На ступенях начального и основного общего образования

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осознаваемый и педагогом, и учащимися.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека с учётом возрастных особенностей оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна отражать нравственный портрет идеально воспитанного школьника:

· любящий свой край и свою Родину;

· уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

· соблюдающий нормы и правила общения;

· проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;

· умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;

· любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

· умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

· готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

· честный и справедливый;

· творящий и оберегающий красоту мира;

· доброжелательный, обладающий коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

· выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

На основе портрета идеально воспитанного учащегося формулируется цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи в области формирования личностной культуры:

· формирование способности к духовному развитию;

· укрепление нравственности;

· формирование основ морали;

· формирование основ нравственного самосознания личности (совести);

· принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

· формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

· формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;

· развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

· осознание школьником ценности человеческой жизни;

· формирование нравственного смысла учения.

Задачи в области формирования социальной культуры:

· формирование основ российской гражданской идентичности;

· пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

· формирование патриотизма и гражданской солидарности;

· развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

· укрепление доверия к другим людям;

· развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

· становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

· формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям;

· формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

Задачи в области формирования семейной культуры:

· формирование отношения к семье как к основе российского общества;

· формирование у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

· знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями семьи.

Таким образом, цель программы воспитания и социализации обучающихся на ступенях начального и основного общего образования направлена на создание модели выпускника школы.

Модель выпускника первой ступени обучения:

– ребенок, освоивший общеобразовательные программы по предметам учебного плана, то есть овладевший учебными умениями и навыками;

– ребенок, физически и духовно здоровый, добрый, уважительно относящийся к старшим и младшим, любящий природу, город, Родину;

– ребенок, имеющий чувство ответственности за порученное дело, за свои поступки;

– ребенок, умеющий жить в коллективе, бережливый, аккуратный, организованный, трудолюбивый, самостоятельный, коммуникабельный.

Модель выпускника второй ступени обучения:

– подросток, освоивший общеобразовательные программы с углубленным изучением отдельных предметов;

– подросток, который приобрел необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, владеющий навыками коммуникации;

– подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;

– подросток, знающий свои гражданские права и умеющий их реализовывать;

– подросток, умеющий уважать свое и чужое достоинство;

– подросток, обладающий запасом духовных и нравственных качеств, таких как: великодушие, порядочность, честность, милосердие, сострадание, готовность прийти на помощь другим людям;

– подросток, любящий свою семью.

Модель выпускника школы:

Выпускник – это человек, гражданин общества, страны, мира, обладающий высокой политической и демократической культурой, а именно:

– человек, имеющий уровень образования, адекватный современным требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности;

– семьянин, являющийся одновременно умным, любящим и уважительным супругом, родителем, сыном или дочерью, способный воспитать достойных членов общества;

– человек, свободный в выборе мнений, образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы страны, общества, человечества, уважающий свободу выбора и права других людей;

– личность, общая культура которой предполагает высокий уровень физической культуры и потребность в здоровом образе жизни, культуры труда, культуры эмоций и чувств, интеллектуальной культуры и культуры отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: