Влияние руководителя, в том числе и руководителя низшего звена — тренера, на формальные и неформальные группы определяется личностными и профессиональными качествами тренера и теми ролями, которые руководители играют в организации. Межличностные роли руководителя заключаются в том, что он выступает:
• в роли главного руководителя, и именно ему принадлежит прерогатива устанавливать цели организации, вырабатывать стратегию достижения этих целей; организовывать работу и мотивировать работников; организовывать групповую деятельность;
• в роли лидера, т.е. человека, который не только по должности является руководителем, но и по своему социально-психологическому статусу может повести за собой коллектив;
• в роли координатора всех работ между соподчиненными подразделениями и между функциональными подразделениями и отдельными сотрудниками.
Информационные роли руководителя проявляются в том, что он является:
• приемником информации;
• интерпретатором информации;
|
|
• распространителем информации;
• представителем информации.
Роли принятия решений являются наиболее важными, при помощи них руководитель собственно и организует деятельность руководимой им группы или организации. Эти роли проявляются в том, что руководители:
- выступает в роли предпринимателя;
- устраняет различного рода нарушения, отклонения, изменения;
- распределяет ресурсы организации;
- представляет интересы организации во внешней среде и ведет многочисленные переговоры от ее имени и для ее блага.
Совокупность личностных, психологических, социально-психологических и профессиональных качеств, влияющих на эффективность и действенность управления, выражается категорией социально-профессиональный статус руководителя.
Основным компонентом, определяющим социально-профессиональный статус руководителя, является его общекультурный и интеллектуальный уровень. Именно он определяет способность руководителя к аналитическому мышлению, его кругозор, умение увидеть весь объект управления как систему.
Второй блок социально-профессионального статуса определяет и характеризует уровень общей теоретической подготовки. В сфере спорта как в никакой другой тесно связаны педагогические, медицинские физиологические, психологические, социологические, биомеханические, философские и другие аспекты подготовки спортсменов.
Однако любая работа, любой вид спорта имеют свои, только им присущие особенности. Следующий компонент, характеризующий профессиональный уровень руководителя, называется специальной теоретической подготовкой. Он включает в себя знания в конкретной, предметной области, в которой специализируется управленец. Так, например, специфические особенности видов спорта и должен фундаментально знать руководитель, если он хочет быть успешным и реализовать в своей деятельности. Поэтому существует специализация не только в видах спорта, но и в подготовке руководителей, тренеров, инструкторов и других сотрудников, работающих в этих видах спорта.
|
|
Четвертый блок социально-профессионального статуса характеризует практические умения и навыки руководителя. Необходимо подчеркнуть, что речь идет не только и не столько о спортивных умениях и навыках тренера или директора школы, хотя они и играют определенное значение.
Когда мы говорим о практических умениях и навыках руководителя, мы имеем в виду управленческие умения и навыки. Они включают в себя:
• умение организовать работу группы или отдельных спортсменов;
• умение планировать и распределять работу в различных циклах и фазах подготовки;
• умение контролировать подготовленность ученика и уметь анализировать и интерпретировать полученную информацию;
• навыки анализа и принятия на его основе адекватных и эффективных управленческих решений.
Управленческие умения и навыки включают в себя все аспекты, которые рассматривают современные управленческие технологии — спортивный менеджмент и маркетинг.
Материалы к семинарскому занятию ”Тренер как руководитель и его социально-профессиональный статус“
Ответить на следующие вопросы:
1) Нарисуйте структуру государственных органов управления физической культурой и спортом в Беларуси.
2) Какие общественные организации управляют физической культурой и спортом в Беларуси?
3) Назовите основные роли тренера?
4) Опишите структуру социально-профессионального статуса тренера.
5) Какими практическими умениями и навыками должен обладать в первую очередь тренер?