Идеи классицизма работают только тогда, когда устремления монарха и верхушки общества совпадают. Подчинение личного общему.
Жан-Батист Мольер
«Мещанин во дворянстве»(1670)
Мещанин:
· Мещанское-слепое подражание знати.
· Любовь к резким контрастным сочетаниям.
· Отсутствие манер, невежество.
· Стремление казаться, а не быть.
· Легко становится объектом манипулирования.
У мещан и дворян категорически разная способность восприятия прекрасного.
Петр I и традиция до него:
· Домострой - пирамидальный уклад жизни, когда Бог заботится о всех людях, царь, как самый близкий человек к Богу(помазанник Божий) заботится о своих подданных, а отец о своей семье(неплохо бы провести дорожку к тетради истории и слову «патернализм»). В основе - религиозное почитание патриарха. Литературный пример-деревенская проза В. Распутина, Ф. Абрамова.
· Преобразования Петра коснулись только высших слоев общества, а низшие так и остались вместе с домостроем до XX века.
· Петр выключил Византийскую традицию и включил взамен Европейскую(Франция-католицизм, Голландия-протестантизм). За эстетическую часть обычно отвечала Франция, так как идеология любого протестантизма состоит в довольно сложных отношениях с праздностью и эстетикой ради эстетики.
За реформами Петра надо сбегать в тетрадь по истории.
· В связи с этими реформами появилось понятие прогресса: разорвалось кольцо времени (в Домострое кто дольше жил, кто прошел больше кругов, у того больше опыта (большее число инвариантов видел), после того, как Петр отправил боярских детей учиться, выяснилось, что опыт отцов неактуален, значит дети знают больше отцов, а их дети должны бы знать еще больше).
· Кроме того, служба государству как возможность карьерного роста, то есть продвижения по карьерной лестнице вверх, то есть по прямой от малого к большему. Поменялось представление о пространстве (вместо рубленых боярских теремов с небольшими светелками – бальные залы для ассамблей, оформленные в барочной эстетике). Вместо трапециобразной формы одежды человека (общая форма для всех сословий) пришла X-фигура(платье с кринолином, подчеркнуто перетянутой талией, мужские камзолы, панталоны, чулки, башмаки, голые плечи у женщин – декольте, голые лица у мужчин, открытые волосы, а не головные уборы).
· Была привита (грубо врублена) галантная, куртуазная культура, которая дала 2 пласта отношения с женщиной: галантный внешний и домострой в домашней обстановке.
· Женщина получила право читать, музицировать, рисовать, скакать верхом и говорить на иностранных языках, прежде всего французском, право на образование.