Ситуативные факторы конформности.
Сложное задание или некомпетентность – чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение.
Количественный состав группы – конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма.
Качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.).
Авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет – авторитет формального статуса руководителя в данной организации.
Сплоченность и единодушие группы. При этом, если в группе имеются люди поддерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается.
Публичность ответов также увеличивает уровень конформизма.
Работа на совместное вознаграждение повышает конформизм.
Значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности.
|
|
Личностные факторы конформности.
Возраст: наиболее подвержены конформизму люди в возрасте до 25 лет.
Пол: у женщин конформизм несколько выше, чем у мужчин, что связано, как с выполняемыми ими социальными ролями в обществе и семье, так и со статусными различиями, стремлениями и потребностями.
Культура: степень конформности населения в странах европейской и североамериканской культуры ниже, чем в странах азиатской культуры, утверждающей ценности коллективизма.
Профессия: конформность зависит от необходимости в рамках профессиональной деятельности подчиняться начальству. Так высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т. д.
Статус индивида: люди с высоким статусом обладают меньшей конформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.
Понятие конфликта в психологии. Виды конфликтов. Структура и функции конфликта. Понятие конфликта в психологии.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.