Сервисная деятельность — это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей людей путем оказания индивидуальных услуг. Сервисной деятельностью занимаются индивидуальные предприниматели и сервисные организации. Результатом их труда является услуга.
Общественная функция сервисной деятельности — непосредственное обслуживание населения, создание комфортных условий жизнедеятельности: в транспорте, в общественных местах, во время отдыха.
Основой сервисной деятельности являются:
- персонал, выполняющий обслуживание
- средства обслуживания
- условия обслуживания.
Эффективность работы сервисного предприятия зависит от правильной организационно-управленческой деятельности руководителей. Организационно-управленческая работа включает:
• планирование сервисной деятельности организации, прогнозирование развития организации при изменении рынка или ассортимента услуг;
• оценку производственных и непроизводственных затрат;
• оптимизацию состава технологического оборудования и технических средств с учетом ассортимента и уровня качества услуг;
• организацию контактной зоны для общения с потребителем услуги;
• подбор сотрудников, обладающих психологическими способностями для работы с потребителями.
Роль сервисной деятельности в экономике обусловлена следующими факторами:
|
|
а) высокой доходностью (ликвидностью) услуг, которые, как правило, потребляются в момент их производства;
б) относительно невысокой материалоемкостью (включая так называемые нематериальные услуги), что увеличивает объем добавленной стоимости, а, следовательно, национальный доход;
в) коротким сроком получения платы за выполненные услуги.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определения понятиям “сервисная деятельность”, “услуга”, “обслуживание”, “потребитель услуги” и “исполнитель услуги”.
2. Укажите основные отличия материальных и социально-культурных услуг. Перечислите их основные виды.
3. Перечислите основные этапы жизненного цикла услуги и дайте их характеристику.
Тема 2. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей
Цель лекции: показать сервисную деятельность с точки зрения возможности удовлетворения потребностей, виды потребности, структуру сферы бытового обслуживания
Основные вопросы:
2.1. Теория потребности: классификация, содержание
2.2. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей
2.3. Обслуживание потребителей в контактной зоне
2.4. Основные правила обслуживания потребителей