Виды способностей

Мастерство – это совершенство в конкретном виде деятельности.

Требует большого и напряженного труда. В большей степени связано с репродуктивной деятельностью. Вместе с тем предполагает психологическую готовность к творческому решению задач.

Одаренность – сочетание общих способностей; это наличие у человека ярко выраженных задатков к развитию какой-либо способности.

Одарённых людей отличает внимательность, собранность, настойчивость, потребность трудиться, высокий интеллект.

Талант – высокий уровень развития способностей, обеспечивающий достижения выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

Талант развивается в деятельности, которая отличается новизной, оригинальностью, имеет прогрессивное значение.

Гениальность – наивысший уровень развития способностей.

Это создание качественно новых творений, открывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики.

Развитие способностей у детей

- раннее начало с учётом благоприятного периода для формирования той или иной деятельности

- деятельность должна быть разнообразной

- деятельность должна вызывать у ребёнка сильные положительные эмоции, приносить удовольствие

- деятельность должна быть творческой

- переживание успеха

- доброжелательное, терпеливое отношение со стороны взрослого, вера в способности ребёнка

- постоянная тренировка способностей

- опираться на сильные стороны ребёнка

- формирование настойчивости в достижении цели

- представление большей свободы в выборе деятельности, способов работы

- высокая мотивация к осуществлению деятельности

- учитывать самооценку ребёнком своих способностей и формировать правильное отношение к ним.


Понятие о возрастной психологии. Возрастная периодизация психического развития детей. Ведущий вид деятельности, возрастные новообразования в различные возрастные периоды. Понятие о кризисе возраста, характеристика кризиса.

Возрастная психология – изучает типичный ход развития человека от рождения до старости в рамках установленных возрастных периодов и причины переход от одного периода к другому.

Основное условие психического развития ребёнка – его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввёл в психологию понятие «ведущая деятельность».

Ведущая деятельность – это такая деятельность, которая обеспечивает главнейшие изменения в развитии психики человека (ребенка) на определенных возрастных этапах.

При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, а лишь теряется ее ведущая роль в развитии психики.

В результате активной деятельности и общения у ребёнка развиваются новые взаимоотношения с миром, возникают новые потребности, которые ведут к формированию личностных новообразований.

Возрастные новообразования – это те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени развития и определяют сознание ребенка; его отношение к среде; его внутреннюю и внешнюю жизнь, т.е. весь ход его развития в данный период.

Возрастной период Ведущий вид деятельности Новообразование возраста
Новорожденный от рождения до 10 дней    
Младенчество от 0 до 1 года Эмоциональный контакт со взрослыми Эмоционально окрашенное самоощущение (+ или -)
Раннее детство от 1 до 3 лет Деловое практическое сотрудничество со взрослыми в ходе предметно-манипулятивной игры Появление «Я» («Я сам»), зарождение самосознания
Преддошкольный возраст от 3 до 5 лет Игра, сюжетно-ролевая игра Соподчинение мотивов, развитие воображения как творческой основы отношения к деятельности, к жизни, к себе
Дошкольный возраст от 5 до 6 (7) лет
Младший школьный возраст от 6 (7) до 10 (11) лет Учебная деятельность Произвольность психических процессов; внутренний план действий; рефлексия собственного поведения; потребность в умственной деятельности
Подростковый возраст от 10 (11) до 14 (15) лет Интимно-личностное общение со сверстниками Сознательная регуляция своих поступков; умение учитывать чувства, интересы других людей
Ранний юношеский возраст (старший школьный) от 14 (15) до 16 (17) лет Общение со взрослыми в рамках учебной деятельности Профессиональное и личностное самоопределение
Юность от 16 (17) до 22 (23) лет Учебно-профессиональная деятельность  
Взрослость от 22 (23) лет и старше Трудовая  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: