Психологическая манипуляция – это тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики.
Характеристики:
раздражение оппонента;
использование не понятных;
слишком быстрый или слишком медленный темп;
перевод в сферу домыслов;
чтение мыслей на подозрении;
недосказанность с намеком на особые мотивы;
ссылка на авторитет;
ложный стыд;
демонстрация обиды;
авторитетность заявления;
откровенность заявления;
мнимая невнимательность и недопонимание;
видимая поддержка;
сведения аргумента к личному мнению;
умалчивание или полуправда;
принуждение к строго однозначному ответу, использование вопросов, требующих выбора из двух альтернатив, тогда как на самом деле есть и другие возможности;
многовопросье;
невинный шпионаж.
Манипулятивные технологии.
Технологии манипуляции – это те методы воздействия на человека, с помощью которых у человека вызываются состояния, которые выгодны манипулятору.
|
|
Основные составляющие манипулятивного воздействия:
- оперирование информацией;
- утаивание информации и использование определенных способов подачи информации;
- воздействие на психологические мишени.
Виды манипуляции.
Манипуляция с использованием чувства вины.
Манипуляции с использованием риторических вопросов.
Манипуляция через атаку.
Манипуляция угрозами.
Защита от манипуляции.
Внутриличностная защита возникает в условиях внутриличностной
борьбы, которая ведет между собой относительно самостоятельные личностные подструктуры.
Межличностная защита обнаруживается там, где речь идёт о борьбе
межличностной.
Специфическая защита – это защита, которая направлена на характер угрозы.
Неспецифическая защита направлена на сам факт угрозы.
Список используемой литературы.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 376с.
2. Бодалева А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996.- 256с.
3. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996.-373с.
4. Богдасорова С. К., Сарамыгин С. И., Столяренко Л.Д. Психология и педогогика. – Москва: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2006. – 320 с. (Серия «Среднее профессиональное образование)
5. Карпенко Л. А. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
6. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры… - М., 1991 г.
|
|
7. Лебедева М.М. Уметь вести переговоры… - М., 1991 г.
8. Социальная психология: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф.А.М. Столяренко. – ЮНИТИ – ДАНА, 2001
9. Руденский Е. В. Социальная психология: Курс Лекций. – М: ИНФРА – М; Новосибирск: НГАиУ, 1997
10. Еникеев М. И. Общая социальная психология: Учебник для вузов. – М: Издательство НОРМА (издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2002