Динамика умственного развития школьника в связи с обучением

Самостоятельная работа

Фоминой Юлии Александровны

Задание 1,2,3,4

Проверил:

________________

кафедры общей психологии

и истории психологии

НОВОСИБИРСК, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Задание 1. Миниконспект. 3

Л.С. Выготский «Психология развития ребенка». 3

Задание 2. Миниконспект. 8

Д.Б. Эльконин «Психическое развитие в детских возрастах». 8

Задание 3. Аннотация статей. 12

А. Адлер «Воспитание детей. Взаимодействие полов». 12

Задание 4. Реферат. 15

на тему: «Синдром эмоционального «выгорания» учителей». 15

Содержание. 15

Введение. 15

1. Стресс в педагогической деятельности. 16

2. Профессиональное «выгорание» учителя и его связь со стрессом. 19

3. Профилактика профессионального «выгорания». 23

Заключение. 25

Список использованной литературы.. 26


Задание 1. Миниконспект

Л.С. Выготский «Психология развития ребенка»

Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте.

В начале 30 – х годов Л.С Выготским была сформулирована данная проблема. Он обосновал ведущую роль обучения в развитии, но указывал, что обучение должно быть источником нового в развитии, идти впереди него. Л. С. Выготский подверг критике два противоположных направления, представленных в 30-х гг. в зарубежной психологии:

1. рассматривающее развитие в отрыве от обучения (Ж. Пиаже) [1]

2. отождествляющее развитие с обучением (Э. Торндайк).

Выготский указывал, что обучение ребенка начинается задолго до его непосредственного обучения в школе. При этом «обучение должно быть согласованно с уровнем развития ребенка».[2] Например, только в определенном возрасте необходимо начинать обучение грамоте. То, что ребенок достиг к моменту обучения, называется Выготским как «зона актуального развития» - определяется, при прохождении тестов на умственный возраст ребенка.

Далее, Л.С. Выготский ввел понятие «зона ближайшего развития». Означающее, что ребенок обучается при помощи взрослого человека, при этом успешно начинает выполнять то, что до этого самостоятельно выполнить не мог. Мера этой помощи выступает как показатель потенциальных возможностей ребенка к обучению. Вместе с тем он подчеркивал, что развитие влияет на обучение, поскольку имеет свои собственные закономерности.

Динамика умственного развития школьника в связи с обучением.

В этой статье Л.С. Выготский рассматривает связь между умственным развитием и продвижением ребенка в школьных занятиях.

Автор пишет от том, что огромный педагогический опыт и эмпирические наблюдения показывают, что нельзя обучать чему – то слишком рано или слишком поздно.[3] Обучение должно быть соотнесено с определенными возрастными этапами, которые проходит ребенок в своем умственном развитии. Для обучения существует оптимальный срок и уклонение от него как вверх, так и вниз одинаково гибельно.

Л. С. Выготский в данной статье приводит пример исследования и указывает, что отношения между ходом умственного развития ребенка и его обучением оказывается более сложным, чем может показаться при первом рассмотрении вопроса. Пример: Дети поступают в школу. Среди них есть те, у кого IQ больше 110% (I), у кого IQ от 90 до 110% (II) и те, у кого IQ от 70 до 90 (III). Следует ожидать, что дети с более высоким IQ должны развиваться лучше.

Отмечает, так же, что исследования (Термен – Америка, Берт – Англия, Блонский) показали, следующее: дети, которые приходят в школу с более высоким IQ, в будующем, в большинстве своем, имеют тенденцию его снижать.

Таким образом, по сравнению с другими детьми, они могут быть все-таки впереди, но относительно самих себя они снижают в ходе школьного обучения высокий IQ.

Наоборот, дети с низким IQ - имеют тенденцию повышать IQ,. по абсолютным показателям они могут уступать по уму первым, но относительно самих себя они повышают IQ. Дети со средним IQ сохраняют его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: