Товарное предложение на рынке сельскохозяйственных и продовольственных товаров

Специфические особенности сельскохозяйственного производства отражаются на характере товарного предложения продовольственных товаров. Основным фактором, влияющим на объем товарного предложения продовольствия, является цена. С повышением закупочных цен, повышается и объем производства, а рост розничных цен ведет к увеличению поставок на рынок. Реактивность изменения товарного предложения на изменение цен измеряется показателями эластичности (аналогично спросу). Эластичность товарного предложения от цен сравнительно низка. Это связано с такими его естественными особенностями, как длительность производственного цикла, зависимость от биологических параметров растений и животных, сезонность сельскохозяйственного производства, зависимость от природно-климатических условий. Высокая эластичность характерна лишь для продукции тепличных хозяйств, производства.

Важнейшим фактором, определяющим эластичность товарного предложения продовольствия, является длительность производственного цикла. Как бы ни изменялся спрос, как бы ни изменялись цены, картофель, посаженный в апреле, к маю не вырастет. Для скоропортящихся продуктов эластичность товарного предложения минимальна. Например, для свежей рыбы, которую нужно продать за несколько часов, эластичность равна нулю. В связи с тем, что эластичность товарного предложения продовольствия положительна, доход производителя и цена реализации изменяются в одном направлении.

Следующим фактором товарного предложения и его эластичности является динамика цен на сельскохозяйственные ресурсы. Повышение цен на них ведет к снижению объемов сельскохозяйственного производства и предложения. Например, в России в последние годы существенно повысились цены на химические средства защиты растений и удобрения, что привело к резкому падению сельскохозяйственного производства. Здесь нужно отметить, что цена товарного предложения может существенно зависеть от уровня удовлетворения спроса на тот или иной продукт. Другими словами, сокращение предложения вследствие роста цен на производственные ресурсы может породить неудовлетворенный спрос и повышение цен реализации.

Изменение технологии производства также влияет на товарное предложение. Внедрение ресурсосберегающих технологий приводит к снижению издержек производства и росту доходов фермеров, что побуждает их увеличивать предложение. В фондоемких отраслях, где высоки постоянные издержки, предложение является более стабильным и менее реагирующим на изменения цен. Это животноводство и механизированное растениеводство. Вложив средства, фермер будет пытаться продолжать дело, несмотря даже на неблагоприятные условия. Ведь вложенные средства надо пытаться окупить.

3. Сущность и виды маркетинга строительных организаций. Сущность и особенности проведения маркетинговых исследований в строительстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: