Систематика детей с ЗПР (по Т.А. Власовой – М.С. Певзнер)

1. Психический и психофизический инфантилизм. Это эмоционально незрелые дети. Они приветливы, общительны, повышенно оживлены, крайне внушаемы, подражательны, но эмоции поверхностны и неустойчивы. В данном случае ЗПР первична и связана с вредным воздействием на ЦНС в период беременности. Достигнув школьного возраста, такие дети продолжают оставаться в кругу дошкольных игровых интересов: не могут включиться в школьную деятельность, фиксироваться на ней, выполнять отдельные школьные задания, не проявляют интереса к ним. Во время занятий дети вялы, апатичны, непродуктивны. Зато в игре оживлены, инициативны, эмоционально заинтересованы. Могут выполнять лишь те задания, которые связаны с их интересами и игрой; выполнение же заданий, требующих сложных видов произвольной деятельности, для них непосильно. С трудом формируется чувство долга, ответственности, критичности к своему поведению.

Для них характерна интеллектуальная сохранность: понимают смысл доступной их возрасту сказки или рассказа, сюжет картинки. Могут разложить серию картинок в должной последовательности и составить по ним рассказ. Умеют использовать помощь взрослого при выполнении того или иного смыслового задания. Иногда отмечается раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость либо вялость и пассивность. У некоторых детей наблюдаются головные боли, сниженный аппетит, нарушения сна. Если таким детям не обеспечивается индивидуальный подход, учитывающий их психические особенности, и не оказывается необходимая помощь в школе и дома при затруднени­ях в обучении, возникает педагогическая запущенность, усугубляющая эти затруднения. Своевременно и правильно оказанная помощь приводит к полной обратимости этих состояний.

2. Астенические состояния (длительно текущие). Это состояние повышенной утомляемости, истощаемости, утраты способности к длительному физическому и умственному напряжению. Астенические состояния снижают темп психического развития ребенка из-за пониженной работоспособности, быстрого выключения из деятельности, колебаний внимания. Обучению также мешают либо вялость, пассивность, заторможенность ребенка, либо возбудимость, неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость, раздражительность. При астенических со­стояниях ЗПР, так же как и при психическом инфантилизме, носит первичный характер. При первично сохранном интеллекте постепенно проявляются на­рушения интеллектуальной деятельности. У детей с астеническими состояниями затруднен процесс овладения чтением, письмом, счетом.

При чтении часто теряют строку, не выделяют предложений, читают по догадке, не делают смысловых ударений. При письме пропускают буквы, слоги, слова, переставляют буквы, не дописывают буквы и слова, соединяют несколько слов в одно. При обучении арифметике часто не овладевают понятием числа, приемами устного счета, плохо запоминают таблицу умножения; не удерживают в уме условия задачи, теряя ее отдельные элементы. Психический инфантилизм и астенические состояния являются наиболее легкими формами ЗПР. У этих детей нарушен темп формирования эмоционально-волевой регуляции и на этой основе возникает малая работоспособность, быстрая истощаемость, неустойчивость памяти и внимания, отрицательно влияющие на обучаемость. Дети с легкими формами ЗПР могут выравниваться в условиях массовой школы, но при индивидуальной педа­гогической помощи. После обучения в классах выравнивания (не более 3 лет) должны переходить в обычные классы. В обучение этих детей вводятся игровые элементы и яркий наглядный материал. Занятия должны быть разнообразными, эмоционально насыщенными, а объем заданий — уменьшенным.

3. Церебрально-органическая форма ЗПР. Этот вид ЗПР является более стойким, наиболее тяжелым и распространенным; изначально несет в себе недостаточность, дефектность познавательной деятельности, поскольку имеет органическую природу. Органические повреждения ЦНС носят мозаичный характер в отличие от умственной отсталости, которая характеризуется тотальным недоразвитием мозговых структур. Причинами могут быть: травмы беременной и плода, тяжелые интоксикации и токсикозы, несовместимость крови матери и плода по группе и резус-фактору; врожденные болезни плода, например сифилис; недоношенность, асфиксия, родовые травмы; ранние (в первые 1 — 2 года) постнатальные заболевания — дистрофирующие инфекционные заболевания, мозговые травмы. Нарушения познавательной деятельности — слабость памяти, внимания, подвижности психических процессов — связаны с дефицитностью отдельных корковых функций. Кроме нарушения интеллектуальных функций наблюдаются ущербность эмоционально-волевой сферы и физическая незрелость.

Эта форма ЗПР граничит с дебильностью, хотя возможности усвоения нового несколько выше, чем у детей-олигофренов. Возникает необходимость дифференциации названных состояний. Дети с церебрально-органической формой ЗПР любознательны, интересуются окружающим, задают вопросы, умеют быстро ориентироваться в окружающей обстановке, легко завязывают новые контакты, наблюдательны. Они проявляют интерес к обследованию, заинтересованы в хорошей оценке, используют помощь исследователя, переносят опыт выполнения одного задания на выполнение другого. Тем не менее обучаемость значительно снижена, и в условиях массовой школы дети являются практически необучаемыми. Рекомендуется обучение в специальных классах и школах с облегченной программой для детей с ЗПР. Нуждаются в более сложном лечении и более сложной педагогической коррекции, чем дети с легкими формами ЗПР. По мнению некоторых авторов (И.А. Юркова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго), этот вариант отклоняющегося развития не может быть отнесен к ЗПР, поскольку не имеет временного характера и даже в условиях массированного коррекционного воздействия и медикаментозной поддержки не ведет к выравниванию, достижению нормы. Дети с данным видом аномалии не «догоняют» своих сверстников ни после окончания начальной школы, ни позже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: