4. Основными видами нестационарного социального обслуживания населения, наличие которых гарантируется в Республике Татарстан, являются:
1) социальное обслуживание на дому;
2) социальный патронаж;
3) социально-консультационная помощь;
4) материальная помощь;
5) социальная реабилитация;
Статья 6. Основные виды социальных услуг
Основными видами социальных услуг являются:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
3) социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан с целью их социальной адаптации;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
5) социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
|
|
6) социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической консультационной помощи, защиту прав и законных интересов граждан;
7) социально-реабилитационные, направленные на социально-средовую, социально-культурную, социально-бытовую адаптацию и восстановление социального статуса граждан.
Наименование услуги | Возможные результаты |
Центры временного пребывания,приюты Слайд 7 услуга 1 | Удовлетворение базовых жизненных потребностей (в жилье, убежище, питании, гигиене) лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию |
Услуга 3 «Социальное стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими заболеваниями, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе» ПНИ"ДИПИ слайд 8 | Поддержание общественно- приемлемого качества жизни. Сохранение/увеличение продолжительности жизни |
услуга 5. «социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании» цсон (надомники) слайд 10 | Решение социально-бытовых проблем Предотвращение попадания пожилых граждан и инвалидов на стационарное обслуживание Поддержание/увеличение продолжительности жизни |
Услуга 6. " «Предоставление реабилитационных услуг, включающих помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах со стационарной, полустационарной и нестационарной формами социального обслуживания» ЦСОН (ОСПСД) | Поддержание минимальных стандартов потребления/благосостояния инвалидов; Обеспечение доступности образования, семейного воспитания и трудовой деятельности инвалидов |
4.1.9. При оценке качества фактически предоставленной социальной услуги используют следующие критерии:
|
|
а) полнота предоставления услуги в соответствии с требованиями документов и ее своевременность;
б) результативность (эффективность) предоставления услуги:
- материальная (степень решения материальных или финансовых проблем клиента), оцениваемая непосредственным контролем результатов выполнения услуги;
- нематериальная (степень улучшения психоэмоционального, физического состояния клиента, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате взаимодействия с исполнителем услуги), оцениваемая косвенным методом, в том числе путем проведения социальных опросов, при этом должен быть обеспечен приоритет клиента в оценке качества услуги.
СЛАЙД № 13
11.2. Результат оказания социальной услуги оценивается следующими индикаторами качества предоставления государственной услуги:
Применительно к социальной работе показатели можно объединить в следующие группы[16]:
1. Потребность в услугах имеет следующие характеристики:
− демографические показатели (процент пожилого населения данного района в статистике старения населения, уровень рождаемости, уровень смертности, количество разводов на 1000 семей и др.);индикатор 1
− медицинские и экологические показатели (экологическая ситуация по данной территории, процентное соотношение жителей, страдающих различными заболеваниями);
− семейно-социальные показатели (количество одиноких и одиноко проживающих пожилых людей, неполных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов и др.);
2. Доступность услуг имеет следующие характеристики:
− количество действующих на данной территории учреждений социального обслуживания: отделений социальной помощи на дому, отделений социальной помощи семье и детям, и др.;
− загруженность учреждений;
− месторасположение;
− оснащенность социальных учреждений;
− организационная доступность;
− информационная доступность (реклама, информация, СМИ);
3. Коммуникативная эффективность социального учреждения:
− квалификация персонала; обратите внимание на индикатор 5 на слайде
− организация приема клиентов;
− организация деятельности отделений социального учреждения.
В связи с тем, что социальная работа направлена на удовлетворение социальных потребностей человека, правомерно признать главным критерием эффективности социальной работы полноту удовлетворения интересов отдельного человека.
Критерием эффективности социальной работы выражают действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, показывают результативность деятельности учреждения.
Существует два взгляда на эффективность социальной работы.
Первый связан с оценкой соотношения достигнутых результатов (эффектов) и затрат, связанных с обеспечением этих результатов. Ключевая проблема при таком подходе заключается в измерении (описании) результатов (или эффектов), а также затрат. Поскольку затраты могут предполагаться, планироваться, постольку эффективность социального обслуживания может быть предполагаемой, планируемой, фактической (реально достигнутой).
Другой подход — оценка эффективности социальной работы. Здесь имеют значение мнения, суждения, умозаключения, высказывания (о ком-то, о чем-то — более или менее конкретно) субъекта, который производит оценку эффективности социальной работы. Другими словами, важно выбрать информационные источники оценки (руководители, специалисты, социальные работники, обслуживаемые клиенты, представители контролирующих органов, СМИ и др.), т.е. необходимо иметь в виду прежде всего информационно-субъектное значение понятия «оценка эффективности социального обслуживания». В этом смысле оценочная информация, исходящая от конкретных людей, была, есть и будет субъективной. Чем больше субъектов задействовано в процессе оценки, тем больше (при прочих равных условиях) она будет стремиться к более достоверной. Это, кроме того, процесс выявления мнений, суждений, умозаключений, высказываний с помощью определенных форм и методов. Здесь мы имеем дело с процессуально-организационным значением понятия «оценка эффективности социального обслуживания», то есть, желая что-то или кого-то оценить, необходимо организовать процесс оценивания (сбор и обработка оценочной информации), выработать и применить определенные процедуры оценки. Различные оценки, исходящие от разных субъектов и прошедшие определенную процедуру или процесс оценивания, превращаются в результаты (итоги) оценки. Другими словами, мы получаем итоговую оценочную информацию, на основе которой делаются определенные выводы, предпринимаются соответствующие меры, действия, разрабатываются программы повышения эффективности.
|
|
Важным понятием выступает предмет оценки эффективности или то конкретное, что может оцениваться в процессе социальной работы. В конечном итоге деятельность учреждений социального обслуживания, с их уровнем организации труда и квалификации персонала, обеспечивает то или иное качество социальной работы и ее эффективность.
СЛАЙД 15 Хочу подчеркнуть важность трудовых ресурсов при оказании социальных услуг. Показатели использования трудовых ресурсов должны исходить из следующих требований, предъявляемых к уровню кадрового обеспечения оказания социальной услуги:
|
|
В состав работников организации, предоставляющей государственную услугу, должны входить работники, осуществляющие общее руководство, бухгалтерский учет и финансово-экономическую деятельность, комплектование и учет кадров, материально-техническое снабжение, ремонтно-техническое, энергетическое и бытовое обслуживание, содержание зданий и территории, медицинское, воспитательное, психологическое, правовое, культурно-массовое обслуживание и социально-трудовую реабилитацию, организацию питания (далее - специалисты).
Для оказания государственной услуги должны приниматься специалисты, имеющие высшее или среднее профильное образование, имеющие профессиональную подготовку и отвечающие квалификационным требованиям, установленным для соответствующей профессии.