double arrow

Микрофинансовые организации: особенности правового статуса

4409 – данные реестра

В Европе используется как поддержка малого и среднего бизнеса

Положение о развитии малого и среднего предпринимательства.

Цели в программе: создать нормативные основы деятельности микрофинансовых организаций и организовать поддержку таким организациям

2 июля 2010 г ФЗ «о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» №151 ФЗ: статус, порядок деятельности, порядок и условия предоставления микро займов

Изначально микрофинансирование предполагает деятельность по предоставлению денежных средств по договорам займа при условии, что сумма займа не будет превышать 1 млн руб

С точки зрения норм закона микрофин-я орг-я – это ЮЛ, зарегистрированное в одной из организационно-правовых форм, названных в законе, осуществляющие микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций (ст 2 ФЗ 151)

ФЗ условно подразделяет М/ФО на 2 категории: привлекающие средства в виде займов и не привлекающие средства в виде займов

Микрофинансовой деятельность могут заниматься иные ЮЛ, которые не имеют статуса М/ФО. Эти ЮЛ условно делятся на 2 категории: 1- лица имеющие право заниматься м/ф деятельностью в силу особого статуса (это банки, ломбарды, кредитные кооперативы, в т.ч жилищные накопительные кооперативы); 2- все остальные ЮЛ которые занимаясь м/ф не внесены в реестр микрофинансовых организаций и не обладает иными статусами.

Признаки М/ФО:

1) М/ФО м/б создана только в определенной организационно-праовой форме – перечень форм закрыт и предусмотрен законом: М/ФО может сущ-ть в форме хоз-го общ-ва или товарищества, в форме автономной некоммерческой организации, в форме фонда, некоммерческого партнерства, в форме учреждения (за искл. Казенного учреждения). Т.о. микрофинансовые организации м/б коммерческими и некоммерческими (она не будет распределять прибыль между участниками. Это в виде общества взаимного страхования для //предпринимателей)

2) М/ФО получает статус таковой только после внесения сведений о ней в гос реестр – в настоящее время его ведет ЦБРФ (до этого это была Федеральная служба по финансовым рынкам). Для включения сведений в реестр ЮЛ (т.е. сначала регистрация в ЕГРЮЛ) которое решило заниматься М/Ф деятельностью (порядок утвержден Минфином в 2011) все копии учредительных док-ов копии свид-в о гос регистрации ЮЛ, квитанция об оплате гос пошлины 1000 руб, сведения о учредителя ЮЛ, о всех аффилированных лицах и о конечном бенефициаре. Регистрация осущ-ся в течение 14 рабочих дней. О регистрации выдается соответствующее свидетельство. В случае изменения сведений у М/ФО она должна уведомить ЦБРФ в течении 13 дней.
основания для отказа в регистрации:
1- не соответствие док-ов предъявляемым требованиям
2- недостоверная инф-я в документах
3- если данное ЮЛ было ранее исключено из реестра М/ФО и с момента искл-я не прошел 1 календарный год
перечень отказа закрытый, отказ д/б мотивирован
лицо может быть исключено из реестра М/ФО:
1- воля самой организации (путем подачи заявления, вычеркивают из реестра в течение 14 рабочих дней)
2- неоднократное в течение к.д. нарушение закона о м/ф деятельности №151 (даже решение суда не требуется, т.е. ЦБРФ самостоятельно принимает решение)
3- ликвидация М/ФО как ЮЛ

3) Должна осуществлять микрофинансовую деятельность. Под М/Ф деятельностью понимается выдача микрозаймов в сумме менее 1000 000 руб и привлечение денежных средств в займы в сумме не более 1,5 млн руб по договору с 1 заемщиком/заимодавцем.

М/ФО должна соблюдать ограничения установленные законодательством:

1) Не вправе привлекать заемные средства в сумме более 1,5 млн руб

2) Не вправе осуществлять к/л виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

3) Не имеет право выступать поручителем или иным образом обеспечивать исп-е обязательств своих учредителей.

Основным видом деятельности у такой организации предполагается М/Ф деятельность.

В концепции совершенствования ГЗ предлагалось ввести Договор займа с консенсуальной конструкцией для того чтобы в предпринимательской деятельности лица могли заключать договор который бы обеспечивал стабильность предпринимательских отношений //если предприниматель обещал дать деньги в займы через неделю – то он обязан дать. Но в проекте изменения в ГК данные нормы не появились, а потому договор займа до сих пор реальный

Договор микро займа представляет собой консенсуальный заем, который обязывает заимодавца дать данный займ а заемщика принять займ если договор был заключен.
Но сейчас М/Ф займы осуществляются преимущественно с ФЛ а не как предполагалось что это д/б поддержка для предпринимателей. Поэтому на подобные договоры стали распространять положения закона о защите прав потребителей.

Обязательные правила выдачи микрозаймов:

1) Могут выдаваться только в рублях

2) Для осущ-я своей деятельности по выдаче микрозаймов М/ФО должна разработать и утвердить правила предоставления микрозаймов, которые д/б доступны для ознакомления всем лицам в месте нахождения орг-ции или на интернет-сайте. Они должны предусматривать: порядок подачи заявки, перечень док-ов которые должно предоставить заинтер-е лицо, срок рассмотрения заявки, порядок рассмотрения самого договора, условия обслуживания микрозайма и порядок его возврата. В таких правилах не могут устанавливаться права и обязанности сторон по договору микрозайма, они д/б предусмотрены непосредственно в договоре.

3) Договором микрозайма м/б предусмотрена возможность предоставления целевого микро займа: если М/ФО дает целевой микрозаем то заемщик обязан обеспечить возможность контроля за целевым использованием этих средств

4) МФО имеет право ознакомиться с бюро кредитных историй

5) МФО вправе отказаться от заключения договора микрозайма но только мотивировав свой отказ

6) МФО обязана предоставлять любому лицу достоверную информацию о своей деятельности и обязана гарантировать соблюдение тайны в отношении операций своих заемщиков.

7) МФО – организация, оказывающая финансовые услуги, однако она не подпадает под действие ни закона о защите конкуренции не под действие норм закона о несостоятельности банкротстве (т.е. они не будут банкротиться как финансовые организации)

ФЗ №151 предусматривает правовые механизмы финансовых гарантий деятельности МФО:

1. Для обеспечения финансовой стабильности МФО может формировать целевые фонды, порядок формирования и использования которых определяется правовыми актами ЦБРФ и внутренними документами самой МФО (еще не разработаны акты ЦБРФ)

2. МФО вправе создавать СРО (саморегулируемые организации которые не только контролируют правильность осущ-я МФО своей деятельности но и защищают право МФО)

3. МФО не вправе в одностороннем порядке изменять процентные ставки, порядок их определения по договорам и комиссионное вознаграждение

4. Кроме финансовых гарантий установлен запрет взимать с ФЛ-ц-заемщиков штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма (В том числе и для ИП). Ограничения для досрочного возврата: нужно письменно уведомить организацию за 10 дней.

5. ФЗ предусматривает приво для МФО страховать свои риски как в гос-х организациях так и в спец-но созданных организациях страховых рисков, только нельзя страховать в тех которые сами созданы данными МФО

6. Закон ограничил сделки направленные на уменьшение имущества МФО. Обязательному контролю подлежат сделки на сумму 10 и более % балансовой стоимости активов МФО.

7. МФО должны предоставлять ежеквартальную отчетность в ЦБРФ. 1- отчет оМ/Ф деятельности 2- отчет о персональном составе руководящих органов.

8. МФО Не могут использовать упрощенную систему налогообложения

9. За нарушение законодательства установлены меры административной ответственности, в частности: за непредставление информации заинтересованным лица; за несогласование крупных сделок; за осуществление деятельности запрещенной законодательством; за непредставление отчетности. За нарушения предусмотрены штрафы в сумме макс до 200 000 руб. – ст 15.26.1 КоАП – посвящена ответственности МФО. Срок давности – 2 года с момента совершения преступления.

18.11.2014


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: