Безопасность жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических), которые способны оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Человек осуществляет непосредственную связь с окружающей средой при помощи своих анализаторов.

Характеристики анализаторов:

1. Зрительный анализатор обладает наибольшей величиной адаптации. При темновой адаптации чувствительность достигает некоторого оптимального уровня через 40 – 50 минут. Световая адаптация длится 8 –10 минут. Глаз непосредственно реагирует на яркость. При очень большой яркости возникает эффект ослепления.

2. Слуховой анализатор. Звуковые сигналы доставляют человеку значительную часть информации, и они могут служить для передачи сигналов опасности. По частоте область слуховых ощущений простирается от 16(20) до 20000(22000) Гц.

3. Вибрационная чувствительность. Вибрация высокой интенсивности при продолжительном воздействии приводит к серьезным изменениям деятельности всех систем организма и при определенных условиях может вызвать тяжелые заболевания.

4. Тактильный анализатор воспринимает ощущение при воздействии на кожную поверхность различных механических воздействий.

5. Температурная чувствительность свойственна организмам, обладающим постоянной температурой тела, обеспеченной терморегуляцией. В коже Ч обнаружено два вида рецепторов: одни реагируют на холод, другие – на тепло.

6. Болевая чувствительность – в любом анализаторе возникают болевые ощущения, если величина раздражителя превысит верхний абсолютный порог. Болевые ощущения вызывают оборонительные рефлексы, в частности рефлекс удаления от раздражителя.

7. Обоняние и вкус – абсолютный порог обоняния у Ч измеряется долями миллиграмма вещества на литр воздуха. Запахи могут сигнализировать Ч о нарушениях в ходе технологического процесса и опасностях. Вкус – сладкий, горький, кислый, соленый.

8. Органическая чувствительность. Чувствительные нервные аппараты имеются во всех внутренних органах. В них под влиянием внешних условий возникают определенные ощущения, которые порождают сигналы.

9. Двигательный анализатор. Диапазон скоростей, развиваемых движущимися руками Ч, находится в пределах от 0.01 до 8000 сантиметров в секунду. Скорость зависит от направления движения. Вертикальное движение рукой вверх осуществляется быстрее, чем горизонтальное. Движение к себе быстрее, чем от себя.

Деятельность – активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которой должна быть ее полезность для существования человека в этой среде.

Выделяют 3 основные формы деятельности человека:

1. Физический труд;

2. Механизированные формы физического труда;

3. Умственный труд.

Физический труд – требует значительной физической активности, которая подразделяется на статическую и динамическую. Динамическая активность связана с перемещением Ч и его органов. Статическая – воздействие нагрузки на мышцы корпуса и ног, на верхние конечности при выполнении работ стоя или сидя. Динамическая и физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано >2/3 мышц Человека – называется общей. При участии в работе от1/3 до2/3 части мышц Человека – региональная, а при < 1/3 – локальная.

При механизированных формах физического труда Человек одновременно выполняет умственные и физические функции. При этом деятельность Человека происходит по одному из следующих процессов:

1. Детерминированная - т.е. по заранее известным правилам, инструкциям, алгоритмам.

2. Недетерминированная - т.е. когда возможны неожиданные события в выполняемом технологическом процессе. Но в то же время известны те же действия при появлении неожиданных событий.

Различают несколько типов операторской деятельности:

1. Оператор-технолог – он работает в основном режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительные действия, руководствуется четко регламентированными инструкциями.

2. Оператор-манипулятор – основную роль в его деятельности играют механизмы сенсорной регуляции и в меньшей степени памятийного и образного мышления.

3. Оператор-наблюдатель – в его деятельности преобладает большой вес концептуальных моделей. При этом оператор работает в режиме немедленного и отсроченного обслуживания.

Умственный труд – объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации требующей преимущественно напряжения внимания, памяти а так же активации процессов мышления. Различают следующие виды умственного труда:

1. Операторский – он отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением.

2. Управленческий – определяется большим кол-вом информации и дефицитом времени для ее переработки. Сопровождается повышенной ответственностью и частым вовлечением в конфликтную ситуацию.

3. Творческий труд – требует значительного объема памяти, напряжения внимания и нервно-эмоционального напряжения.

4. Труд преподавателя - сопровождается повышенной ответственностью, большими количествами информации и дефицитом времени для переработки этой информации.

5. Труд учащегося – требует большого объема памяти, повышенного внимания, наличие стрессовых ситуаций.

Безопасность – состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, которые могут влиять на здоровье Человека.

Под безопасностью понимают комплексную систему мер по защите Человека и среды его обитания от опасностей формируемых конкретной деятельностью. Причем чем сложнее вид деятельности, тем более комплексной должна быть система защиты. В условиях производства в систему безопасности входят следующие виды защиты: правовые; организационные; экономические; технические; санитарно-гигиенические; лечебно-профилактические.

Опасность – это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь Человека посредством нанесения ущерба здоровью Человека непосредственно или косвенно. Различают потенциальные или скрытые и реальные опасности.

По природе происхождения опасности могут быть: Природными, Техногенными, Экологическими, Смешенными.

Опасности делятся на следующие группы:

1. Физические – обусловлены наличием движущихся частей машин и механизмов, возможностью поражения электрическим током, возможностью соприкосновения с элементами, имеющими повышенную или пониженную температуру, наличием повышенного уровня шума или вибрации.

2. Химические – вредное воздействие химических веществ, приводящее к отравлениям, ожогам и др.

3. Биологические – воздействие микро и макроорганизмов, результатом которого являются травмы или заболевания.

4. Психофизиологические – к ним относят физические перегрузки и нервнопсихические перегрузки.

По времени появления отрицательных последствий опасности делят на: интенсивные (те приводящие к моментальному ухудшению здоровья Человека); кумулятивные (постепенное накопление негативных воздействий).

По вызванным последствиям опасности делятся на: приводящие к переутомлению, приводящие к заболеваниям, приводящие к травмам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: