Определение и основные характеристики психологической манипуляции

Психологическая манипуляция – это тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики.

Характеристики:

раздражение оппонента;

использование не понятных;

слишком быстрый или слишком медленный темп;

перевод в сферу домыслов;

чтение мыслей на подозрении;

недосказанность с намеком на особые мотивы;

ссылка на авторитет;

ложный стыд;

демонстрация обиды;

авторитетность заявления;

откровенность заявления;

мнимая невнимательность и недопонимание;

видимая поддержка;

сведения аргумента к личному мнению;

умалчивание или полуправда;

принуждение к строго однозначному ответу, использование вопросов, требующих выбора из двух альтернатив, тогда как на самом деле есть и другие возможности;

многовопросье;

невинный шпионаж.

Манипулятивные технологии.

Технологии манипуляции – это те методы воздействия на человека, с помощью которых у человека вызываются состояния, которые выгодны манипулятору.

Основные составляющие манипулятивного воздействия:

- оперирование информацией;

- утаивание информации и использование определенных способов подачи информации;

- воздействие на психологические мишени.

Виды манипуляции.

Манипуляция с использованием чувства вины.

Манипуляции с использованием риторических вопросов.
Манипуляция через атаку.
Манипуляция угрозами.

Защита от манипуляции.

Внутриличностная защита возникает в условиях внутриличностной

борьбы, которая ведет между собой относительно самостоятельные личностные подструктуры.

Межличностная защита обнаруживается там, где речь идёт о борьбе

межличностной.

Специфическая защита – это защита, которая направлена на характер угрозы.

Неспецифическая защита направлена на сам факт угрозы.

Список используемой литературы.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 376с.

2. Бодалева А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996.- 256с.

3. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996.-373с.

4. Богдасорова С. К., Сарамыгин С. И., Столяренко Л.Д. Психология и педогогика. – Москва: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2006. – 320 с. (Серия «Среднее профессиональное образование)

5. Карпенко Л. А. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

6. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры… - М., 1991 г.

7. Лебедева М.М. Уметь вести переговоры… - М., 1991 г.

8. Социальная психология: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф.А.М. Столяренко. – ЮНИТИ – ДАНА, 2001

9. Руденский Е. В. Социальная психология: Курс Лекций. – М: ИНФРА – М; Новосибирск: НГАиУ, 1997

10. Еникеев М. И. Общая социальная психология: Учебник для вузов. – М: Издательство НОРМА (издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2002




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: