· 1789 год – Великая Французская революция с лозунгами «Свобода! Равенство! Братство!» утонула в крови и грабежах. =>уход Классицизма, ибо Классицизм содержится в идее долга перед монархом и государством, и, по технически причинам, стал невозможен.
· Приходит эпоха Романтизма.
Романтизм – эпоха, основная идея которой – разочарование в обществе, неразрешимый конфликт человека с окружающим миром.
Причина возникновения: просвещенное дворянство, свергнувшее монарха и желавшее добра народу, увидело, что народу это добро не особо-то и нужно, им нужен кнут. Дворянин – весь из себя такой тонкий и просвещенный, а вокруг одни бюргеры с пивом и сосисками, которые просто изгоняют дворянина из страны, конфискуя его имущество в свою пользу.
· Романтический герой – исключительный герой, герой-изгнанник, которого никто не понимает, которому противопоставлено все обыденное, обывательское. Только романтический герой видит чудо там, где бюргер его не видит. Романтический герой одинок по определению.
· Действие часто происходит в экзотических местах, например - на юге. Для Европы – Италия, Для России – Кавказ или Бессарабия, Молдавия.
· Распространяется образ благородного разбойника.
· Фольклор становится базой авторской литературы. Появились собиратели фольклора (братья Гримм, Шарль Перро, Александр Николаевич Афанасьев), ибо в народных преданиях легко найти то самое чудо, необходимое романтическому герою.
Трагедия и комедия.
В классицизме произведения делятся на три штиля
1. Высокий – трагедия, ода.
2. Средний – роман, повесть
3. Низкий – комедия, сатира, басня.
Трагедия – драматургический жанр, специфический разрешающий драматическую борьбу неизбежной и необходимой гибелью героя. Герои страдают от рока – неминуемой злой судьбы. Характерен неразрешимый идейный конфликт, столкновение мировоззрений.
Комедия – драматургическое произведение. Борьба героев не влечет за собой никаких серьезных, гибельных последствий; направлена на низменные, обыденные цели. Ведется смешными, забавными и нелепыми средствами
Россия
Наш культурный регион лежит между восточным (Византия, Персия, Турция) и западным (Европа и Англия, позже (сильно!) США), и поэтому не может быть отнесен, четко классифицирован и описан. Промежуточность положения осознавалась изначально русскими князьями и самим Владимиром Крестителем, который, выбирая веру, выбирал путь своей страны.
Выбор византийской веры привел к появлению с 15-го века концепции «Москва – третий Рим, а четвертому не бывать», то есть к мысли об избранности пути России. Этой идеи, в первую очередь, противостоял Петр Яковлевич Чаадаев, выдвинувший в начале 30-ых годов мысль о том, что Владимир крестил Россию не в ту веру. (В 1829—1831 создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии. Журнал был закрыт, издатель Надеждин сослан, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим).
С 18 века (с прихода Петра Первого (см. тетрадь по истории) Россия начинает интеграцию в европейский культурный регион и «застревает посередине», так как интеграция ведется сверху и за все три века прозападных реформ так и не затронула нижние (ниже дворян) сословия.
Восхищение народом-победителем захватило и офицеров русских войск. Тогда у молодых офицеров возникает вопрос об отношении к основной силе русского войска – простому русскому крестьянину, несущему двадцатипятилетнюю воинскую повинность, угнетаемому помещиком и на селе, являющемуся предметом купли и продажи. Эти мысли были особенно тревожны и актуальны, так как побежденной оказалась Франция, в которой уже не было крепостного права, не было права собственности одних людей на других.
Именно те люди, которые побывали в Европе, увидели, как там живут люди и организовывали восстание декабристов.
Поражение восстания декабристов – причина появления романтизма в России, так как это породило истинное разочарование в людях, эпохе, идеях классицизма.
Отголоски средневековой культуры, тем не менее, остались в России и до 20 века и в отношении к женщине, и в отношении к прогрессу, и в отношении к семье.
Россия получила культурную «пальму первенства» после войны с Наполеоном. Причина – Наполеон захватил почти всю Европу, считался непобедим, прокатился со своими завоеваниями до России и… Разбился о сопротивление «диких варваров». До этого к России относились немного пренебрежительно. Однако разбить Наполеона, пройти до Парижа и по нему в параде – оказалось крайне выгодной стратегией насаждения российской культуры в Европе и изменения мирового отношения. Результат: Россия – одна из доминирующих стран до 90-ых годов 20-го века, когда проигрыш в геополитике и полное непонимание дальнейшего курса развития страны привели к очень странному и чреватому самоуничижению.
С возникновением империи (активные присоединения земель: Петр Первый, Екатерина Вторая) возник национальный вопрос: какая национальная политика должна осуществляться в отношении завоеванных народов. С точки зрения классицизма и идей эпохи Просвещения, вопрос решался просто: политика должна быть центростремительной и общей для всех, чтобы не поощрять национальный сепаратизм. Такое решение к началу 20-го века приобрело особую остроту, но другого выхода так и не было окончательно найдено до наших дней.