Мастерство – это совершенство в конкретном виде деятельности.
Требует большого и напряженного труда. В большей степени связано с репродуктивной деятельностью. Вместе с тем предполагает психологическую готовность к творческому решению задач.
Одаренность – сочетание общих способностей; это наличие у человека ярко выраженных задатков к развитию какой-либо способности.
Одарённых людей отличает внимательность, собранность, настойчивость, потребность трудиться, высокий интеллект.
Талант – высокий уровень развития способностей, обеспечивающий достижения выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.
Талант развивается в деятельности, которая отличается новизной, оригинальностью, имеет прогрессивное значение.
Гениальность – наивысший уровень развития способностей.
Это создание качественно новых творений, открывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики.
Развитие способностей у детей
- раннее начало с учётом благоприятного периода для формирования той или иной деятельности
|
|
- деятельность должна быть разнообразной
- деятельность должна вызывать у ребёнка сильные положительные эмоции, приносить удовольствие
- деятельность должна быть творческой
- переживание успеха
- доброжелательное, терпеливое отношение со стороны взрослого, вера в способности ребёнка
- постоянная тренировка способностей
- опираться на сильные стороны ребёнка
- формирование настойчивости в достижении цели
- представление большей свободы в выборе деятельности, способов работы
- высокая мотивация к осуществлению деятельности
- учитывать самооценку ребёнком своих способностей и формировать правильное отношение к ним.
Понятие о возрастной психологии. Возрастная периодизация психического развития детей. Ведущий вид деятельности, возрастные новообразования в различные возрастные периоды. Понятие о кризисе возраста, характеристика кризиса.
Возрастная психология – изучает типичный ход развития человека от рождения до старости в рамках установленных возрастных периодов и причины переход от одного периода к другому.
Основное условие психического развития ребёнка – его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввёл в психологию понятие «ведущая деятельность».
Ведущая деятельность – это такая деятельность, которая обеспечивает главнейшие изменения в развитии психики человека (ребенка) на определенных возрастных этапах.
При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, а лишь теряется ее ведущая роль в развитии психики.
В результате активной деятельности и общения у ребёнка развиваются новые взаимоотношения с миром, возникают новые потребности, которые ведут к формированию личностных новообразований.
|
|
Возрастные новообразования – это те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени развития и определяют сознание ребенка; его отношение к среде; его внутреннюю и внешнюю жизнь, т.е. весь ход его развития в данный период.
Возрастной период | Ведущий вид деятельности | Новообразование возраста | |
Новорожденный | от рождения до 10 дней | ||
Младенчество | от 0 до 1 года | Эмоциональный контакт со взрослыми | Эмоционально окрашенное самоощущение (+ или -) |
Раннее детство | от 1 до 3 лет | Деловое практическое сотрудничество со взрослыми в ходе предметно-манипулятивной игры | Появление «Я» («Я сам»), зарождение самосознания |
Преддошкольный возраст | от 3 до 5 лет | Игра, сюжетно-ролевая игра | Соподчинение мотивов, развитие воображения как творческой основы отношения к деятельности, к жизни, к себе |
Дошкольный возраст | от 5 до 6 (7) лет | ||
Младший школьный возраст | от 6 (7) до 10 (11) лет | Учебная деятельность | Произвольность психических процессов; внутренний план действий; рефлексия собственного поведения; потребность в умственной деятельности |
Подростковый возраст | от 10 (11) до 14 (15) лет | Интимно-личностное общение со сверстниками | Сознательная регуляция своих поступков; умение учитывать чувства, интересы других людей |
Ранний юношеский возраст (старший школьный) | от 14 (15) до 16 (17) лет | Общение со взрослыми в рамках учебной деятельности | Профессиональное и личностное самоопределение |
Юность | от 16 (17) до 22 (23) лет | Учебно-профессиональная деятельность | |
Взрослость | от 22 (23) лет и старше | Трудовая |