Образование

В 20-х гг. XV в. на степных просторах Казахстана образовалось ханство Абулхаира. Обособление его произошло в результате распада Ак Орды и усобиц Джучидов, которое завершилось гибелью Барака, хана Ак Орды и власть захватил потомок Шейбана, сын Давлат Шах-оглана 17-летнийАбулхаир (1428-1468).

Территория - от Яика (Урала) на западе до Балхаша на востоке, от низовьи Сырдарьи и Аральского моря на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере.

Столицы - Тура (1428-1430), Орда-Базар (1430-1446), Сыгнак (1446-1468).

Этнический состав: кыпчаки, найманы, мангыты, карлуки, конграты, канглы, уйсуни, уйгуры и др.

В исторических источниках конца XIV -первой половины XV вв. население ханство известно под общим этнонимом «узбеки», а ханство Абулхаира имело и другие названия -«Государство кочевых узбеков» или «Узбекское ханство».

Для укрепления ханской власти и государства, а также в угоду поддерживающей его знати кочевых племен, Абулхаир вел завоевательные войны в ханстве и за его пределами:

• В начале своего правления, в 30-е гг. XV в. Абулхаир вел военные действия против потомков Орда Еджена, побеждая их и захватывая новые земли.

• Утвердив власть в степных районах, Абулхаир в угоду поддерживающей его кочевой знати стал совершать военные походы на южные области, с целью захвата и покорения новых земель. В 1430 г. Абулхаир хан захватил Хорезм, Орда-Базар, разграбил Ургенч.

• В 1446 г. ему удалось отобрать у тимуридов и ак-ордынских ханов присырдарьинские города -Сыгнак, Сузак, Ак-курган, Узгенд, Аркук. Города он роздал в виде уделов поддерживающим его вождям племен. Это значительно укрепило авторитет Абулхаира среди кочевой знати.

• В 50-е гг. XV в. Абулхаир-хан продолжает грабительские набеги на Самарканд и Бухару, вмешиваясь во внутренние усобицы тимуридов Мавераннахра.

• В 1457 г. войско Абулхаира потерпело поражение от ойратов, вторгшихся в пределы Юго-Восточного и Южного Казахстана. В результате был подписан для Абулхаира унизительный договор, что привело к падению его авторитета.

• В конце 50-х - начале 60-х гг. XV в. от ханство Абулхаира в Западный Могулйстан откочевала часть племен во главе султанами Жанибеком и Кереем. В 1468 г. Абулхаир хан против них предпринял поход, но в пути заболев умер.

• Преемник Абулхаира Шайх-Хайдар (1468-1470) был убит в междоусобной борьбе многочисленных Джучидов.

• Внуку Абулхаира Мухаммеду Шейбане (1470-1510) пришлось вести долгую и упорную борьбу с казахскими ханами за власть в степи и в южных городах региона средней Сырдарьи и Каратау. В 1510 г. войско Мухаммеда Шейбаны потерпело поражение от войск казахов во главе с Касым ханом. Ханство Абулхаира распалось и так завершилась история этого государства.

Хотя ханство называлось «Кочевое узбекское», основная масса населения в нем были казахи. К этому времени династийная борьба между жошидами и шайбанидами в Узбекском ханстве обострилась. Абулхайр хан, представлявший род шайбанидов, жестоко расправлялся со своими противниками, жошидами. Правнук Урус хана, сын правителя Ак Орды Барак хана Жаныбек и его родственник Керей, объединив зависимые от них племенные группы кочевого и полукочевого населения, на рубеже 50—60-х гг. XVв. откочевали на территорию Юго-Западного Семиречья, в Могулистан. В исторической литераторе существует мнение о том, что откочевка племен Восточного Дешт-и-Кыпчака в долину рек Чу и Таласа под предводительством жошидов Жаныбека и Керея положила начало образованию Казахского ханства. Передвижка масс казахского населения в Семиречье в течение целого десятилетия — с конца 50-х и до конца 60-х гг. XV в — это не обычная рядовая откочевка обиженных султанов. Фактически, откочевала не только феодальная верхушка со своими ближайшими подданными, но тысячи и тысячи рядовых скотоводов. Это был протест трудящихся против гнета, растущих налогов и повинностей, против бесконечных тягот феодальных усобиц и войн. Стремление хана Абулхайра помешать образованию Казахского ханства, укреплению власти Жаныбека и Керея оказалось тщетным. Поход Абулхайра в Семиречье зимой 1468 г был прерван в связи с его смертью. Число подвластных Жаныбеку и Керею племен все больше увеличивалось как за счет степных районов Казахстана, особенно после смерти Абулхайр хана, так и за счет перехода под их власть части родов и племен Семиречья

С образованием Казахского ханства власть Шайбанидов из рода Абулхаира на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака прекратилась. Вся территория и население ханства вошли в состав Казахского ханства.Часть кочевых узбеков (групп из племен кипчаков, карлуков, уйгуров, кунгратов и др.) ушли в начале XVIв. в Мавераннахр. На территории Казахстана оставшиеся племена отошли под власть казахских ханов. Воспользовавшись ослаблением государства Тимуридов, Шайбаниды захватили власть в Средней Азии.
Историческое значение ханствования Абулхаира (1428-1468),по словам В.В. Бартольда, определяется тем, что он был «основателем могущества» кочевых узбеков Дешт-и Кипчака и именно при его царствовании среди населения Узбекского улуса произошел тот раскол, в результате которого собственно обитатели степей, с тех пор названные казахами, отделились от остальной части народа.

Билет25-----------Могулистан и его роль в истории казахстана

В результате распада государства Чагатаидов в Юго-Восточном Казахстане в середине XIV в. образовалось государство Могулистан. Основатель - Тоглук-Тимур (1347-1362). Территория - Семиречье, Восточный Туркестан и северо-восточная часть Средней Азии. Столица - Алмалык.Господствующем племенем в Могулистане были племена - дулаты. Эмир дулатов Пуладчи в 1347-1348 гг. поставил первым ханом нового государства Чагатаида Тоглук-Тимура.Население - тюркские и тюркозированные монгольские племена: дулаты, канглы, кереиты, уйсуны и др.Термин «Могулистан» образован от этнонима «могул», так произносился и писался в Средней Азии и Казахстане этноним «монгол».

Главой гос. был хан, власть которого переходила по наследству по прямой линии, по принципу старшинства. Хан избирался родоплеменной знатью. Реальная власть хана зависела от Чингизидов и родоплеменной верхушки. Хан советовался и совещался со знатью, ханский совет назывался маджилис. Правители улусов находились в вассальном подчинении хану, они управляли от имени хана, отдавали хану часть взимаемых с населения налогов. Хан имел личную дружину, но главную военную силу составляло ополчение. В кочевых районах земля была в общинном пользовании. Скот в руках знати. Углублялись противоречия между кочевой знатью Могулистана и рядовыми кочевниками. Известны такие налоги: калан, купчук, зякет, тагар, бадж, харадж. В управлении государством хану помогали улусбеки. Чиновный аппарат был развит больше в соедло-земледельческой части государства, особенно по части сбора налогов и организации военных сил. Политическая история Могулистана заполнена феодальными войнами, усобицами, отражением нападения со стороны соседних государств.

Ильяс–Ходжа: «грязевая» батпакская битва 1365г (возле Ташкента) – победил Тамерлан, 10т погибших
Хизр-ходжа (конец 14в): признал себя вассалом Тимура.
Мухаммед (нач. 15в): М стал независимым от Тимуридов, гос.религия ислам для укрепления государства.
Вайс (Уаис): оказал сопротивление ойратам (калмакам), перенес ставку Турфан → Илибалык.
Есенбуга: с Абулхаиром борется против ойратов. Вступил в союз с Джанибеком и Кереем, надеясь с их помощью обезопасить свои границы.
В первой половине 15в на М с востока нападали ойраты. Чаще всего М приходилось обороняться от государства Тимура, для этого они вошли в союз с Ак Ордой. Про М рассказывает труд «Тарих и Рашиди» Мухаммеда Хайдара. Хану помогал совет знати и улусбек из рода дуглат. Завершился процесс формирования казахского Старшего жуза в Семиречье и казахской народности.

Конкретный ход образования казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств: ханства Абулхаира и Могулистана, в которых усилилось экономическое могущество кочевой знати. Наиболее влиятельные вожди родов и племен Восточного Дешт-и-Кыпчака и Семиречья стремились к политической независимости или же искали покровителя среди Чингизидов, продолжавших оспаривать власть хана Абулхаира и Есен-Буги (Могулистан). Жанибек и Керей стали первыми правителями принявшими активные действия для преодоление раздробленности, политической разобщенности частей казахского народа в разных государственных объединениях. Они были поддержаны верхушкой казахских родов и племен, так как отражали интересы господствующей прослойки казахского общества.

Билет26--------------- Западный Казахстан в составе Ногайской Орды.

Ногайская Орда возникла в ходе распада Золотой Орды и была одним из крупных государственных объединений. В ХIV-XVIвв. она занимала часть территории Западного Казахстана. Первоначально это объединение племен между Уралом и Волгой называлось «Мангытским юртом», по названию одного из наиболее крупных его племен-мангытов.

Обособление Ногайской Орды началось еще при Едыге, который был крупным деятелем в Золотой Орде. Едыге фактически держал в своих руках власть около 15 лет (1396-1411гг.). Окончательно Ногайская Орда обособилась к середине XV в., усилившись при сыне Едыге Нурад-Дине (1426-1440гг.). Границы Ногайской Орды, как и других кочевых государств, менялись в зависимости от внешнеполитической обстановки. Ко второй половине XVв. Ногаи вышли за пределы левобережья Урала и стали продвигаться к востоку и югу, занимая кочевья в Ханстве Абулхаира.

Этнический состав Ногайской орды был близок к составу племен Ак Орды и Ханства Абулхаира. В Ногайскую Орду входили тюркские и тюркизированные монгольские племена и племенные объединения: мангыты, кипчаки, канглы, конграты, найманы, уйсуни, карлуки, ктай, аз (ас), алшин, тама и др.

Во второй половине XVв. появилось название народности «ногаи», под которым они стали известны соседним народам. В Ногайской Орде сложилась улусная система власти и управления. Князь в орде имел наследственную власть - военную, дипломатическую, административную. Орда состояла из нескольких улусов, каждый из которых объединял множество родоплеменных групп. Рядовые кочевники-скотоводы обязаны были кочевать со своими мурзами, вносить подать, являться с оружием во время военных походов. Орда могла выставлять до 300 тыс. воинов.

В XIV-XVI вв. устанавливаются торгово-экономические и политические связи Ногайской Орды с Русским государством и Крымским Ханством. История Ногайской Орды теснейшим образом связана с историей соседних ханств Поволжья и Сибири, Средней Азии и Казахстана, особенно с историей кочевых узбеков и казахов.

После присоединения Казанского и Астраханского ханств к России, а также в результате междоусобиц среди ногайского правящего рода, Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных орд. Часть ее населения на территории Казахстана вошла в состав Младшего жуза казахов. На северо-востоке часть ногайских родов отошла под власть сибирских владетелей. Владения Ногайской Орды в этом направлении доходили до Иртыша, граничили с территорией Сибирского ханства.

Биилет27------------Духовная Культура Казахстана в 13-15 вв

XIII-XIV вв.- время дальнейшего развития казахского языка и приближения литературных языков к народному. Монгольский язык не получил в Казахстане широкого распространения, и уже при Монке и Бату хане все государственные и официальные документы велись на тюркских языках. Среди народных говоров продолжает господствовать кыпчакский (староказахский) язык, состоявший из нескольких диалектов. Кроме того, в оседлых районах Крыма и Южного Казахстана сохранялись языки восточно-тюркских групп-огузский и уйгур-карлыкский, постепенно вышли из употребления хазарский и согдийский язык.

До принятия ислама в качестве государственной религии на территории Казахстана использовались в основном две системы письма - традиционная руничная письменность и уйгурский алфавит, принесенный монголами. Вплоть до начала XIV в. все государственные и официальные документы писались именно уйгурским письмом. Однако с начала XIV в. все большее распространение начинает получать арабский алфавит.
При этом он был значительно изменен и приспособлен к нормам тюркской речи. Центрами распространения арабской письменности в Улуг Улусе были Булгар и Хорезм, где ислам пустил прочные корни еще в X-XI вв. В отдельных центрах Улуг Улуса, где имелись крупные христианские общины, были попытки приспособить кыпчакский язык к латинскому шрифту, однако широкого распространения он не получил. Наиболее ярким памятником кыпчакского языка в XIII в. является "Кодекс Куманикус" (Книга куман, т.е. кыпчаков). Рукопись была обнаружена в библиотеке Петрарки и сейчас хранится в Венеции, в церкви св. Марка. "Кодекс" был написан в 1303 г. в Крыму, поэтому в языке этой книги сильно огузское влияние южно-крымского тюркского диалекта.
Книга состоит из двух основных частей. В первой помещен латино-персидско-кыпчакский словарь, во второй - кыпчакско-немецко-латинский словарь, краткий очерк по грамматике, христианские религиозные тексты на кыпчакском языке. Для передачи кыпчакского языка составители использовали латинскую графику.
Основное назначение "Кодекса" было практическим: для изучения кыпчакского языка миссионерами и знакомства населения Улуг Улуса с христианством. В книге даны тексты основных молитв по-кыпчакски, ноты к песнопениям. В то же время "Кодекс" донес до нас большое количество народных пословиц и загадок, удивительно схожих с современными казахскими.

Духовная культура. Основные произведения устной литературы передавались из поколения в поколение, постепенно формировался и развивался такой жанр литературы как фольклор. Распространенными жанрами литературы были сказки, наиболее известными из которых были: «Куламерген -Жоямерген», «Батыр Желим, вышед­ший из-под земли», «Ер Тостик» и многие другие.

Из эпических сказаний о батырах постепенно склады­вались эпические поэмы и легенды. О совместной борьбе кыпчаков и киятов против калмыков говорится в поэме о Кобланды батыре. После распада Золотой Орды возник ряд эпических произведений, главными героями которых были батыры Ер Таргын, Орак, Ер-Косай и др., защищав­шие свой народ от врагов.

В ХIV-ХV вв. постепенно складывается письменная литература, созданная в основном на кыпчакском языке. В числе таких литературных шедевров были «Кодекс Куманикус», «Огузнаме».

Многообразным в жанровом и тематическом плане было музыкальное искусство. Большинство песен сопро­вождало трудовые процессы и семейно-бытовые обряды и ритуалы. Наиболее распространенными были лирико-бытовые песни на семейные, житейские и любовные темы. Разнообразной по тематике и содержанию, популярной среди народа была инструментальная музыка. До наших дней сохранились кюи «Ескендир», «Камбар-батыр», «Шора-батыр» и др.

Религиозные представления кочевого и оседлого населения Казахстана ХVI-ХVIIвв. отличались многообразием. Большинство населения придерживалось шаманизма и почитало культ предков. Одним из сохранившихся элементов шаманства был культ поклонения огню. Огонь считался покровителем домаш­него очага. Невеста, входя в дом мужа, должна была поклониться огню и принести ему жертву, поливая в него масло.

При перекочевках на летние пастбища совершался обряд очищения. Кочевники разводили два больших костра, пропуская между ними мелкий и крупный рога­тый скот.

С VIII в. в Казахстане начал распространяться ислам. В XIV в. исламская религия была принята подавляющим большинством населения Казахстана. Эта религия была суфистского (мистического) толка. Многие её каноны и обряды были близки верованиям шаманства.

Таким образом, в XIV- XV вв. многие элементы ислама и шаманизма существовали параллельно. Казахи наряду с исламом продолжали почитать верховное божество Тенгри(Небо).

На кыпчакском языке в 13-15 вв было создано большое количество литературных памятников, развивалось устное народное творчество. В это время из кыпчакско-ногайской подгруппы кыпчакской группы тюркских языков выделился казахский язык. В Дешти-Кыпчаке, в Ногайской орде развивалось творчество певцов (жырау), известны имена Сыпыра-жырау и Кодана-тайши (14 в.), Асана-кайгы и Казтугана (15-16в.), воспевавших идею адинства народа, любовь к родине.

Билет28------------Степень изученности жтнонима казах

В казахском ханстве стало постепенно ослабевать родоплеменное сознание, усиливая общее для казахов этническое сознание. Так появились понятия: «казахская земля», «казахское государство», «страна казахов».

Различают три основных вида формирования этнических объединений: 1) род-племя; 2) народ; 3) нация. В каждом из этих объединений существует свое этническое сознание. Этническое сознание – это осознание человеком себя как члена определенного этнического объединения.

Первоначальный этноним «казах» - «Тысяча Алаша». Конечно, определение Кадыргали Жалаири «Тысяча Алаша» намного уже и незначительно по сравнению с казахскими родами и племенами, тем более нацией. Если выражение «Тысяча Алаша» напоминало военный союз, который начинал приобретать этническое значение, то слово «казах» - чисто этническое понятие, подразумевающее два исторических периода, два связанных друг с другом процесса. Небольшие группы найманов, алтынов, дулатов и других, некогда единых, сплоченных родов и племен, разбросанных среди татар, башкир, ногаев и других тюркоязычных народов, начали постепенно возвращаться к своим корням. Точно такой же процесс происходил и на казахской земле.

Конечно трансформация названия «Тысяча Алаша» в этноним «казах» происходило ни один год. Название, которое появилось середине XV в., - Дешт-и-Кыпчак в XVI–XVIIвв. начинают признавать и другие государства. Эволюция этнонима проходила следующим образом: Тысяча Алаша – Алаш – казах. Некоторые время казахское население обозначало себя не тем названием, которое ему дали соседние государства, а своим первоначальное названием. А название «Тысяча Алаша» позже трансформировалась в «Алаш». Позже первоначальное название приобрело священное, культовое значение и даже превратилось в призыв, лозунг народа. В XVI – XVII вв. оба названия – «Алаш» и «казах» - в среде самих казахов употреблялись параллельно [9, c 78].

Термин «казах». Существует много мнений о возникновении названия (этнонима) «казах». Они дебатируются, начиная с XVIII в., но до сих пор исследователи не пришли к единому мнению.

На сегодняшний день имеется более двадцати объяснений этимологии слово «казах». Например, есть мнение, что оно образовалась из двух слов – «каз» и «ак». Поскольку эти слова обозначают «гусь» и «белый», то в доказательстве приводят легенду о том, что однажды казахов, отправлявшихся в кочевье, сопровождала летящая гусиная стая. Другие считают, что она образовалась также от двух слов: «кас» (хас) – «настоящий» и «сак» - название древнего племени, т.е. «настоящий сак». Некоторые ученые объединяют слова «кас» и «сак», но придают им другие значения. Будто бы эти слияния племен «касов», живших на побережье Каспийского моря, и племен «саков» (словом «кассак» называли саков, проживавших в Прикаспий). Иногда этноним связывают со средневековым племенем огузов (гуз-сак), со стрелой лука (каз-ок; «ок»- «стрела»). Некоторые исследователи соотносят его с особенностями военного мастерства казахов (сражаться, даже отступая) и считают, что он является производным от «кашан»- «беглец».

Все эти объяснения не имеют серьёзной научной основы и, несмотря на различные подтверждающие детали, не могут считаться научным фактом.

Даже в науке нет точного утверждения, когда в письменной литературе появилось название «казах». В тюркском памятнике VII в., найденном на Енисее, есть словосочетание «казгакуглым» - «казахский сынок».

В поэме «Шахнаме» Фирдоуси, жившего в Х в., описывается гнев царя Афрасиба, который пугает иранского шаха: «И пришлю свой народ казахов, живущих на севере Синего моря, которые вам отомстят» [11, c 93].

В арабских документах, относящихся к X-XI вв., а также в русских летописях имеются записи: об этническом сообществе «Аль-кассакия» на севере кубанской земли;. Правивший в середине Х в. император Византии Константин Багрянородоный сообщил, что на северо-западе Кавказа имеется «страна казахов». На западе Азербайджана по сей день существует большой район – Казахский [1, c 113].

Возглавлявшие мамлюкский Египет кыпчаки в 1245 г. повелели создать арабско-кыпчакский словарь. Термин слово «казах» переводится как «свободный», «скиталец». Этому термину было придано социальное значение: та называли группы, которые отделились от своего рода, племени и стали жить по своим законам. Казак – исконно тюркско-кыпчакское слово с изначальным значением «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник». Есть мнение, согласно которому наименование «казак» восходит в периоду Восточного и Западного тюркских каганатов, когда во время правления Куль-тешна и Билые кагана восточные тюрки стали называться «кок тюрки» («голубые тюрки»), тогда как этноним «казак» якобы связан со словом «кас», что в тюркском языке обозначает «настоящий» и «ак» – «запад». В итоге «кас-ак» – «настоящий выходец из запада». Так как, имеются много разных толкований, в том числе и связанных с белым гусем «казак» и глаголами «кас» - рыть, «кез» - скитаться, «каг» - бежать, спасаться.

Термин «казах» закрепляется за группой племен, откочевавших от узбекского хана Абулхайра в 50г. XVв. Узбекии самостоятельной этнической частью которого являлся союз «Тысяча Алаша»; в ханстве активно шел процесс консолидации племен в обособленные этнополитические структуры.

казах этногенетический родоплеменной жуз

Билет 29------------------ Источники по истории образовании Казахского ханства.

Будучи недовольной жёсткой политикой Абулхаира, часть племён во главе с султанами Жанибеком и Кереем вынуждена была откочевать в Могулистан (Есен Буга), расположившись в междуречье рек Шу и Талас, где создала самостоятельное государственное образование — Орду, за которой закрепилось название Казахское ханство.

О численности этих сведений нет, но как пишет доктор исторических наук Р. Бариев, что в лучшем случае 1/3 от всех племен кочевников Узбекского ханства. Так же даются другие сведения что в 50-70-х годах ХV века, около 200 тысяч человек, откочевав из ханства Абулхаира, собрались на единой территории под властью Керея и Жанибека.[4].

Первым ханом нового ханства становится Керей, но фактически ханством управлял султан Жанибек,

Два султана потомки Урус-хана, Жаныбек и Керей, ушли с подвластными им родами. Уход Керея и Жаныбека от Абулхаира, стал лишь первым шагом к образованию собственной казачьей вольницы.

Т.И. Султанов отмечает “Керей и Жаныбек с улусными людьми прибыли в Могулистан при жизни могульского хана Есен-Буги, который радушно принял беглецов и назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. Время прихода Керея и Жаныбека с улусными людьми во владения могульского хан Есен-Буки нужно датировать 1459-60 гг

Усиление казахских султанов произошло со смертью Есен-Буги в 1462 году, когда начавшиеся междоусобицы в Могулистане повлекли за собой смену политического курса Жаныбека и Керея. Амбициозные и решительные казахские ханы вскоре вовсе отказались от правления могулистанских владетелей.

Керей и Жанибек вернулись в Дешт-и-Кыпчак, и к ним присоединилось основное население центрально-казахстанских степей. Таким образом, в 1469 г. Казахское ханство выходит на политическую арену как самостоятельное государство кочевых племен Дешт-и-Кыпчака.

Смерть хана Абулхаира в конце 1468 года привела к обострению политического кризиса в государстве. Источники называют преемником его сына Шейх-Хайдара, но в конце 1469 – начале 1470 годов сторонники Шейх-Хайдара были разгромлены, сам хан убит, а его владения разделены на три части. Борьба за Дешти-Кыпчак правителей Казачьей вольницы Керея и Жаныбека с потомками Абулхаира началась с 1469 г. В результате этой борьбы, Западное Семиречье, Центральный Казахстан, среднее течение Сырдарьи оказались в руках Керея и Жаныбека. Это образование получило название Казахского ханства. Основой Казахского ханства стала территория западной части Семиречья. По мнению Т.И. Султанова, сторонники Керея и Жаныбека образовали Казахское ханство после смерти Абулхайра, возвратившись из Жетысу на территорию Дашт-и Кыпчака,

Возникновение Казахского ханства явилось закономерным ито­гом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территории Восточного Дашт-и Кипчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана). Формирование в XIV—XV вв. единого экономического региона на базе естественной интеграции областей со смешанной экономикой, кочевой скотоводческой и осед­ло-земледельческой, городской — сторгово-ремесленным направле­нием хозяйства, подготовило условия к объединению всех земель региона в одной политической структуре. Укрепление экономичес­ких, культурных, общественно-политических связей кочевого и осед­лого населения способствовало этническому единению казахских родов и племен, фактическому завершению длительного процесса стожения народности. Эти обстоятельства явились объективными причинами и устовиями формирования собственно казахской госу­дарственности. Стремление сформировавшейся крупной этносоци­альной общности к созданию моногосударственности, к собственной социально-территориальной, государственной организации, харак­терно не только для позднего времени — времени формирования наций, ной для средневековья, когда завершалось в основном сложе­ние современных народов региона Центральной Азии.

Преодоление раздробленности, политической разобщенности час­тей казахского народа в разных государственных объединениях, свя­зано с именами Джаныбека и Гирея. Их династийные интересы, борьба с другими Чингизидами за власть в степи совпали с интереса­ми различных социальных групп народа, как из родовой знати, так и рядовых тружеников-скотоводов и земледельцев. Они объективно отразили стремление консолидировавшегося народа к созданию са­мостоятельного государства.

Конкретный ход образования Казахского ханства связан с внутри­политическим состоянием двухгосударств на территории Казахстана— ханства Абулхайра (Государства кочевых узбеков) и Могулистана, исторические судьбы которыхво второй половине XV в. завершались упадком и развалом. В обоих государствах усиливалось экономичес­кое могущество кочевой знати, росли ее центробежные стремления. Наиболее влиятельные вожди родов и племен восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья стремились к политической независимости или искали покровителя в лице кого-либо из Чингизидов, в середине века продолжавших оспаривать власть ханов Абулхайра (в Государст­ве кочевых узбеков) и Есен-Буги (в Могулистане).

Действия первых казахских ханов, направленные на создание и упрочение единого государства, были поддержаны верхушкой казах­ских родов и племен, так как отражали интересы господствующей прослойки казахского общества. Значительная ее часть сплотилась вокруг Гирея и Джаныбека еще в 40—50-х гг. в южных районах Казахстана — в предгорьях Каратау, в низовьях Сырдарьи, северной части Туркестана. Пока Абулхайр-хан был занят борьбой за укрепле­ние своей власти в степи, наследники ханов Ак-Орды обеспечивали на юге Казахстана сильную власть. К ним стекались многие недово­льные Абулхайром вожди родов и племен со своими подданными.

Билет30-------------

ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОГО ГОСУДАРСТВА
В середине XV в. существовавшие на территории Казахстана ханства Абулхаира и Могулистан пришли в упадок. Недовольство политикой хана Абулхаира и его ослабление после поражения от ойротов, послужило причиной перекочевки части казахского населения во главе с Джанибеком и Керем в Могулистан. Таким образом, ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств - ханства Абулхаира и Могулистана. А с именами ханов Джанибека и Керея связано основание Казахского ханства.
Перекочевка части казахского населения во главе с Джанибеком и Кереем из Восточного Дешт-и Кыпчака в западное Семиречье, произошла в середине XV в. в период правления в Могулистане хана Есен-Буги. Есен-Буга вступил в союз с Джанибеком и Кереем, надеясь с их помощью не только укрепить свою власть в государстве, но и обеспечить безопасность своих границ, использовав их в борьбе с ханом Абулхаиром и ойратами. С этими целями Есен-Буга предоставил Джаныбеку и Керею свои северо-западные территории - долины Чу и Таласа. Казахское ханство в период образования занимало территорию долин Чу и Таласа.
Об историческом положении в Семиречье и о процессе образования Казахского ханства пишет средневековый историк Мухаммад Хайдар. В своей книге Тарих-и-Рашиди Мухаммад Хайдар относит время образования Казахского ханства к 1465-1466 гг.
Джанибек и Керей являлись потомками Чингисхана, и каждый имел право занять ханский трон, но по праву старшенства трон занял Керей. В 1480-1511 гг. правителем Казахского ханства был сын Керея - Бурундук.
Роды и племена, переселившиеся вместе с султанами Кереем и Джанибеком, называли узбек-казахами. Арабо-тюркский словарь XIII века слову казах придает значение - вольный.
Основные события истории Казахского ханства в конце XV-начале XVI вв. происходили в регионе Сырдарьи. Главной причиной воин между казахскими ханами и Шайбанидами за регион Сырдарьи является борьба за города и зимние пастбища, и этот регион, для молодого государства имея первостепенное стратегическое и экономическое значение.
Главными противниками казахских ханов в борьбе за присырдарьинские города и Дешт-и Кыпчак были шайбаниды - наследники хана Абулхаира. В начале XVI в., с укреплением Казахского ханства, шайбаниды с частью дешт-и-кыпчакских племен ушли в Мавераннахр. Здесь, в начале XVI в., шайбаниды одерживают победу над династией тимуридов и вытесняют их из Средней Азии.
КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО В XVI - XVI ВВ.
Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI в. в период правления хана Касыма. В период его правления численность населения Казахского ханства впервые достигла одного миллиона человек. Борьба за присоединение присырдарьинских городов была главным направлением внешней политики хана Касыма.
В 1510 году казахи нанесли сокрушительное поражение войскам Мухаммада Шайбани под городом Сыгнак. После поражение от войск казахов под Сыгнаком Мухаммад Шайбани погиб в 1510 году в сражении с шахом Ирана.
При Касым хане границы Казахского ханства на западе расширились до бассейна реки Урал, на севере и северо-востоке простирались за озером Балхаш. Таким образом, в период правления хана Касыма формируется единая этническая территория казахов и впервые после монгольского завоевания почти все казахские племена были объединены в одном государстве. В период его правления Казахское ханство как независимое государство стало известно в Европе и Азии. В начальный период образования Казахского ханства политическим центром государства и столицей становится город Сыгнак.
В первой половине XVI в., в результате кризиса и распада Ногайской Орды, часть племен откочевывают в Казахское ханство.
После смерти хана Касыма Казахское государство переживало упадок и политический кризис. Восстановлением и расширением территории ханства в период с 1538 по 1580 гг. занимался сын Касыма, видный казахский правитель - Хакназар. В XVI в. Хакназар расширяя границы Казахского ханства на запад, присоединил большинство племен Ногайской Орды. Распад Ногайской Орды придвинул границы Казахского ханства к Русскому государству. Используя распри среднеазиатских государств, Хакназар заключил с бухарским ханом клятвенный союз.
В 1582-1598 гг. правителем Казахского ханства был Тауекел. Годы его правления связаны с борьбой с узбеками за Сырдарьинский регион. В 1598 г. правитель Казахского ханства Тауекел погиб от ран, полученных при осаде города Бухары.
После смерти Тауекеля ханский титул перешел к его младшему брату Есиму, который правил в 1598-1628 гг. При нем вводятся правовые нормы, нормы взаимоотношений между людьми и пользования пастбищами, которые нашли отражение в документе конца XVI- начала XVII вв. - Исконный путь хана Есима.
В начале XVII в. во внутриполитическом положении Казахского государства происходят изменения - усиливаются феодальные междоусобицы. В годы правления Есима, воспользовавшись междоусобицами среди казахов, бухарский хан, расторгнув договор, начал новые походы с целью изгнать казахов за Сырдарью и вернуть город Ташкент. Проходившая в годы правления хана Есима казахско-бухарская война длилась более 20 лет и закончилась тем, что бухарский хан признал свое поражение. Город Ташкент вошел в состав Казахского ханства в результате успешной внешней политики хана Есима. Полуторавековая война между казахами и узбеками закончилась присоединением присырдарьинского региона и города Ташкента к Казахскому ханству.
В 1582 году отряды Ермака нанесли поражение хану Кучуму - правителю Сибирского ханства. После этого поражения казахские племена, находившиеся в составе Сибирского ханства, вошли в состав Казахского ханства. В 1598 году Сибирское ханство попало под власть Русского государства.
В первой половине XVII в. опасность потери казахских земель на востоке возросла в связи с образованием Джунгарского ханства. Правитель Джунгарии носил титул хунтайши. В период усиления джунгар и ослабления центральной власти в казахском государстве ханский титул в 1629-1652 гг. принадлежал Жангиру. До принятия ханского титула в 1629 г., за героическую борьбу с джунгарами, Жангир вошел в историю как народный батыр. В 1643 г. казахские войска во главе с ханом Жангиром разбили в несколько раз превосходящие силы джунгар в битве при Орбулаке.
Нормализовать политическую ситуацию в Казахском ханстве в конце XVII - начале XVIII вв. удалось сыну Жангира - хану Тауке. В тяжелых условиях для государства он проводил успешную внутреннюю и внешнюю политику. В 1680-1715 гг. В ханстве усиливаются феодальные междоусобицы. В целях укрепления центральной власти и ослабления роли султанов хан Тауке в управлении государством стал опираться на биев.
Борьбу со степной аристократией, которая стремилась к раздроблению государства, хан Тауке вел, опираясь на биев. В целях укрепления центральной власти хан Тауке особое значение придавал укреплению ханского совета и совета биев. При хане Тауке в казахском государстве исполнительной и судебной властью облечены были только хан и родовые бии. Биям принадлежал решающий голос на ханском совете, все спорные вопросы между родами и племенами решались так же на совете биев.
В конце XVII- начале XVIII вв. основные принципы правопорядка и государственного устройства в Казахском ханстве определили Жеты-Жаргы. Документ был разработан в годы правления хана Тауке и при активном участии Толе-бий, Казыбек-бий, Айтеке-бий.
В целях предотвращения кровосмешения и рождения неполноценных детей по Жеты-Жаргы не разрешалось вступать в брак родственникам до седьмого поколения.
Перед угрозой джунгарского нашествия хан Тауке создает военный союз с киргизами и каракалпаками. В 1710 г. близ Каракумов был созван курултай трех казахских жузов с целью организации ополчений для борьбы с джунгарами.
От этнической группы сыпыр, населявших в древности берега Иртыша, происходит название Сибирь. С образованием Золотой Орды Западная Сибирь являлась наследным владением династии шайбанидов. Шайбаниды в конце XIV в. в Западной Сибири создают Туменское ханство. Столица Тумснского ханства, созданного шайбанидами в конце XIV в., - Чинги-Тура находилась на месте города Тюмень.
Сибирское ханство усилилось во второй половине XVI в. в период правления хана Кучума. Исторические источники свидетельствуют, что хан Кучум был прямым потомком Шайбани. В период правления Кучума в Западной Сибири распространяется ислам. Из Сибирского ханства на мировом рынке ценились пушнина и охотничьи птицы. Сибирское ханство населяли большинство родов Среднего жуза. В конце XVI в. Россия преследовала цель сделать Казахское ханство своим союзником в борьбе с Сибирским ханством. В 1598 году Сибирское ханство пало, и казахские племена вошли в состав Казахского ханства.
Проводя политику продвижения на восток, Россия на территории Казахского ханства в 1640 году построила крепость Гурьев, в 1718 году Семипалатинскую крепость. К сближению с Россией Казахское ханство вела необходимость военно-политической помощи в борьбе с Джунгарией.
ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО, ЭКОНОМИКА И КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО ХАНСТВА.

Несколько семей близких по крови родственников составлял первую общественную ячейку казахов - аул, которым управлял аулбасы. Управляемые аксакалом (старейшиной) несколько казахских аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколения, составлял ата аймак.
Объединение из десяти или пятнадцати аймаков составляло род, которым руководил рубасы. Объединение из нескольких родов составляло арыс, которым управлял бий. Объединение из нескольких арысов составляло улус, которым руководил султан. Объединение из нескольких улусов составлял жуз, которым руководил хан. Правившие родами бии и батыры были ответственны перед ханом.
Хан в казахском обществе избирался султанами из числа султанов. В казахском обществе претендовать на ханский титул могли султаны. Небольшие военные отряды, служившие при хане, помогавшие ему в походах и в хозяйстве, назывались толенгуты.
Классовая борьба на территории Казахстана в XV- XVIII вв. преимущественно выражалась в форме откочевки из-под власти правителя.
При кочевом и полукочевом скотоводстве сезонные пастбища делились на четыре типа, и места осенних стоянок назывались кузеу. При кочевом скотоводстве для казахских аулов основную угрозу составлял джут.
На рубеже XVI-XVII вв. столицей и крупным торговым центром Казахского ханства был город Сыгнак. Главным религиозным центром всего Казахстана был город Туркестан. В XVI в. город Сауран был более всего известен как неприступная крепость. Одной из причин угасания жизни городов на юге Казахстана в XVI- XVII вв. являются джунгарские нашествия, они имели особенно бедственные последствия для культуры казахского народа.
В период Золотой Орды и Белой Орды официальным языком был кыпчакский. Казахский язык сформировался как самостоятельный национальный язык в XV в.
Наиболее важным памятником казахской исторической литературы XVI-XVII в. является сочинение Кадыргали Джалайри Джами ат-тауарих, произведение написано арабским алфавитом на казахском языке. Кадыргали Джалайри свой труд посвятил и передал русскому царю Борису Годунову.
Летописью истории казахских племен и народов Могулистана является научный труд XVI в. Тарих-и-Рашиди Мухаммеда Хайдара. Этот бесценный для исторической науки труд написан на персидском языке.
Историю династии хана Джучи, историю Южного и Западного Казахстана XIII -XIV вв. описывает исторический труд середины XVI в. Шынгыснаме. В 40-х годах XVI в. Усман Кухистани в книге Тарих-и Абулхаирхани написал историю правления хана кочевых узбеков - Абулхаира.

Билет 31-------------------------------Керей и Жанибек основатели казахского Ханства

Основатели Казахского ханства. Жанибек Керей Керей—внук старшего сына Урус хана-Тохтакыйа Жанибек—внук четвертого сына Урус хана-Куйручука, сын последнего хана Ак Орды-Барака. Мухаммед Хайдар Дулати относит время образования Казахского ханства к 1465-1466 гг Первоначальная территория Казахского ханства—Западное Семиречье, долины рек Чу и Таласа. Территория Казахского ханства к концу XVв. ---Западное Семиречье, некоторые города Южного Казахстана, район Каратау с прилегающими степными территориями, низовья Сырдарьи, Северное Приаралье и значительная часть Центрального Казахстана. Территория Казахского ханства к началу XVIв.—территория Ак Орды и Могулистана.

Однако это вовсе не означало, что все этнические казахи вдруг снялись и перешли под крыло Жанибека и Керея. Большая часть казахов продолжала сохранять за собой традиционные ареалы обитания, тем самым поддерживая влияние нового государства со стороны приграничных регионов. Свидетельством тому является их выступление против Астраханского ханства на западе казахской степи и против потомков Абулхайыра на юге, что также способствовало укреплению Казахского ханства и расширению его территории. Если на престоле Казахского ханства восседал Керей хан, то главным мозговым центром его был Жанибек. Не случайно Жанибек хана называют в истории казахов не просто Жанибек ханом, а Аз-Жанибек ханом. Этот титул ставит его намного выше хана, сидящего на престоле. Жанибек и Керей правили совместно, и это способствовало еще большему упрочению государства. Дружная совместная работа этих двух великих людей показывает, что для них интересы народа был превыше всего. В истории средневекового Востока это редкий пример доверительной совместной государственной деятельности. 1459 г. очень важен для Казахстана. Это время, когда султаны Керей и Жанибек откочевали с подчиненными им племенами из государства кочевых узбеков хана Абулхаира и обосновались на территории нынешнего Западного Семиречья, открыв тем самым, первую страницу собственно Казахстана как государства. Процесс этот был длительным и сложным. С известной долей условности, из данного крупного события можно вычленить две важных составляющих. Первая — перекочевка казахских племен и родов из государства хана Абулхаира в Западный Моголистан или Семиречье. Тогда и закрепилось за людьми Керея и Жанибека имя «казахи», которому предшествовало «узбеки-казаки». Вторая составляющая - возвращение Керея и Жанибека на территорию Государства кочевых узбеков после смерти Абулхаир-хана и захват там верховной власти.
Керей и Жанибек были хорошими стратегами, точно рассчитавшими свой уход из «кочевых узбеков» с тем, чтобы в наиболее удобный момент вернуться и захватить верховную власть. Расчеты Жанибека и Керея оказались верными, действия решительными.
Кто же такие Жанибек и Керей? Жанибек был сыном хана Барака. И оба они — внуки хана Уруса, правнука Чингисхана. Так, что Жанибек и Керей в равной мере могли претендовать на ханский престол. Они практически были соправителями. И это согласие оказало отличную службу первым казахским ханам. К ним стекались все, кто страдал от притеснений других чингизидов и их постоянных распрей, от жестокостей Абулхаир-хана.
Во владении Керея и Жанибека находились Сыгнак, Сузак, Сауран, другие города и крепости на Сырдарье и в предгорьях Каратау. Первые казахские ханы упорно стремились упрочить свои права на эти земли. С самого начала основания ханства Жанибек и Керей повели упорную борьбу за присырдарьинские города и в целом Туркестан. Эти города были, прежде всего, отличными, способными выдержать длительную осаду крепостями, являлись для степняков торгово-экономическими центрами. Поэтому не удивительно, что за данный регион велась ожесточенная борьба. Керей и Жанибек старались окончательно утвердиться и в местностях, окружавших города Сыгнак, Сузак, и в них самих.

Так что войны в казахских землях, на которые всегда было много претендентов, не утихали. Посвист оперенных стрел здесь был столь же част, как и свист ветра.

Билет32--------------------Этнические процессы и этапы формирования казахского этноса

Формирование народа – проблема сложная и разносторонняя. Расово-генетическое развитие казахского этноса берет свое начало в бронзовом веке. Это подтверждается и определенным сходством казахской национальной и древней андроновской культур. Существует и этногенетическая связь казахов с более поздними племенами: саками, усунями, сарматами и т.д. Эта связь проявляется в скотоводчестко-кочевом образе жизни, в устройстве жилищ, деталях одежды, а также общественных взаимоотношениях, миропонимании, мировоззрении т.д. Но все же, непосредственно формирование казахской народности относится к началу тюркского этногенеза, который связывается с распадом империи гуннов и обособлением на территории Центральной Азии ранее не известных племенных групп. Именно в среде гуннов обозначились в первые века новой эры прототюрские этнополитические образования.

Тюркские племена имели отношение к предкам множества тюркоязычных народов Средней Азии и Поволжья, а также тюрков, расселившихся от реки Колымы и до Балканского полуострова. Образцы хозяйственно-культурной жизнедеятельности тюркского периода позже стали общими для многих сформировавших тюркских народов (казахов, кыргызов, туркменов, каракалпаков, башкир, ногайцев, алтайцев, тувинцев, хакасов). Например, использование юрты в качестве жилища, одинаковые детали в одежде, украшениях, близкие друг друга обычаи и традиции, но даже при наличии определенного сходство культура каждого народа самоценна и неповторима [3, c 78].

Для формирования народности необходимы следующие условия:

1) определенный уровень развития культуры;

2) собственная территория с четко обозначенными границами;

3) сформированное общественно-этническое сознание;

4) сформировавшийся язык

5) характерный внешний облик, присущий большинству этнических представителей;

6) название государства, отражающее главные этнополитические или историко-географические признаки этноса.

За многовековую историю у этнических образований на территории Казахстана постепенно создавались эти условия.

Следует иметь в виду, что территория Казахстана из-за постепенных этнических миграций, связанных со смещением тюркоязычных групп с востока на запад, являлась регионом экспансии, т.е. подвергалась захватническим нападениям. Несмотря на это, процесс расового - генетического становления казахского этноса протекал непрерывно. Интенсивное этническое смешение, особенно в эпоху гуннов, тюрков и, конечно же, монгольское нашествия, наложило свой отпечаток на внешний вид казахов, облик которых представляет собой смешение различных рас.

1.2 Формирование казахской народности

Необходимо также обратить внимание на следующий момент. В условиях бурных этно-миграционных процессов предки казахов смешивались с представителями других этнических групп, зачастую ассимилируя их в свой этнос. Поэтому предками казахов являются выходцы из племен, для которых территория Казахстана – исконно своя, родная земля.

Таким образом, в XIV–XV вв. завершился процесс сложения казахской народности из различных тюркоязычных и монголоязычных этнических групп [14, c 94].

Казахский язык среди тюркских относится к группе кыпчакских языков, а внутри нее входит в кыпчак-ногайскую ветвь, к которой относятся также ногайский и каракалпакский языки. Казахский язык сформировался в эпоху кыпчакской конфедерации. Для того чтобы народ стал единым в этническом, региональном и политическом отношении, он прежде всего должен иметь собственную независимую государственность. После нашествие монголов появление на казахской земле сначала монгольских улусов, затем Белой Орды, Могулистана, ханства Абулхайра, Ногайской Орды стало основой формирования казахской государственности, становления собственного этнического пространства. Однако дробление казахских родов в названных государствах замедлило дальнейшую консолидацию этнических групп. И хотя казахские роды ушли в различные государства, говорили они на одном языке. В XIV–XV вв. стал формироваться собственно казахский язык со своими отличительными чертами [7, c 89].

Формирование казахского народа закончилась между второй половиной XV в. и началом XVI в., когда было создано самостоятельное независимое Казахское ханство. Таким образом, было достигнуто еще одно условие формирования народности – создание собственного государства.

Основными аспектами изучения происхождения казахского народа являются лингвистический и антрополитческий. С этих позиций древнюю историю можно разделить на индоевропейский и тюркский периоды. В III-I тысячелетиях до нашей эры население Казахстана по своим хозяйственным, культурным традициям, в лингвистическом отношении входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи. Результаты исследований по археологии, этнографии, топонимике, палеоантропологии свидетельствуют, что в эпоху бронзы и раннего железа на основе хозяйственных, культурных традиций, этнического развития лингвистической близости возникла предковая база процесса формирования культурно-исторической общности последующих племен и племенных союзов Казахстана, включая и Казахскую народность. Начало I тысячелетия н.э. для большей части Евразии, в том числе для Казахстана, Средней Азии ознаменовалось новым этапом в этногенетическом развитии, вследствие чего образовались Кочевые объединения с тюрко-язычными наречиями. В XV-XVI веках в основном завершался многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее 14-15 вв. на основе сложного взаимодействия двух больших рас – автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это составляет единый монолитный сплав антропологического состава казахского народа.

Билет 33---------------------- Касым хан и его деятельность по возвышению казахского ханства

Возвышение Казахского ханства, связано с именем Касыма - сына Джанибека-одного из наиболее видных казахских ханов, при котором быстро шел процесс «собирания земель».
Касым родился около 1445 году
Хотя Касым-султан видел, что фактически власть в ханстве и инициатива находятся в его руках, но как дальновидный политик он был осторожен, умел терпеливо выжидать там, где, казалось бы, положение позволяет ускорить решение вопроса. В 1510 году, когда Шибаниды совершили набег на улус Касыма,
Мухаммед-Шайбани хан, захвативший власть и утвердившийся в Мавераннахре, стремился не допустить усиления Казахского ханства и с этой целью всячески препятствовал возвышению власти казахских ханов в Присырдарье. Далее он попытался совсем прекратить их торговые отношения с Мавераннахром, издал указ, чтобы население Туркестана не совершало никаких торговых сделок с казахскими купцами. Объявленная М.Шайбани, по существу, экономическая блокада – запрет на торговлю с казахами, а так же военные меры, естественно, вызывали подобные ответные действия со стороны казахских ханов.
Борьба за города Южного Казахстана приняла характер затяжной войны. В этих кровавых столкновениях Касым хану удалось отвоевать у М.Шайбани Туркестан, Сайрам и другие города.
В результате установившихся, удачных отношений с правителями Могулистана Касыму удалось включить в состав своего ханства основные районы Семиречья. Расширились его территориальные владения и на западе. Ногайская Орда переживала в то время тяжелый кризис, часть родов и племен откочевала под власть казахских ханов и султанов.
Таким образом, Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными районами казахской территории. Границы ханства на юге выходили на побережье Сырдарьи и включали большую часть Туркестана, на юго-востоке они охватывали предгорье и долины значительной части Семиречья, на севере и северо-востоке проходили в районе гор Улутау и Балхаша, доходя до Каркаралинских гор, на северо-западе достигли бассейна реки Жайык. Во время Касыма население Казахстана достигло около одного миллиона человек, а численность войск – до 300 тысяч.
«Касым хан сделался полным властелином во всем Дешт-и-Кыпчаке, приобрел такую известность и могущество каких еще никто не имел после Джучи хана,» - писал тогда известный историк Мухаммед Хайдар Дулати. Касым прославился и как искусный дипломат. Он установил дипломатические связи с ногайцами, монголами, Кашгарией и умело использовал свои связи с ними в борьбе против шайбанидов.
Казахское ханство при Касым хане постепенно втягивалось в международные отношения. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство в правление Великого князя Василия III (1505-1533). История Казахского ханства периода правления Касым хана примечательна еще и тем, что именно в те годы казахи как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе
Что касается взаимоотношений казахских правителей и Шибанидов в последние годы правления Касым хан, то они продолжали оставаться напряженными и далеко не мирными.
Касым хан, по отзывам современников – Бинаи, Ибн Рузбихана, Бабура, Хондамира, Мирзы Хайдара, - любил хороших лошадей, был их большим знатоком, отличался военным талантом, личной отвагой и способностью вести за собой других; на основе их высказываний создается образ человека с высокими, моральными качествами, достойными подражания.
«Если будет так продолжаться, - думал Касым хан, - то казахов постигнет участь моголов и шайбанидов, которые разделились, рассыпались по крупицам».
И Касым хан решил издать закон, требующий от людей железной дисциплины. Этот закон был утвержден и обнародован. Закон состоит из пяти глав. В первой главе (Имущественный закон) рассматриваются проблемы судебных исков, земельных, родовых, семейных отношений, а так же выплаты выкупа и налогообложения. Во второй главе – определены сроки наказания за конкретные преступления. (Уголовный закон). В третьей главе – освещены вопросы воинской службы и дисциплины. Любое нарушение наказывается в обязательном порядке в зависимости от тяжести преступления. (Военный закон). Четвертая глава – посвящена вопросам дипломатической службы и ее этики.(Посольский закон – обычай). В пятой говорится о проведение праздников, похорон, поминок и т.д. (Закон общественности).
Это был первый закон в истории казахов, созданный на основе народных традиций и народной мудрости. Этот закон – свидетельство справедливости и поэтому носит название «Доблестный путь Касым хана».
Суровая зима 1521 года и в эту холодную зиму семидесяти шести летний Касым хан умер.
После смерти Касыма, междоусобицы султанов-джучидов ослабили Казахское ханство. В междоусобной борьбе погиб приемник Касым хана Мамаш - хан.

Билет34-----------------Казахстан в период начало 16 начало 17 века

История Казахских ханств в ХУ1-ХУП вв. мало изучена. Сведения, сообщаемые источниками по истории казахов этого периода, скупы н отрывочны. Они отражают главным образом, войны казахских феодалов с узбекскими и могулистанскими правителями. Несомненно, однако, что казахские ханства в ХVI-XVII вв. не охватывали всей территорий современного Казахстана и всего казахского населения. Часть территории в XVI в. входила в состав Могулистана, Узбекского ханства, Ногайской Орды; а XVII в. была занята ойратскими племенами. Границы Казахского ханства часто изменялись в зависимости от военных успехов или неудач. Казахская степь не представляла еще единого целого в политическом и экономическом отношениях.

После смерти Касыма феодальные усобицы усилились. Сын Касыма Мамаш был вскоре убит в одной из стычек. Касыма наследовал его внук Тахир (1523-1533 гг.), характеризующийся в источниках человеком жестоким и вероломным.

Феодальные войны продолжались и при последующих ханах: Буйдаше, Ахмед хане, Тугум хане и других. В ХVI-ХVII вв. наиболее значительными казахскими ханами, оставившими более или менее заметный след в истории казахского народа, были: сын Касыма Хакк-Назар (Акназар) (1538-1580 гг.), внук Жаныбека Шигай (1580-1582 гг)., Тевеккель (Тауек-кель (1582-1598 гг.), Есим (1598-1645 гг.), Жангир (1645-1680гг.), Тауке (1680-1718гг.).

Попытку укрепить свою власть и расширить границы Казахского ханства предпринял Акназар хан. В это время в Ногайской Орде происходила острая борьба между двумя феодальными группами: одна из них хотела перейти в российское подданство, другая тяготела к казахским кочевым улуса. Используя эту ситуацию, Акиазар привлек на свою сторону многих ногайских мурз. Ногайские улусы, кочевавшие по левой стороне Жайыка, подчинялись Акназару. Борьба за влияние над ногаями продолжалась вплоть до конца 70-х годов. За 42 года своего ханства Акназар предпринял несколько боевых действий по захвату Ташкента, по изгнанию ойратских (калмакских) завоевателей из Семиречья, по пресечению свободного кочевания ногаев по Жайыку и Волге.В 1580 г. Акназар был убит человеком, подосланным правителем Ташкента, Баба-Султаном.

После Акназара одним из сильных ханов, достигших значительных успехов в борьбе за независимость казахских земель, был Тауеккель. Он разбил войска Баба-Султана около Туркестана и убил его, затем войско бухарского хана Абдуллы, овладел Туркестаном, Ташкентом и Самаркандом. Оставив в Самарканде своего брата Есима с 20-тысячным войском, хан Тауеккель осадил Бухару с 70-80-тысячной армией. В этой битве Тауеккель был тяжело ранен и вынужден был отступить в Ташкент, где и умер.

При Тауеккеле начались дипломатические связи Казахстана с Россией. В конце 1594 г. в Москву прибыл казахский посол Кулмухаммед для заключения дружественного соглашения с Россией. Однако, как свидетельствуют материалы некоторых исследователей, истинной целью Тауеккеля при посылке миссии Кулмухаммеда было не столько заключение союза о дружбе и взятие “под свою царскую руку” казахских земель, сколько высвобождение без крови и столкновений своего племянника Ураз-Мухаммеда,

В 1595 г. у Тауеккеля находилось русское посольство Вельямина Степанова. способствовавшее упрочению русско-казахских связей.

В 1598 г., когда Есим занял ханский престол, ему было всего лишь 20 лет. Очевидно, поэтому молодой Есим находился на ханском троне дольше своих предшественников (47 лет). Есим прославился своей искусной дипломатией. В 1598 г. он заключил мир с Бухарой, тем самым обеспечив закрепление за казахским ханством Ташкента. Как и в прежние времена, сырдарьинские города являлись постоянным “яблоком раздора” между казахскими и узбекскими феодалами.

Продолжая политику Акназара и Тауеккеля, Есим хан стремился закрепить за собой сырдарьинские города и Ташкент. Войны между узбекскими и казахскими феодалами за Ташкент и другие города привели к упадку городов и ремесел, к опустошению богатых земледельческих оазисов, к гибели тысяч мирных жителей. Хан Есим вел войны и с Могулистаном, под властью которого находилась часть казахского населения. В истории Казахстана известен свод законов под названием “Есим салган ески жол” (Есима исконный путь). В нем хан Есим упорно отстаивал практическое применение закона Касыма, дошедшего до него без особых изменений. Благодаря Есиму, положения закона Касыма получили широкое распространение среди казахского народа, где законы адата были более приемлемы, чем законы шариата в силу занятия, главным образом, скотоводством.

После смерти Есим хана казахским ханом стал его старший сын Жангир. Годы его правления совпадают с усилившейся экспансией джунгарских феодалов на казахские владения. Для борьбы с джунгарами Жангиру удалось убедить бухарского правителя в необходимости военного союза. М. Тынышпаев отмечает: “Когда джунгары напали на укрепление, Джангыр ударил на них с другой половиной с тылу и открыл огонь из винтовок. Калмыки потеряли до 10.000 человек и отступили беспорядке. Вскоре на помощь Джангыру с 20.000 свежего войска подошел самаркандский военачальник, известный Жалантос батыр, из рода Алим, поколения Торткара. Джунгарам пришлось отступить с уроном”.

В 1652 г. произошел очередной конфликт между казахами и джунгарами. В этой битве Жангир потерпел поражение и был убит. Если Есим хана казахи за удалую храбрость прозвали “Енсегей бойлы Ер Есим”, что означает “Статный богатырь”, то Жангира - “Салкам Жангир”, в переводе “Неудержимый”, т. е. такой, которого нельзя остановить, или чрезвычайно сильный.

В 1680 г. престол ханства перешел к сыну Жангира хану Тауке. В целях усиления своей власти он стремился опираться на биев, уже составлявших значительный слой класса феодалов, и в то же время ослабить роль султанов. Все крупные межфеодальные споры разрешались лишь при непосредственном участии биев тех родов, интересы которых эти усобицы задевали. Общепризнанные казахские бии: Старшего жуза - Толе, Среднего - Казыбек, Младшего - Айтеке при Тауке хане превратились в носителей всей полноты власти на местах. Созданный с участием этих трех биев при Тауке свод норм обычного права - “Жеты-Жаргы”, известный в русской истории как “Законы Тауке хана”, закрепил основные принципы и нормы казахского общества, отвечавшие потребностям военно-политической и социальной жизни казахских феодалов на рубеже ХVII-ХVIII вв., а также закрепил право на кровную месть, неравноправное положение женщины и т. п., юридически обосновывал усиление феодального гнета.

Тауке хан был сторонником русско-казахского сближения. Только в 1686-1693 гг. он отправил в Россию пять посольств с важными дипломатическими поручениями. В 1716 г. Тауке обращался к России за военной помощью против джунгар. Тауке в условиях надвигающейся опасности нового вторжения джунгар предпринимал попытки к созданию централизованного Казахского государства. Однако царившие в Казахских ханствах феодальные усобицы мешали объединению сил народа, боровшегося против джунгарских завоевателей. Положение трудящихся масс становилось еще более тяжелым. Казахстан в XVII в. оставался в политическом отношении раздробленной страной. Между казахскими жузами не сложилось устойчивых экономических и политических связей.

Билет35-----------------------казахстан в 17-18 веках Таукель реформатор

В XVII веке Казахское ханство было раздробленной страной. Три жуза обособлялись друг от друга. Сепаратизм многочисленных султанов, сказывавшийся на уровне жизни населения, всячески разжигался джунгарскими и бухарскими феодалами. Одним из главных внутриполитических конкурентов Есима, правившего с 1598 по 1628 годы, стал султан Турсун. Это соперничество продолжалось долгие годы и завершилось смертью Турсуна от руки Есимхана. Но и сам Есим умер в 1628 году.
Тяжелое время настало после смерти Есимхана. Участились набеги джунгар, которые все более настойчиво продвигались в Жетысу. Джунгары, жившие на территории западной Монголии, состояли из четырех крупных племен: хошоут, торгоут, дэрбет и чорос. В 1635 году у них образовалось централизованное государство. Поскольку оно было кочевым, стабильное развитие обеспечивалось только за счет постоянных захватов новых земель. Джунгары не могли двигаться на юг, где Китай прочно оборонял свои границы. Наиболее схожие, благоприятные условия для многочисленных джунгарских стад были в Казахстане.
В 1680 году на престол взошел внук Есима, сын Жангира Тауке (1680-1715), при котором произошли значительные изменения во внутренней и внешней политике. Время его правления вошло в историю казахов как «золотой век», а известный русский востоковед А.И.Левшин называл его «Ликургом» и «Драконтом» казахского народа. В области внешней политики отмечается стремление Тауке обезопасить границы, сдержать напор джунгар. В 1686-1693 годах Тауке неоднократно отправлял посольства в Россию в поисках военной помощи, активно способствовал освобождению из плена русских подданных. Несмотря на значительную оппозицию сближению с Россией, Тауке понимал, что Русь может оказать реальную военную помощь в борьбе с джунгарами.
Пожалуй, самым главным во внутренней политике был перенос точки опоры хана с султанства, раздираемого борьбой за власть, на бийство. Бии стали играть важную роль в принятии государственных решений, в их руках сосредоточились судебные функции. Именно с усилением роли биев связано предпринятое ханом Тауке сведение воедино норм обычного права. В урочище Коль-тобе Тауке собрал наиболее авторитетных биев родов и племен, наиболее известными из которых были Толе би из Старшего жуза, Казыбек би из Среднего и Айтеке би из Младшего. Новый кодекс получил название «Жеты жаргы» - «Семь установлений». Кодекс содержал нормы административного, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского права, положения о религии, налогах.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

После Жангира правил Батыр хан, сведений о котором не сохранилось. После Батыр хан на престол взошел сын Жангира Тауке (1680-1718), полное имя которого Таваккул-Мухаммед-Батыр хан Биография Тауке-хана.
Время правления Тауке хана приходится на один из самых трудных периодов истории казахов. Во второй половине XVII века на западе ханства казахские ханы вели войну с Аштарханидами за господство над Присырдарьинскими городами, а на юго-востоке продолжалась жестокая борьба с джунгарами.
Тауке хан – один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешне политических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в Центрально – Азиатском


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: