Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте

Выготский Л.С. утверждает, что развитие научных понятий происходит другими путями, иначе, чем житейские, потому как они формируются под действием школьного обучения, а это иные условия, чем те в которых возникают первые понятия – житейские.[7]

Исследователь отмечает, что научное понятие начинается с словесного определения понятия. В свою очередь, житейское понятие ребенка должно достигнуть определенного уровня, чтобы в дальнейшем стало возможным усвоение научного понятия. Выготский указывает, что «научные понятия становятся для ребенка доступными не сразу».

Автор отмечает, что житейские и научные понятия развиваются разными путями, но у них имеются точки соприкосновения, тем самым образуют «зону ближайшего развития»[8]

О педологическом анализе педагогического процесса.

В этой статье Выготский выражает мысль, что основная часть педологической работы заключается в анализе педагогического процесса, является мало разработанной. По словам автора, развитие предшествует обучению. Задача педолога или психолога – определить ход детского развития, а потом приспособить обучение к этим законам.

Педологическое исследование определяет уровень развития ребенка показателями «зоны ближайшего развития» и «зоны актуального развития». Важно отметить, что обучение должно приспосабливаться не к уровню актуального развития, а к зоне ближайшего развития.

Так же в своем труде, Выготский отмечает сложность процесса перевода внутренней речи в письменную. Потому как, внутренняя речь – для себя, а письменная – для другого, который должен понять, выраженные на письме мысли. Происходит сочетание противоположных деятельностей у ребенка.

Говоря о чтении, автор указывает о том, что это процесс сложный, в котором принимают участие высшие психические функции, и что «развитое чтение и недоразвитое чтение имеют ближайшие причины в его развитии мышления»[9]

Исследования, проводимые, Выготским Л.С. показывают, что развитие научных понятий у ребенка совпадает с житейскими понятиями, но имеются и различия. При этом задача педолога не проверять на конкретном уроке, что понял или не понял ребенок, а в том, чтобы показать пути внутреннего процесса развития понятий в определенной области.

Таким образом, исследователем подчеркивается, что для создания «зоны ближайшего развития» необходимо правильно выстроить процессы обучения.[10]


Задание 2. Миниконспект

Д.Б. Эльконин «Психическое развитие в детских возрастах»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: