4. Основными видами нестационарного социального обслуживания населения, наличие которых гарантируется в Республике Татарстан, являются:
1) социальное обслуживание на дому;
3) социально-консультационная помощь;
4) материальная помощь;
Статья 6. Основные виды социальных услуг
Основными видами социальных услуг являются:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
3) социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан с целью их социальной адаптации;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
5) социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
6) социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической консультационной помощи, защиту прав и законных интересов граждан;
7) социально-реабилитационные, направленные на социально-средовую, социально-культурную, социально-бытовую адаптацию и восстановление социального статуса граждан.
Наименование услуги | Возможные результаты |
Центры временного пребывания,приюты Слайд 7 услуга 1 | Удовлетворение базовых жизненных потребностей (в жилье, убежище, питании, гигиене) лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию |
Услуга 3 «Социальное стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими заболеваниями, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе» ПНИ"ДИПИ слайд 8 | Поддержание общественно- приемлемого качества жизни. Сохранение/увеличение продолжительности жизни |
услуга 5. «социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании» цсон (надомники) слайд 10 | Решение социально-бытовых проблем Предотвращение попадания пожилых граждан и инвалидов на стационарное обслуживание Поддержание/увеличение продолжительности жизни |
Услуга 6. " «Предоставление реабилитационных услуг, включающих помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах со стационарной, полустационарной и нестационарной формами социального обслуживания» ЦСОН (ОСПСД) | Поддержание минимальных стандартов потребления/благосостояния инвалидов; Обеспечение доступности образования, семейного воспитания и трудовой деятельности инвалидов |
4.1.9. При оценке качества фактически предоставленной социальной услуги используют следующие критерии:
а) полнота предоставления услуги в соответствии с требованиями документов и ее своевременность;
б) результативность (эффективность) предоставления услуги:
- материальная (степень решения материальных или финансовых проблем клиента), оцениваемая непосредственным контролем результатов выполнения услуги;
- нематериальная (степень улучшения психоэмоционального, физического состояния клиента, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате взаимодействия с исполнителем услуги), оцениваемая косвенным методом, в том числе путем проведения социальных опросов, при этом должен быть обеспечен приоритет клиента в оценке качества услуги.
СЛАЙД № 13
11.2. Результат оказания социальной услуги оценивается следующими индикаторами качества предоставления государственной услуги:
Применительно к социальной работе показатели можно объединить в следующие группы[16]:
1. Потребность в услугах имеет следующие характеристики:
− демографические показатели (процент пожилого населения данного района в статистике старения населения, уровень рождаемости, уровень смертности, количество разводов на 1000 семей и др.);индикатор 1
− медицинские и экологические показатели (экологическая ситуация по данной территории, процентное соотношение жителей, страдающих различными заболеваниями);
− семейно-социальные показатели (количество одиноких и одиноко проживающих пожилых людей, неполных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов и др.);
2. Доступность услуг имеет следующие характеристики:
− количество действующих на данной территории учреждений социального обслуживания: отделений социальной помощи на дому, отделений социальной помощи семье и детям, и др.;
− загруженность учреждений;
− месторасположение;
− оснащенность социальных учреждений;
− организационная доступность;
− информационная доступность (реклама, информация, СМИ);
3. Коммуникативная эффективность социального учреждения:
− квалификация персонала; обратите внимание на индикатор 5 на слайде
− организация приема клиентов;
− организация деятельности отделений социального учреждения.
В связи с тем, что социальная работа направлена на удовлетворение социальных потребностей человека, правомерно признать главным критерием эффективности социальной работы полноту удовлетворения интересов отдельного человека.
Критерием эффективности социальной работы выражают действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, показывают результативность деятельности учреждения.
Существует два взгляда на эффективность социальной работы.
Первый связан с оценкой соотношения достигнутых результатов (эффектов) и затрат, связанных с обеспечением этих результатов. Ключевая проблема при таком подходе заключается в измерении (описании) результатов (или эффектов), а также затрат. Поскольку затраты могут предполагаться, планироваться, постольку эффективность социального обслуживания может быть предполагаемой, планируемой, фактической (реально достигнутой).
Другой подход — оценка эффективности социальной работы. Здесь имеют значение мнения, суждения, умозаключения, высказывания (о ком-то, о чем-то — более или менее конкретно) субъекта, который производит оценку эффективности социальной работы. Другими словами, важно выбрать информационные источники оценки (руководители, специалисты, социальные работники, обслуживаемые клиенты, представители контролирующих органов, СМИ и др.), т.е. необходимо иметь в виду прежде всего информационно-субъектное значение понятия «оценка эффективности социального обслуживания». В этом смысле оценочная информация, исходящая от конкретных людей, была, есть и будет субъективной. Чем больше субъектов задействовано в процессе оценки, тем больше (при прочих равных условиях) она будет стремиться к более достоверной. Это, кроме того, процесс выявления мнений, суждений, умозаключений, высказываний с помощью определенных форм и методов. Здесь мы имеем дело с процессуально-организационным значением понятия «оценка эффективности социального обслуживания», то есть, желая что-то или кого-то оценить, необходимо организовать процесс оценивания (сбор и обработка оценочной информации), выработать и применить определенные процедуры оценки. Различные оценки, исходящие от разных субъектов и прошедшие определенную процедуру или процесс оценивания, превращаются в результаты (итоги) оценки. Другими словами, мы получаем итоговую оценочную информацию, на основе которой делаются определенные выводы, предпринимаются соответствующие меры, действия, разрабатываются программы повышения эффективности.
Важным понятием выступает предмет оценки эффективности или то конкретное, что может оцениваться в процессе социальной работы. В конечном итоге деятельность учреждений социального обслуживания, с их уровнем организации труда и квалификации персонала, обеспечивает то или иное качество социальной работы и ее эффективность.
СЛАЙД 15 Хочу подчеркнуть важность трудовых ресурсов при оказании социальных услуг. Показатели использования трудовых ресурсов должны исходить из следующих требований, предъявляемых к уровню кадрового обеспечения оказания социальной услуги:
В состав работников организации, предоставляющей государственную услугу, должны входить работники, осуществляющие общее руководство, бухгалтерский учет и финансово-экономическую деятельность, комплектование и учет кадров, материально-техническое снабжение, ремонтно-техническое, энергетическое и бытовое обслуживание, содержание зданий и территории, медицинское, воспитательное, психологическое, правовое, культурно-массовое обслуживание и социально-трудовую реабилитацию, организацию питания (далее - специалисты).
Для оказания государственной услуги должны приниматься специалисты, имеющие высшее или среднее профильное образование, имеющие профессиональную подготовку и отвечающие квалификационным требованиям, установленным для соответствующей профессии.