Лекция №1.
Понятие и сущность сервисной деятельности.
Цель лекции:
Раскрыть сущность основных теоретических понятий сервисной деятельности.
План лекции
1. Основные понятия сервиса.
2. Сущность сервисной деятельности и ее роль в экономике государства
Основные понятия сервиса
Сервис — это обслуживание населения или предоставление ему услуг.
Реализация сервиса осуществляется через сферу услуг с ее компонентом — сферой обслуживания.
Услуга — это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Согласно толковому словарю СИ. Ожегова, слово «услуга» имеет 2 значения:
— действие, приносящее пользу другому;
— хозяйственные удобства, предоставляемые кому-нибудь.
Услуга может воплощаться в изделиях (материальные услуги), но может существовать и как полезный эффект труда, потребляемый в самом процессе труда (нематериальные услуги).
|
|
Отличительными особенностями услуг являются:
1) неосязаемость
2) услуги нельзя хранить
3) оказание услуг — это деятельность, поэтому услуги не могут быть протестированы и оценены прежде, чем покупатель их оплатит
4) изменчивость по своим качествам, поскольку они во многом зависят от квалификации работника, его индивидуально-личностных черт и настроения
5) производство услуги совмещено с ее потреблением
Исполнитель услуг — предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услугу потребителю.
Производитель услуг - коллективы, конкретные работники предприятий сервиса, генераторы новых идей и технологий в сервисе, менеджеры и предприниматели.
Потребитель услуг — гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд. Потребителями услуг являются покупатели, клиенты, заказчики, посетители, пользователи.
Результатом услуги является:
- восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств товара
- создание по заказу нового изделия
- перемещение
- создание условий потребления
- обеспечение или поддержание здоровья
- духовное или физическое развитие личности
- повышение профессионального мастерства.
По функциональному назначению услуги подразделяются на материальные и социально-культурные.
Материальная услуга — услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг, из представленного выше списка к ним относятся восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам потребителей, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления:
|
|
- бытовые услуги (услуги по ремонту и техническому обслуживанию изделий, зданий и сооружений, фотоуслуги, парикмахерские услуги)
- жилищно-коммунальные услуги
- услуги общественного питания
- услуги транспорта
- сельскохозяйственные услуги и т. д.
Социально-культурная услуга — услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя, к ней относятся поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства:
- медицинские услуги
- услуги культуры
- услуги туризма
- услуги образования.
Результатом материальных услуг является выполненная работа или изделие.
Результат социально-культурных услуг (собственно услуг) не имеет материальной формы.
В сервисологии существуют понятия идеальной и реальной услуги.
Идеальная услуга — это абстрактная, теоретическая модель того или иного вида сервисной деятельности. Она включает правила обслуживания населения, стандарты качества, технологию оказания услуги.
Реальная услуга — это конкретные материальные действия, направленные на удовлетворение потребностей потребителя. Эти услуги индивидуализированы по исполнителям, потребителям, конкретным условиям их оказания.
Предоставление услуги можно подразделить на отдельные этапы:
- обеспечение необходимыми ресурсами,
- технологический процесс исполнения,
- контроль,
- испытание,
- приемка,
- процесс обслуживания.
Взаимодействие потребителя и исполнителя услуги происходит в процессе обслуживания. Взаимодействие бывает:
- очным - непосредственное взаимодействие исполнителя и потребителя
- заочным - контакт осуществляется через посредников или вспомогательный персонал исполнителя услуги.
Обслуживание включает:
1. Анализ заказа потребителя
2. Разработку проектов оказания услуг (технических заданий и процесса оказания услуги)
3. Поиск компромиссных решений в условиях многовариантности способов оказания услуг
4. Установление и обеспечение необходимого качества услуги
5. Согласование, оформление и доведение услуги до потребителя.
Сфера обслуживания населения — совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению.