double arrow

Современное состояние образования в РБ. Позитивные и негативные тенденции и особенности функционирования системы образования

Главной образовательной задачей в обществе является не усвоение прежних рецептов, технологий развития, а подготовка личности к овладению новыми методами и содержанием познания и практики.

На данном этапе развития общества в РБ совершается переход от традиционного общества к индустриально развитому и динамическому, важнейшей особенностью, которого является его постоянное развитие и изменение. В традиционном обществе ведущим является процесс воспроизводства культурно-исторического опыта человечества (от поколения к поколению), в динамическом – процесс развития личности в целом.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» государственная образовательная политика основывается на следующих принципах:

приоритетности образования;

обязательности общего базового образования;

осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

национально-культурной основы образования;

приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

научности;

экологической направленности образования;

демократического характера управления образованием;

светского характера образования.

Под образованием в Законе понимается процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Позитивные тенденции:

- гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;

- вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин;

- разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ;

- дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных учреждений образования, учет социального заказа на образование;

- переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов (включая бакалавров и магистров), отвечающую международным требованиям;

- обеспечение и управление качеством образования;

- использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования.

Негативные тенденции :

- отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся;

- авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением;

- унификация образовательного процесса (ориентация на среднего ученика, преобладание методов обучения, направленных на воспроизведение готовых знаний);

- бюрократизм и формализм в системе образования (преобладающая форма обучения в школе - урок; набор не связанных между собой предметов в школе);

- недостаточных уровень качества подготовки выпускников средней школы;

- отток преподавательских кадров из системы образования;

- феминизация и старение преподавательского корпуса;

- кризис воспитания.

Национальная система образования включает:

участников образовательного процесса;

образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;

государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (республиканского, регионального, местного уровней управления).

Основное образование в республике имеет следующие уровни:

дошкольное;

общее базовое;

общее среднее;

профессионально-техническое;

среднее специальное;

высшее;

послевузовское.

Основными принципами обновления общего среднего образования в РБ являются:

- гуманизация;

- дифференциация и индивидуализация обучения;

- развивающий характер образования;

- демократизация образования;

- гуманитаризация;

- деидеологизация.

Направления реформирования системы высшего образования в РБ

Стратегическими целями реформирования системы высшего образования в нашей стране выступают:

повышение качества высшего образования в условиях его массовости;

формирование профессиональной мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности;

воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: