1. Психический и психофизический инфантилизм. Это эмоционально незрелые дети. Они приветливы, общительны, повышенно оживлены, крайне внушаемы, подражательны, но эмоции поверхностны и неустойчивы. В данном случае ЗПР первична и связана с вредным воздействием на ЦНС в период беременности. Достигнув школьного возраста, такие дети продолжают оставаться в кругу дошкольных игровых интересов: не могут включиться в школьную деятельность, фиксироваться на ней, выполнять отдельные школьные задания, не проявляют интереса к ним. Во время занятий дети вялы, апатичны, непродуктивны. Зато в игре оживлены, инициативны, эмоционально заинтересованы. Могут выполнять лишь те задания, которые связаны с их интересами и игрой; выполнение же заданий, требующих сложных видов произвольной деятельности, для них непосильно. С трудом формируется чувство долга, ответственности, критичности к своему поведению.
Для них характерна интеллектуальная сохранность: понимают смысл доступной их возрасту сказки или рассказа, сюжет картинки. Могут разложить серию картинок в должной последовательности и составить по ним рассказ. Умеют использовать помощь взрослого при выполнении того или иного смыслового задания. Иногда отмечается раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость либо вялость и пассивность. У некоторых детей наблюдаются головные боли, сниженный аппетит, нарушения сна. Если таким детям не обеспечивается индивидуальный подход, учитывающий их психические особенности, и не оказывается необходимая помощь в школе и дома при затруднениях в обучении, возникает педагогическая запущенность, усугубляющая эти затруднения. Своевременно и правильно оказанная помощь приводит к полной обратимости этих состояний.
|
|
2. Астенические состояния (длительно текущие). Это состояние повышенной утомляемости, истощаемости, утраты способности к длительному физическому и умственному напряжению. Астенические состояния снижают темп психического развития ребенка из-за пониженной работоспособности, быстрого выключения из деятельности, колебаний внимания. Обучению также мешают либо вялость, пассивность, заторможенность ребенка, либо возбудимость, неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость, раздражительность. При астенических состояниях ЗПР, так же как и при психическом инфантилизме, носит первичный характер. При первично сохранном интеллекте постепенно проявляются нарушения интеллектуальной деятельности. У детей с астеническими состояниями затруднен процесс овладения чтением, письмом, счетом.
|
|
При чтении часто теряют строку, не выделяют предложений, читают по догадке, не делают смысловых ударений. При письме пропускают буквы, слоги, слова, переставляют буквы, не дописывают буквы и слова, соединяют несколько слов в одно. При обучении арифметике часто не овладевают понятием числа, приемами устного счета, плохо запоминают таблицу умножения; не удерживают в уме условия задачи, теряя ее отдельные элементы. Психический инфантилизм и астенические состояния являются наиболее легкими формами ЗПР. У этих детей нарушен темп формирования эмоционально-волевой регуляции и на этой основе возникает малая работоспособность, быстрая истощаемость, неустойчивость памяти и внимания, отрицательно влияющие на обучаемость. Дети с легкими формами ЗПР могут выравниваться в условиях массовой школы, но при индивидуальной педагогической помощи. После обучения в классах выравнивания (не более 3 лет) должны переходить в обычные классы. В обучение этих детей вводятся игровые элементы и яркий наглядный материал. Занятия должны быть разнообразными, эмоционально насыщенными, а объем заданий — уменьшенным.
3. Церебрально-органическая форма ЗПР. Этот вид ЗПР является более стойким, наиболее тяжелым и распространенным; изначально несет в себе недостаточность, дефектность познавательной деятельности, поскольку имеет органическую природу. Органические повреждения ЦНС носят мозаичный характер в отличие от умственной отсталости, которая характеризуется тотальным недоразвитием мозговых структур. Причинами могут быть: травмы беременной и плода, тяжелые интоксикации и токсикозы, несовместимость крови матери и плода по группе и резус-фактору; врожденные болезни плода, например сифилис; недоношенность, асфиксия, родовые травмы; ранние (в первые 1 — 2 года) постнатальные заболевания — дистрофирующие инфекционные заболевания, мозговые травмы. Нарушения познавательной деятельности — слабость памяти, внимания, подвижности психических процессов — связаны с дефицитностью отдельных корковых функций. Кроме нарушения интеллектуальных функций наблюдаются ущербность эмоционально-волевой сферы и физическая незрелость.
Эта форма ЗПР граничит с дебильностью, хотя возможности усвоения нового несколько выше, чем у детей-олигофренов. Возникает необходимость дифференциации названных состояний. Дети с церебрально-органической формой ЗПР любознательны, интересуются окружающим, задают вопросы, умеют быстро ориентироваться в окружающей обстановке, легко завязывают новые контакты, наблюдательны. Они проявляют интерес к обследованию, заинтересованы в хорошей оценке, используют помощь исследователя, переносят опыт выполнения одного задания на выполнение другого. Тем не менее обучаемость значительно снижена, и в условиях массовой школы дети являются практически необучаемыми. Рекомендуется обучение в специальных классах и школах с облегченной программой для детей с ЗПР. Нуждаются в более сложном лечении и более сложной педагогической коррекции, чем дети с легкими формами ЗПР. По мнению некоторых авторов (И.А. Юркова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго), этот вариант отклоняющегося развития не может быть отнесен к ЗПР, поскольку не имеет временного характера и даже в условиях массированного коррекционного воздействия и медикаментозной поддержки не ведет к выравниванию, достижению нормы. Дети с данным видом аномалии не «догоняют» своих сверстников ни после окончания начальной школы, ни позже.