 11 ст. 44).

Федеральное законодательство разрешает проводить выборы в одномандатном округе или едином избирательном округе по одной кандидатуре: а) при повторном голосовании (например, второй тур выборов Президента РФ возможен, если остается один кандидат); б) на выборах депутатов органов муниципальных образований (если это предусмотрено законом субъекта РФ). Однако при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании.

Проблема финансирования выборов

До 1993 г. выборы финансировались исключительно из государственного бюджета. Всякие возможности частного финансирования не допускались и служили основанием для признания результатов выборов недействительными.

Затем было установлено следующее: финансирование мероприятий, связанных с выборами, осуществляется за счет средств федерального или местного бюджета; вместе с тем для финансирования избирательной кампании кандидаты, избирательные объединения вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования граждан и юридических лиц.

Пожертвования в избирательные фонды могут вносить физические лица — граждане Российской Федерации, а также российские юридические лица.

Федеральный закон о политических партиях (2001 г.) предусматривает выделение средств федерального бюджета политическим партиям. Общий объем средств федерального бюджета, выделяемых для государственного финансирования политических партий, не может быть менее 50 рублей, умноженных на число избирателей, включенных в списки избирателей на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо выборах Президента Российской Федерации (динамика суммы – 0,005% МРОТ, 2005 г. 0 5 рублей, 2008 г. – 20 рублей, 2013 г. – 50 рублей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: