double arrow

Закон спроса. Закон предложения


Рынок – это так называемое «место встречи» покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг и система взаимоотношений между ними.

Состояние рыночной экономики, уровень и механизм ее развития описывается при помощи таких базовых понятий, как спрос и предложение, где спрос определяется как платежеспособная потребность покупателей, а предложение - товары, которые предлагаются продавцами.

На рынке эти два понятия противостоят друг другу, хотя неразрывно связаны между собой.

Экономический анализ спроса и предложения является универсальным средством, которое может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства; оценка правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот на потребителей и производителей.

Спрос и предложение, взаимодействуя друг с другом, образуют рыночное равновесие, при котором объем и цена потребления и производства товаров становятся равными.




Большой вклад в изучение спроса и предложения внесли зарубежные авторы: А. Смит, Т. Мальтус, О.А. Курно, А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, П.А. Самуэльсон, М. Фридман, Макконнелл К., Брю С., Стенлейк Дж. Ф., Пессель М.А. и др.

В современных условиях исследование спроса и предложения, как основных элементов рыночной конъюнктуры рассматриваются в трудах, Абрамовой М.А., Антоновой Н.Г., Камаевой В.Д., Дробозиной Л.А., Ковалевой А.М., Баранниковой Н.П., Богачеваой В.Д., Лаврушиной О.И., Борисовой Е.Ф., Булатовой А.С. и др.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;

- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;

- посмотреть как применяются законы спроса и предложения.

Практическая значимость работы состоит в том, что спрос и предложение - это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике.

Законы спроса и предложения.

Впервые понятия спроса и предложения в экономической науке исследовали в своих работах английский экономист Альфред Маршалл. Он писал: «существует весьма обширная область отношений спроса и предложения, которая выступает в качестве стержня экономических исследований, придавая им единство и последовательность» [5, c. 145]



Людвиг фон Мизес считал, что именно спрос задает тон всей экономике: «Капиталисты, предприниматели и фермеры играют важную роль в экономике. Они стоят у штурвала и ведут корабль. Но они не вольны определять его курс. Они не командуют кораблем, они всего лишь рулевые, обязанные беспрекословно подчиняться приказам капитана. Капитаном является потребитель» [6, c.23]

С эволюцией обмена и рынка претерпевает изменение и категория спроса. Так при обмене товара на товар спрос представлен не в денежной форме, а в виде товаров, подлежащих обмену и выступающих при обмене в качестве эквивалентов. С развитием товарного обмена и рынка, появлением денег и товарного обращения, спрос выступает уже в денежной форме, то есть проявляется как платежеспособная потребность.

Различают два вида спроса на товары или услуги:

1. индивидуальный;

2. рыночный спрос;

Индивидуальный спрос – это спрос, предъявляемый одним потребителем.

Рыночный спрос - это суммированное отражение спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.

С целью практической оценки и прогнозирования рыночного спроса используют различные методы. Наиболее часто используются следующие из них:

Опрос или интервью покупателей.

Позволяет выявить предпочтения потребителей, их финансовые возможности и вероятность совершения покупки в будущем. Однако он не всегда дает достоверные результаты из-за объективных трудностей.



Экспертная оценка уровня спроса на товар и экономические прогнозы относительно его динамики.

Осуществляется специалистами и экспертами в данной области по заказу заинтересованных компаний. Несмотря на то, что является дорогостоящим методом, вероятность ошибочных прогнозов и оценок сохраняется.

Рыночный эксперимент.

Предполагает прямое рыночное тестирование товара, в условиях которого моделируется требуемая ситуация, задаются новые параметры, к примеру, новые цены, и проводится сравнительный анализ поведения потребителей в старых и новых условиях.

Осуществление эксперимента связано с целым рядом проблем: во-первых, существует риск отрицательных результатов и, как следствие, сокращение прибылей и продаж компании; во-вторых, фирма не может быть уверена, что объем продаж вырос в результате эксперимента, а не под воздействием других факторов; и, в-третьих, в силу финансовых ограничений фирма может позволить себе лишь ограниченное число маркетинговых экспериментов.

Статистический метод.

На основе изучения реальных статистических данных исследуются взаимосвязи между спросом и ценами на интересующий товар за определенный период времени, рассматривается влияние прочих факторов спроса. При наличии достаточно объемной статистической базы данных можно с определенной долей погрешности вычислить функцию спроса и спрогнозировать ожидаемую реакцию потребителей на изменение цен.

Так же различают:

Действительный спрос – это реально предъявляемый спрос на товары и услуги;

Реализованный спрос – это часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах;

Неудовлетворенный спрос – это нереализованная часть действительного спроса в виду отсутствия нужных факторов или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей.

Количество товаров, которое покупают люди, всегда зависит от цен на них. Между рыночной ценой и количеством товара, которое необходимо потребителям, всегда существует определенное соотношение. Спрос на товар ограничивается высокой ценой на него, а если цена уменьшается, то, как правило, спрос увеличивается. Такое соотношение рыночной цены товара и денежного выражения спроса на него называется кривой спроса.

Рис.1. Кривая спроса

Кривая спроса – это кривая, показывающая какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени (рис. 1).

На графике кривая опускается сверху вниз. Это объясняется законом спроса.

«В соответствии с законом спроса существует обратная зависимость объема спроса от цены. Чем выше цена товара, тем меньшее его количество готовы приобрести потребители в данный момент. Соответственно, чем ниже цена товара, тем выше спрос»[1, c.574].

Этот закон впервые сформулировал французский математик О. Курно в работе «Исследование математических принципов в теории богатства». В соответствии с его формулировкой закона «спрос на товар составляет некоторую функцию цены, причем, как правило, убывающую. Такое положение вполне обосновано и не противоречит рынку» [4, c.308].В современной формулировке этот закон звучит так: « Закон спроса – это обратная связь между ценной и величиной спроса.»

Для количественной оценки спроса используется такой показатель, как величина спроса.

Величина спроса – количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Количественная зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами называют функцией спроса.

В самом общем виде функция записывается в следующим образом:

Qd = f( P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B),

где P – цена; I – доход; Z – вкусы; W – ожидания; Psub – цена на товары субституты; Pcom – цена на товары комплементы; N – количество покупателей; B – прочие факторы.

Обратная зависимость цены от величины спроса называется обратной функцией спроса и имеет вид:

PD = f (QD)

Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов – эффекта дохода и эффекта замещения. Очевидно, что сокращение цены на рассматриваемый товар оказывает двойственное воздействие на поведение покупателя.

С одной стороны, сокращение цены увеличивает реальную покупательную способность, или реальный доход, потребителя при неизменной величине его денежного дохода. Человек может купить то же количество товара за меньшие деньги, и, таким образом, у него остается больше средств на дополнительные покупки (эффект дохода).

С другой стороны, у человека возникает стимул к замещению более дорогих товаров более дешевым аналогом, что так же ведет к росту величины спроса на товар (эффект замещения).

Теоретически при определенных обстоятельствах на рынке может сложиться ситуация, при которой закон спроса не действует. Возможные исключения:

1. Парадокс Гиффена

2. Эффект Веблина

При анализе рыночной системы необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса и соответственно между изменениями в самом спросе на данный товар.

Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров (рис. 2).

Рис. 2. Кривая спроса (изменение величины предложения)

Реакция покупателей на изменение цен на рынке бывает различной по интенсивности. Для характеристики степени влияния изменения цены на поведение покупателей используется понятие эластичность.

Эластичность, по неоклассической теории, разделяют на:

1. Эластичность спроса по цене,

2. Эластичность спроса по доходу,

которые являются показателями степени чувствительности спроса по отношению к изменению цен и уровня доходов и определяются следующими соотношениями:

эластичность спроса по цене

= изменение объема спроса, % / изменение цены, %

эластичность спроса по доходу

= изменение объема спроса, % / изменение дохода, %

Спрос эластичен, когда процент изменения его величины больше, чем процент изменения цены (дохода), то есть ЕD > 1.

Спрос неэластичным, когда процент изменения его величины меньше, чем процент изменения цены (дохода), то есть ЕD < 1.

Анализ рыночного механизма был бы односторонним без рассмотрения предложения, характеризующего экономическую ситуацию на рынке уже не со стороны покупателя, а со стороны производителя.

Предложение – это готовность и способность производителей предлагать к продаже определенный вид товара. [2, c.468]

Величина предложения – это величина товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данном месте, в данное время и по данным ценам. Однако величина спроса не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж, имеющем место на рынке.

С одной стороны, если цена в рыночной системе оценивается продавцами, как недостаточно высокая для покрытия их издержек, величина предложения будет заметно меньше, чем объем реального произведенного товара. Производители производят одинаковый товар в различном количестве. Однако, оказавшись на рынке, все они стремятся достичь наивысшей цены. При этом производители начнут активную продажу товаров, и в следствии этого увеличится предложение.

Цена предложения показывает минимальную цену за данное количество товара, на которую продавец готов согласиться.

В рыночной системе различают рыночное и индивидуальное предложение.

Рыночное предложение – агрегированная величина, которая может быть получена путем суммирования объемов предложения отдельных производителей при всех возможных ценах. При этом предполагается, что все прочие факторы неизменны, в том числе и цены на ресурсы, которыми пользуются производители.

Надо отметить, что величина предложения находится в тесной взаимосвязи не только от цен, но и от других параметров рыночной системы. Данная зависимость называется функцией предложения и в наиболее общем виде записывается следующим образом:

Qs = f (P, Pr, K, T, N, B),

где Pr – цены ресурсов; K – характер применяемой технологии; T – налоги и субсидии; N – количество продавцов; B – прочие факторы.

Предположив, что все неценовые факторы для рассматриваемого периода неизменны, можно перейти к функции предложения от цены:

Qs = Qs (P)

Данный график предложения называется кривой предложения (рис. 3).

Рис. 3. Кривая предложения

Кривая предложения показывает, какое количество изготовленной продукции готовы продать производители в данном месте и по данным ценам.

Закон предложения – это прямая связь между рыночной ценной и величиной спроса.

Данная зависимость может быть представлена в виде таблицы, в графической интерпретации и в аналитическом виде.

Эту зависимость, так же как и зависимость между спросом и ценой исследовал Курно. Он писал, что «суть закона предложения состоит в том, что объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении».[4, с. 310]

«В отличие от спроса в области предложения не существует какого-то общего закона» [12, с. 23], то есть закон предложения не носит универсальный характер. Поэтому рассматривают возрастающий характер кривой предложения, наиболее часто встречающийся случай вместе с другими возможными вариантами.

Так же как и в спросе, нужно различать изменения предложения и изменения величины предложения.

Изменение величины предложения наблюдается при изменении цены данного товара, при неизменности прочих факторов рыночной системы и отражается движением вдоль кривой предложения (рис. 4).

Рис. 4. Кривая предложения (изменение величины предложения)

Изменение предложения, наоборот, происходит при изменении неценовых факторов. В их влиянии так же есть закономерности: при неизменной цене данного товара и иллюстрируется путем смещения кривой вправо, при увеличении предложения или влево, при его уменьшении (рис. 5).

Рис. 5. Функция предложения (сдвиг кривых предложения)

Так, например, снижение стоимости ресурсов производства может повысить прибыль производства, создать стимулы к его дальнейшему развитию и предоставить новым фирмам возможность выхода на рынок со своей продукцией. Поэтому, при неизменности цены, можно ожидать увеличения выпуска товаров.

Важным элементом в анализе предложения является выявление характера и степени той зависимости, которая складывается между влияющими на предложение факторами и объемом данного предложения. Данную зависимость выражает категория эластичности предложения.

«Эластичность предложения от цены есть процентное изменение предлагаемого количества в результате однопроцентного увеличения цены» [7, с. 307].

По своей природе понятие «эластичность предложения» отражает реакцию производителя на изменение ситуации на рынке. По неоклассической теории, изменение рыночной ситуации рассматривается только с позиции изменения главного влияющего фактора – цены.

Показатель эластичности предложения по цене измеряется с помощью данного соотношения:

Эластичность предложения =

= Изменение объема предложения, %/ Изменение цены, %

Предложение называется эластичным, когда процент изменения его величины больше, чем процент изменения цены, то есть Еs > 1, то предложение эластично.

Предложение называется неэластичным, когда процент изменения его величины меньше, чем процент изменения цены, то есть Еs < 1, то предложение неэластично.

2. Факторы влияющие на спрос и предложение.

Изменение спроса происходит под воздействием неценовых факторов.

Графически это отражается смещением кривой спроса вправо, если спрос растет или влево, если спрос падает (рис. 6).

Рис. 6. Функция спроса (сдвиг кривой спроса)

Спрос меняется под воздействием неценовых факторов на потребителя. Среди наиболее значимых неценовых факторов спроса экономисты выделяют:

1. Вкусы и предпочтения потребителей

2. Доходы потребителей

3. Число потребителей

4. Цены на другие товары

5. Экономические ожидания потребителей.

Общее изменение кривой спроса на реальном рынке определяется общим воздействием ценовых и неценовых факторов.

На самом деле на спрос и предложение влияют множество различных факторов и не всегда мы можем учесть все эти факторы, так как со временем факторы влияющие, например, на спрос могут измениться таким образом.

При формирования спроса на какой-либо товар у потребителя в первую очередь действует ценовой фактор. В зависимости, какой реальный доход имеет человек (сколько он может приобрести товаров). Если реальных доход мал, то потребитель будет смотреть на цену товара, а если реальный доход будет высок, то потребитель при выборе будет ориентироваться на:

1. качество;

2. удобство;

3. комплектность;

4. обслуживание товара;

и другие факторы.

Для того что бы производитель успешно реализовывал свою продукцию и не ушел с рынка, он старается быть открытым для восприятия новых идей, по поводу модернизации или производству сопутствующих товаров, а так же поставщиков сырья и поставщиков их продукции на рынок, и конкурентов.

В зависимости от того, какие факторы побуждают человека к покупке, выделяют два специфических типа рыночного спроса:

функциональный спрос, характеризующийся только потребительскими качествами, присущими данному благу;

нефункциональный спрос, который возникает у потребителя не из-за потребительских характеристик товара, а под влиянием других факторов.

Нефункциональный спрос делится на:

Спрос, обусловленный внешними (экзогенными) воздействиями на полезность товара:

Эффект массового потребления (или эффект вагона);

Эффект сноба;

Эффект Веблена (или эффект показательного потребления).

Спекулятивный спрос;

Нерациональный спрос.

Наиболее значительная часть нефункционального спроса связана с экзогенными воздействиями на полезность. Это означает, что полезность товара для потребителя увеличивается или уменьшается в зависимости от того, покупают ли этот товар другие люди, или вследствие того, что этот товар имеет более высокую цену по сравнению с другими товарами.

Эффект массового потребления (или эффект вагона)

Под эффектом массового потребления понимается та величина, на которую возрастает индивидуальный спрос на товар вследствие того, что расширяется рыночный спрос на него, или, другими словами, из-за того, что другие люди также покупают этот самый товар.

Эффект отражает стремление людей не отстать от жизни, от моды, соответствовать тому социальному кругу, в котором они хотели бы вращаться. Эффект присоединения к большинству часто возникает у детей с игрушками, и создание такого эффекта – главная цель в маркетинге и рекламе игрушек. Чем больше смещается кривая индивидуального спроса (d) под воздействием увеличения рыночного спроса (D), тем выше данный эффект. Например, если нам отовсюду будут говорить, что сейчас в моде носить джинсы вместе с юбкой, то большая часть девушек будет носить юбку вместе с джинсами.

Эффект сноба

Характеризует величину, на которую индивидуальный спрос сокращается вследствие того, что другие тоже потребляют данный товар, то есть вследствие увеличения рыночного спроса. Этот эффект выражает стремление людей к уникальности, стремление отличаться друг от друга, выделяться из толпы. Редкие образцы произведений искусства, специально спроектированные спортивные автомобили, модная одежда, созданная в единственном экземпляре, являются примерами снобистских товаров. Чем большее количество людей приобретает данный товар, чем выше его рыночный спрос, тем меньше ценность данного товара для сноба и соответственно тем ниже его индивидуальный спрос.

Эффект Веблена (или эффект показательного потребления)

Отражает такое, так называемое, парадоксальное явление - увеличение спроса на некоторые товары из-за того, что они имеют более высокие цены по сравнению со своими аналогами. Данное явление было впервые обосновано американским экономистом норвежского происхождения Торстеном Вебленом в его знаменитой книге «Потребление праздного класса».

Эффект показательного потребления наблюдается в том случае, когда повышенная цена для потребителя является престижностью, своего рода элитарностью данного товара, которая вызывает дополнительный спрос. Например, спрос на бриллианты.

Спекулятивный спрос возникает в условиях реального или искусственного нагнетаемого дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение по какой-либо причине оказывается недостаточным. Графически рост спекулятивной составляющей спроса отражается путем смещения кривой спроса вправо.

Нерациональный спрос объединяет все покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под воздействием внезапного минутного желания, каприза, прихоти. Многие крупные магазины сознательно стимулируют спонтанный спрос у покупателей, устанавливая у кассовых аппаратов стеллажи с жвачками, орешками, конфетами и т.д.

К неценовым факторам относится, прежде всего, то, что оказывает воздействие на условия производства, увеличивая или уменьшая объемы производства при сохранении неизменной цены единицы производимого блага.

Воздействие неценовых факторов принято отмечать на два типа: стимулирующее и дискриминирующее.

Отмечают наиболее значимые неценовые факторы предложения:

издержки производства.

Величина издержек производства определяется ценой на ресурсы, которые использует фирма в производственной деятельности, включая заработную плату, проценты за кредит, стоимость сырья и прочие показатели. Чем ниже затраты производства, тем выше прибыли получит производитель и увеличится предложение товаров;

уровень налогообложения.

Сокращение величины налогов с компании и рост субсидий, как правило, является положительным фактором развития производства и тоже ведет к росту предложения, а рост налогов, напротив, повышает издержки и сокращает предложение.

технология производства.

Усовершенствование технологий приводит к сокращению производственных затрат, повышению эффективности производства, росту производительности труда и увеличению предложения.

экономические ожидания производителей.

Как правило, благоприятные ожидания экономических субъектов создают дополнительные стимулы для развития производства и тем самым ведут к росту предложения.

количество производителей.

Чем больше фирм участвует на рынке определенного вида продукции, тем больше его совокупное рыночное предложение. Монополизация отрасли даже при неизменности общего объема производственных мощностей, наоборот, может привести к сокращению рыночного предложения.

цены на сопряженных рынках:

Цены на товары-конкуренты в производстве. Например, рост цен на экологически чистую продукцию может стимулировать фермера сократить предложение продуктов, выращенных при помощи «химии».

На предложение и на цену товара влияет еще один ряд факторов, который относится только к производителю. Производителю необходимо знать:

1. знание продуктов и услуг товаров субститутов;

2. знание нужд потребителей;

3. знание конкурентной среды;

4. знание о своих скрытых возможностях и угрозах. [28, с.99]

3. Применение законов спроса и предложения на примере рынка отдельных товаров.

В России, да и во всем мире идет рост спроса на мясную продукцию. Основными "двигателями" спроса на продовольствие, являются рост населения, экономический рост и урбанизация. Растущее население требуют большие продовольствия, энергии и водных ресурсов для удовлетворения своих потребностей. Так как спрос на мясную продукцию с каждым годом растет. а предложение ограничено, то будет рост предложения. Мясо скота можно заменить на мясо птицы, а последнее на продукты содержащие белки. Из всего выше перечисленного следует, что мясная продукция эластична, следовательно равновесная цена будет изменятся, только за счет инфляции денежной валюты или факторов влияющих как на рыночную цену, так и на величину спроса.

Разнообразие предложения продуктов животного происхождения на региональном рынке продовольствия обеспечиваются за счет поставок внутреннего (регионального), отечественного (российского) и зарубежного производителей, поставляющих на рынок продукцию с учетом изменяющихся потребностей и возможностей населения.

В формировании предложения продуктов питания на региональном продовольственном рынке значительную долю занимают сельскохозяйственные продукты растительного и животного происхождения низкой степени переработки.

Я рассмотрю только формирование предложения на продукты животного происхождения. При анализе формирования предложения продуктов питания животного происхождения необходимо учесть, что часть сельскохозяйственной продукции животного происхождения, производимая в хозяйствах всех категорий, далеко не в полном объеме поступает на потребительский рынок.

В Приволжском федеральном округе производства мяса сельскохозяйственными производителями достаточно разнообразно (мясо крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, птицы) и постоянно увеличивается (табл. 1),что отвечает требованиям рынка в условиях повышении спроса на мясо.

В регионе потребления мяса, как личное, так и производственное (в 2006г. – 1734,2 тыс. т, в 2007 г. – 1796 тыс. т)превышает , предложение региональных производителей, то есть общерегиональное предложение мяса формируется во многом за счет ввоза из других регионов и импорта.

Таблица 1.

Производство скота и птицы на убой в убойном весе в ПФО (по всем

категориям хозяйств) [27,c.76]

Рынок – это так называемое «место встречи» покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг и система взаимоотношений между ними.

Состояние рыночной экономики, уровень и механизм ее развития описывается при помощи таких базовых понятий, как спрос и предложение, где спрос определяется как платежеспособная потребность покупателей, а предложение - товары, которые предлагаются продавцами.

На рынке эти два понятия противостоят друг другу, хотя неразрывно связаны между собой.

Экономический анализ спроса и предложения является универсальным средством, которое может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства; оценка правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот на потребителей и производителей.

Спрос и предложение, взаимодействуя друг с другом, образуют рыночное равновесие, при котором объем и цена потребления и производства товаров становятся равными.

Большой вклад в изучение спроса и предложения внесли зарубежные авторы: А. Смит, Т. Мальтус, О.А. Курно, А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, П.А. Самуэльсон, М. Фридман, Макконнелл К., Брю С., Стенлейк Дж. Ф., Пессель М.А. и др.

В современных условиях исследование спроса и предложения, как основных элементов рыночной конъюнктуры рассматриваются в трудах, Абрамовой М.А., Антоновой Н.Г., Камаевой В.Д., Дробозиной Л.А., Ковалевой А.М., Баранниковой Н.П., Богачеваой В.Д., Лаврушиной О.И., Борисовой Е.Ф., Булатовой А.С. и др.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;

- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;

- посмотреть как применяются законы спроса и предложения.

Практическая значимость работы состоит в том, что спрос и предложение - это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике.

Законы спроса и предложения.

Впервые понятия спроса и предложения в экономической науке исследовали в своих работах английский экономист Альфред Маршалл. Он писал: «существует весьма обширная область отношений спроса и предложения, которая выступает в качестве стержня экономических исследований, придавая им единство и последовательность» [5, c. 145]

Людвиг фон Мизес считал, что именно спрос задает тон всей экономике: «Капиталисты, предприниматели и фермеры играют важную роль в экономике. Они стоят у штурвала и ведут корабль. Но они не вольны определять его курс. Они не командуют кораблем, они всего лишь рулевые, обязанные беспрекословно подчиняться приказам капитана. Капитаном является потребитель» [6, c.23]

С эволюцией обмена и рынка претерпевает изменение и категория спроса. Так при обмене товара на товар спрос представлен не в денежной форме, а в виде товаров, подлежащих обмену и выступающих при обмене в качестве эквивалентов. С развитием товарного обмена и рынка, появлением денег и товарного обращения, спрос выступает уже в денежной форме, то есть проявляется как платежеспособная потребность.

Различают два вида спроса на товары или услуги:

1. индивидуальный;

2. рыночный спрос;

Индивидуальный спрос – это спрос, предъявляемый одним потребителем.

Рыночный спрос - это суммированное отражение спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.

С целью практической оценки и прогнозирования рыночного спроса используют различные методы. Наиболее часто используются следующие из них:

Опрос или интервью покупателей.

Позволяет выявить предпочтения потребителей, их финансовые возможности и вероятность совершения покупки в будущем. Однако он не всегда дает достоверные результаты из-за объективных трудностей.

Экспертная оценка уровня спроса на товар и экономические прогнозы относительно его динамики.

Осуществляется специалистами и экспертами в данной области по заказу заинтересованных компаний. Несмотря на то, что является дорогостоящим методом, вероятность ошибочных прогнозов и оценок сохраняется.

Рыночный эксперимент.

Предполагает прямое рыночное тестирование товара, в условиях которого моделируется требуемая ситуация, задаются новые параметры, к примеру, новые цены, и проводится сравнительный анализ поведения потребителей в старых и новых условиях.

Осуществление эксперимента связано с целым рядом проблем: во-первых, существует риск отрицательных результатов и, как следствие, сокращение прибылей и продаж компании; во-вторых, фирма не может быть уверена, что объем продаж вырос в результате эксперимента, а не под воздействием других факторов; и, в-третьих, в силу финансовых ограничений фирма может позволить себе лишь ограниченное число маркетинговых экспериментов.

Статистический метод.

На основе изучения реальных статистических данных исследуются взаимосвязи между спросом и ценами на интересующий товар за определенный период времени, рассматривается влияние прочих факторов спроса. При наличии достаточно объемной статистической базы данных можно с определенной долей погрешности вычислить функцию спроса и спрогнозировать ожидаемую реакцию потребителей на изменение цен.

Так же различают:

Действительный спрос – это реально предъявляемый спрос на товары и услуги;

Реализованный спрос – это часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах;

Неудовлетворенный спрос – это нереализованная часть действительного спроса в виду отсутствия нужных факторов или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей.

Количество товаров, которое покупают люди, всегда зависит от цен на них. Между рыночной ценой и количеством товара, которое необходимо потребителям, всегда существует определенное соотношение. Спрос на товар ограничивается высокой ценой на него, а если цена уменьшается, то, как правило, спрос увеличивается. Такое соотношение рыночной цены товара и денежного выражения спроса на него называется кривой спроса.

Рис.1. Кривая спроса

Кривая спроса – это кривая, показывающая какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени (рис. 1).

На графике кривая опускается сверху вниз. Это объясняется законом спроса.

«В соответствии с законом спроса существует обратная зависимость объема спроса от цены. Чем выше цена товара, тем меньшее его количество готовы приобрести потребители в данный момент. Соответственно, чем ниже цена товара, тем выше спрос»[1, c.574].

Этот закон впервые сформулировал французский математик О. Курно в работе «Исследование математических принципов в теории богатства». В соответствии с его формулировкой закона «спрос на товар составляет некоторую функцию цены, причем, как правило, убывающую. Такое положение вполне обосновано и не противоречит рынку» [4, c.308].В современной формулировке этот закон звучит так: « Закон спроса – это обратная связь между ценной и величиной спроса.»

Для количественной оценки спроса используется такой показатель, как величина спроса.

Величина спроса – количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Количественная зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами называют функцией спроса.

В самом общем виде функция записывается в следующим образом:

Qd = f( P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B),

где P – цена; I – доход; Z – вкусы; W – ожидания; Psub – цена на товары субституты; Pcom – цена на товары комплементы; N – количество покупателей; B – прочие факторы.

Обратная зависимость цены от величины спроса называется обратной функцией спроса и имеет вид:

PD = f (QD)

Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов – эффекта дохода и эффекта замещения. Очевидно, что сокращение цены на рассматриваемый товар оказывает двойственное воздействие на поведение покупателя.

С одной стороны, сокращение цены увеличивает реальную покупательную способность, или реальный доход, потребителя при неизменной величине его денежного дохода. Человек может купить то же количество товара за меньшие деньги, и, таким образом, у него остается больше средств на дополнительные покупки (эффект дохода).

С другой стороны, у человека возникает стимул к замещению более дорогих товаров более дешевым аналогом, что так же ведет к росту величины спроса на товар (эффект замещения).

Теоретически при определенных обстоятельствах на рынке может сложиться ситуация, при которой закон спроса не действует. Возможные исключения:

1. Парадокс Гиффена

2. Эффект Веблина

При анализе рыночной системы необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса и соответственно между изменениями в самом спросе на данный товар.

Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров (рис. 2).

Рис. 2. Кривая спроса (изменение величины предложения)

Реакция покупателей на изменение цен на рынке бывает различной по интенсивности. Для характеристики степени влияния изменения цены на поведение покупателей используется понятие эластичность.

Эластичность, по неоклассической теории, разделяют на:

1. Эластичность спроса по цене,

2. Эластичность спроса по доходу,

которые являются показателями степени чувствительности спроса по отношению к изменению цен и уровня доходов и определяются следующими соотношениями:

эластичность спроса по цене

= изменение объема спроса, % / изменение цены, %

эластичность спроса по доходу

= изменение объема спроса, % / изменение дохода, %

Спрос эластичен, когда процент изменения его величины больше, чем процент изменения цены (дохода), то есть ЕD > 1.

Спрос неэластичным, когда процент изменения его величины меньше, чем процент изменения цены (дохода), то есть ЕD < 1.

Анализ рыночного механизма был бы односторонним без рассмотрения предложения, характеризующего экономическую ситуацию на рынке уже не со стороны покупателя, а со стороны производителя.

Предложение – это готовность и способность производителей предлагать к продаже определенный вид товара. [2, c.468]

Величина предложения – это величина товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данном месте, в данное время и по данным ценам. Однако величина спроса не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж, имеющем место на рынке.

С одной стороны, если цена в рыночной системе оценивается продавцами, как недостаточно высокая для покрытия их издержек, величина предложения будет заметно меньше, чем объем реального произведенного товара. Производители производят одинаковый товар в различном количестве. Однако, оказавшись на рынке, все они стремятся достичь наивысшей цены. При этом производители начнут активную продажу товаров, и в следствии этого увеличится предложение.

Цена предложения показывает минимальную цену за данное количество товара, на которую продавец готов согласиться.

В рыночной системе различают рыночное и индивидуальное предложение.

Рыночное предложение – агрегированная величина, которая может быть получена путем суммирования объемов предложения отдельных производителей при всех возможных ценах. При этом предполагается, что все прочие факторы неизменны, в том числе и цены на ресурсы, которыми пользуются производители.

Надо отметить, что величина предложения находится в тесной взаимосвязи не только от цен, но и от других параметров рыночной системы. Данная зависимость называется функцией предложения и в наиболее общем виде записывается следующим образом:

Qs = f (P, Pr, K, T, N, B),

где Pr – цены ресурсов; K – характер применяемой технологии; T – налоги и субсидии; N – количество продавцов; B – прочие факторы.

Предположив, что все неценовые факторы для рассматриваемого периода неизменны, можно перейти к функции предложения от цены:

Qs = Qs (P)

Данный график предложения называется кривой предложения (рис. 3).

Рис. 3. Кривая предложения

Кривая предложения показывает, какое количество изготовленной продукции готовы продать производители в данном месте и по данным ценам.

Закон предложения – это прямая связь между рыночной ценной и величиной спроса.

Данная зависимость может быть представлена в виде таблицы, в графической интерпретации и в аналитическом виде.

Эту зависимость, так же как и зависимость между спросом и ценой исследовал Курно. Он писал, что «суть закона предложения состоит в том, что объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении».[4, с. 310]

«В отличие от спроса в области предложения не существует какого-то общего закона» [12, с. 23], то есть закон предложения не носит универсальный характер. Поэтому рассматривают возрастающий характер кривой предложения, наиболее часто встречающийся случай вместе с другими возможными вариантами.

Так же как и в спросе, нужно различать изменения предложения и изменения величины предложения.

Изменение величины предложения наблюдается при изменении цены данного товара, при неизменности прочих факторов рыночной системы и отражается движением вдоль кривой предложения (рис. 4).

Рис. 4. Кривая предложения (изменение величины предложения)

Изменение предложения, наоборот, происходит при изменении неценовых факторов. В их влиянии так же есть закономерности: при неизменной цене данного товара и иллюстрируется путем смещения кривой вправо, при увеличении предложения или влево, при его уменьшении (рис. 5).

Рис. 5. Функция предложения (сдвиг кривых предложения)

Так, например, снижение стоимости ресурсов производства может повысить прибыль производства, создать стимулы к его дальнейшему развитию и предоставить новым фирмам возможность выхода на рынок со своей продукцией. Поэтому, при неизменности цены, можно ожидать увеличения выпуска товаров.

Важным элементом в анализе предложения является выявление характера и степени той зависимости, которая складывается между влияющими на предложение факторами и объемом данного предложения. Данную зависимость выражает категория эластичности предложения.

«Эластичность предложения от цены есть процентное изменение предлагаемого количества в результате однопроцентного увеличения цены» [7, с. 307].

По своей природе понятие «эластичность предложения» отражает реакцию производителя на изменение ситуации на рынке. По неоклассической теории, изменение рыночной ситуации рассматривается только с позиции изменения главного влияющего фактора – цены.

Показатель эластичности предложения по цене измеряется с помощью данного соотношения:

Эластичность предложения =

= Изменение объема предложения, %/ Изменение цены, %

Предложение называется эластичным, когда процент изменения его величины больше, чем процент изменения цены, то есть Еs > 1, то предложение эластично.

Предложение называется неэластичным, когда процент изменения его величины меньше, чем процент изменения цены, то есть Еs < 1, то предложение неэластично.

2. Факторы влияющие на спрос и предложение.

Изменение спроса происходит под воздействием неценовых факторов.

Графически это отражается смещением кривой спроса вправо, если спрос растет или влево, если спрос падает (рис. 6).

Рис. 6. Функция спроса (сдвиг кривой спроса)

Спрос меняется под воздействием неценовых факторов на потребителя. Среди наиболее значимых неценовых факторов спроса экономисты выделяют:

1. Вкусы и предпочтения потребителей

2. Доходы потребителей

3. Число потребителей

4. Цены на другие товары

5. Экономические ожидания потребителей.

Общее изменение кривой спроса на реальном рынке определяется общим воздействием ценовых и неценовых факторов.

На самом деле на спрос и предложение влияют множество различных факторов и не всегда мы можем учесть все эти факторы, так как со временем факторы влияющие, например, на спрос могут измениться таким образом.

При формирования спроса на какой-либо товар у потребителя в первую очередь действует ценовой фактор. В зависимости, какой реальный доход имеет человек (сколько он может приобрести товаров). Если реальных доход мал, то потребитель будет смотреть на цену товара, а если реальный доход будет высок, то потребитель при выборе будет ориентироваться на:

1. качество;

2. удобство;

3. комплектность;

4. обслуживание товара;

и другие факторы.

Для того что бы производитель успешно реализовывал свою продукцию и не ушел с рынка, он старается быть открытым для восприятия новых идей, по поводу модернизации или производству сопутствующих товаров, а так же поставщиков сырья и поставщиков их продукции на рынок, и конкурентов.

В зависимости от того, какие факторы побуждают человека к покупке, выделяют два специфических типа рыночного спроса:

функциональный спрос, характеризующийся только потребительскими качествами, присущими данному благу;

нефункциональный спрос, который возникает у потребителя не из-за потребительских характеристик товара, а под влиянием других факторов.

Нефункциональный спрос делится на:

Спрос, обусловленный внешними (экзогенными) воздействиями на полезность товара:

Эффект массового потребления (или эффект вагона);

Эффект сноба;

Эффект Веблена (или эффект показательного потребления).

Спекулятивный спрос;

Нерациональный спрос.

Наиболее значительная часть нефункционального спроса связана с экзогенными воздействиями на полезность. Это означает, что полезность товара для потребителя увеличивается или уменьшается в зависимости от того, покупают ли этот товар другие люди, или вследствие того, что этот товар имеет более высокую цену по сравнению с другими товарами.

Эффект массового потребления (или эффект вагона)

Под эффектом массового потребления понимается та величина, на которую возрастает индивидуальный спрос на товар вследствие того, что расширяется рыночный спрос на него, или, другими словами, из-за того, что другие люди также покупают этот самый товар.

Эффект отражает стремление людей не отстать от жизни, от моды, соответствовать тому социальному кругу, в котором они хотели бы вращаться. Эффект присоединения к большинству часто возникает у детей с игрушками, и создание такого эффекта – главная цель в маркетинге и рекламе игрушек. Чем больше смещается кривая индивидуального спроса (d) под воздействием увеличения рыночного спроса (D), тем выше данный эффект. Например, если нам отовсюду будут говорить, что сейчас в моде носить джинсы вместе с юбкой, то большая часть девушек будет носить юбку вместе с джинсами.

Эффект сноба

Характеризует величину, на которую индивидуальный спрос сокращается вследствие того, что другие тоже потребляют данный товар, то есть вследствие увеличения рыночного спроса. Этот эффект выражает стремление людей к уникальности, стремление отличаться друг от друга, выделяться из толпы. Редкие образцы произведений искусства, специально спроектированные спортивные автомобили, модная одежда, созданная в единственном экземпляре, являются примерами снобистских товаров. Чем большее количество людей приобретает данный товар, чем выше его рыночный спрос, тем меньше ценность данного товара для сноба и соответственно тем ниже его индивидуальный спрос.

Эффект Веблена (или эффект показательного потребления)

Отражает такое, так называемое, парадоксальное явление - увеличение спроса на некоторые товары из-за того, что они имеют более высокие цены по сравнению со своими аналогами. Данное явление было впервые обосновано американским экономистом норвежского происхождения Торстеном Вебленом в его знаменитой книге «Потребление праздного класса».

Эффект показательного потребления наблюдается в том случае, когда повышенная цена для потребителя является престижностью, своего рода элитарностью данного товара, которая вызывает дополнительный спрос. Например, спрос на бриллианты.

Спекулятивный спрос возникает в условиях реального или искусственного нагнетаемого дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение по какой-либо причине оказывается недостаточным. Графически рост спекулятивной составляющей спроса отражается путем смещения кривой спроса вправо.

Нерациональный спрос объединяет все покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под воздействием внезапного минутного желания, каприза, прихоти. Многие крупные магазины сознательно стимулируют спонтанный спрос у покупателей, устанавливая у кассовых аппаратов стеллажи с жвачками, орешками, конфетами и т.д.

К неценовым факторам относится, прежде всего, то, что оказывает воздействие на условия производства, увеличивая или уменьшая объемы производства при сохранении неизменной цены единицы производимого блага.

Воздействие неценовых факторов принято отмечать на два типа: стимулирующее и дискриминирующее.

Отмечают наиболее значимые неценовые факторы предложения:

издержки производства.

Величина издержек производства определяется ценой на ресурсы, которые использует фирма в производственной деятельности, включая заработную плату, проценты за кредит, стоимость сырья и прочие показатели. Чем ниже затраты производства, тем выше прибыли получит производитель и увеличится предложение товаров;

уровень налогообложения.

Сокращение величины налогов с компании и рост субсидий, как правило, является положительным фактором развития производства и тоже ведет к росту предложения, а рост налогов, напротив, повышает издержки и сокращает предложение.

технология производства.

Усовершенствование технологий приводит к сокращению производственных затрат, повышению эффективности производства, росту производительности труда и увеличению предложения.

экономические ожидания производителей.

Как правило, благоприятные ожидания экономических субъектов создают дополнительные стимулы для развития производства и тем самым ведут к росту предложения.

количество производителей.

Чем больше фирм участвует на рынке определенного вида продукции, тем больше его совокупное рыночное предложение. Монополизация отрасли даже при неизменности общего объема производственных мощностей, наоборот, может привести к сокращению рыночного предложения.

цены на сопряженных рынках:

Цены на товары-конкуренты в производстве. Например, рост цен на экологически чистую продукцию может стимулировать фермера сократить предложение продуктов, выращенных при помощи «химии».

На предложение и на цену товара влияет еще один ряд факторов, который относится только к производителю. Производителю необходимо знать:

1. знание продуктов и услуг товаров субститутов;

2. знание нужд потребителей;

3. знание конкурентной среды;

4. знание о своих скрытых возможностях и угрозах. [28, с.99]

3. Применение законов спроса и предложения на примере рынка отдельных товаров.

В России, да и во всем мире идет рост спроса на мясную продукцию. Основными "двигателями" спроса на продовольствие, являются рост населения, экономический рост и урбанизация. Растущее население требуют большие продовольствия, энергии и водных ресурсов для удовлетворения своих потребностей. Так как спрос на мясную продукцию с каждым годом растет. а предложение ограничено, то будет рост предложения. Мясо скота можно заменить на мясо птицы, а последнее на продукты содержащие белки. Из всего выше перечисленного следует, что мясная продукция эластична, следовательно равновесная цена будет изменятся, только за счет инфляции денежной валюты или факторов влияющих как на рыночную цену, так и на величину спроса.

Разнообразие предложения продуктов животного происхождения на региональном рынке продовольствия обеспечиваются за счет поставок внутреннего (регионального), отечественного (российского) и зарубежного производителей, поставляющих на рынок продукцию с учетом изменяющихся потребностей и возможностей населения.

В формировании предложения продуктов питания на региональном продовольственном рынке значительную долю занимают сельскохозяйственные продукты растительного и животного происхождения низкой степени переработки.

Я рассмотрю только формирование предложения на продукты животного происхождения. При анализе формирования предложения продуктов питания животного происхождения необходимо учесть, что часть сельскохозяйственной продукции животного происхождения, производимая в хозяйствах всех категорий, далеко не в полном объеме поступает на потребительский рынок.

В Приволжском федеральном округе производства мяса сельскохозяйственными производителями достаточно разнообразно (мясо крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, птицы) и постоянно увеличивается (табл. 1),что отвечает требованиям рынка в условиях повышении спроса на мясо.

В регионе потребления мяса, как личное, так и производственное (в 2006г. – 1734,2 тыс. т, в 2007 г. – 1796 тыс. т)превышает , предложение региональных производителей, то есть общерегиональное предложение мяса формируется во многом за счет ввоза из других регионов и импорта.

Таблица 1.

Производство скота и птицы на убой в убойном весе в ПФО (по всем категориям хозяйств) [27,c.76]







Сейчас читают про: