Конкуренция в рыночной системе

Термин «конкуренция» имеет широкое понятие.

Конкуренция – это:

· соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще;

· борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли;

· состязательность хозяйственных субъектов на товарном рынке, когда ни один их них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке[3].

Важнейшим признаком рынка является его конкурентный характер. Это означает, что в рыночной системе каждый субъект выступает как конкурирующая сторона по отношению ко всем остальным субъектам. Конкуренция в широком смысле означает возможность выигрыша в соревновании, в узком — обладание свойствами, создающими преимущества для участника эконо­мического соревнования[6].

Конкуренция обусловлена, во-первых, безграничными по­требностями людей и ограниченными ресурсами, которыми рас­полагает общество; во-вторых, суверенным правом каждого субъ­екта рыночных отношений на реализацию своего экономическо­го потенциала, что неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных целей за счет ущемления интересов других.

Во всем многообразии конкурентных отношений можно вы­делить три уровня:

· микроуровень, где объектами конкурентной борьбы высту­пают виды продукции, производства, качество товаров и услуг, цены, а субъектами — отдельные фирмы;

· мезоуровень, где объектами конкурентной борьбы являются сферы наиболее выгодного приложения капитала, а субъектами — отрасли, корпоративные объединения предприятий и фирм конг­ломератного типа;

· макроуровень, воплощающий общее состояние хозяйст­венных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим, тарифно-таможенную политику и др.; субъ­екты — народнохозяйственные комплексы.

Конкуренция в рыночной экономике выполняет следующие функции:

· нацеливает на создание каких-либо новых компонентов ры­ночных отношений, которые обеспечивали бы превосходство над соперниками (новая продукция, включая субституты, новые формы технологии и организации производства, но­вые методы распределения и сбыта и т.д.);

· способствует модернизации производства;

· стимулирует повышение качества продукции, видоизменение ассортиментного набора товаров и услуг, оказание дополни­тельных услуг, связанных с гарантийным обслуживанием.

Выделяют две основные группы методов конкуренции:цено­вые и неценовые. Ценовая конкуренция это соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации опре­деленной продукции, снижения цен на эту продукцию без из­менения ее ассортимента и качества. Неценовая конкуренцияпредполагает создание различий в качестве товаров и услуг. Она включает: изменение свойств продукции; придание продукции качественно новых свойств; создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей; создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существовавших ранее; обновление свойств товаров; придание товарам свойств, являю­щихся символом моды; совершенствование услуг дополнитель­ного характера, связанных с гарантийным обслуживанием, де­монстрацией, установкой, и др[5].

Следует различать два термина: конкурентную борьбу,под которой понимается степень соревновательности фирм, и кон­курентность рынка,которая характеризует рыночную структуру. Понятие рыночной структурыотражает важнейшие аспекты рынка: количество фирм в отрасли; количество покупателей то­варов и услуг; тип производимого продукта; возможности для входа в отрасль и выхода из нее; способность фирм воздейство­вать на спрос и др.

Анализ аспектов рынка позволяет выделить важнейший кри­терий конкурентности рынка — наличие или отсутствие у фир­мы рыночной власти.

Рыночная властьозначает способность продавца или покупа­теля влиять на цену товара. На основе этого критерия выделяют рынки совершенной и несовершенной конкуренции.

Рыночная система характеризуется высокой степенью неоп­ределенности. Рынок сводит вместе экономически свободного продавца и экономически свободного покупателя. Экономически свободные субъекты рынка могут покупать или отказываться от покупки, продавать или отказываться от продажи, диктовать свои цены, условия сделок и т.д. При этом выгода одних может обернуться убытком для других, а равная экономическая свобо­да субъектов рынка неизбежно порождает экономический риск[6].

Причинами экономических рисков в рыночной экономике являются:

· вероятностный характер рыночной ситуации. Товаропро­изводитель в погоне за прибылью стремится предугадать спрос, продать продукцию по высоким ценам. В то же вре­мя, он рискует быть обойденным конкурентами, вложить деньги в производство неперспективных товаров, не поль­зующихся спросом, произвести товаров больше, чем тре­буется, и т.д.;

· стихийные бедствия, которые могут снизить качество, про­изводительность капитальных ресурсов фирмы, а то и вовсе их уничтожить;

· неблагоприятное стечение обстоятельств, связанное с воз­можными нарушениями производственного процесса, про­стоями, прерыванием основной деятельности и др.;

· нарушение обязательств со стороны других участников хо­зяйственной деятельности (неплатежи заемщика, отказ по­купки или продажи товаров, несоблюдение сроков постав­ки сырья, материалов, оборудования);

· изменение цен, налогов, условий и порядка амортизации, что может вызвать уменьшение прибыли, остающейся в рас­поряжении фирм;

· изменение политической ситуации, колебания валютных курсов;

· преступная деятельность, мошенничество служащих при ис­полнении ими своих обязанностей;

· изменения в законодательстве, несовершенство законода­тельства, неправильное его применение государственными органами, несовершенство судебной системы;

· наступление экономических кризисов, спадов производства. Несмотря на то, что риск в хозяйственной деятельности — обычное явление, в экономической литературе нет единого оп­ределения экономических рисков.

Риск рассматривается как опасность, угрожающая успешному результату, как негативное отклонение от поставленной цели. Сле­дует отличать экономический риск от авантюры, которая предпо­лагает принятие решений без учета условий, возможностей, реаль­ных сил в расчете на случайный успех. Как правило, авантюра об­речена на провал, поскольку строится на необоснованном риске.

Высокая степень неопределенности в развитии рыночной эко­номики порождает различные виды экономических рисков. С уче­том видов предпринимательской деятельностивыделяют риски:

•производственный, связанный с осуществлением любых видов производственной деятельности;

• коммерческий, связанный с процессом реализации това­ров и услуг;

• финансовый, возникающий в сфере отношений рыночных субъектов с кредитными и финансовыми институтами.

По источнику возникновенияразличают риски:

• собственно хозяйственный;

• связанный с личностью человека;

• обусловленный природными факторами.

Развитие рыночных отношений в России открыло широкий простор для хозяйственной инициативы, когда каждый предпри­ниматель действует на свой страх и риск. Хозяйственную дея­тельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности и изменчивости экономической среды. Вероятность убытков и потерь возрастает, вместе с тем усиливается необходимость страховой защиты от различных неблагоприятных явлений и случайностей[6].

Возникновение страховых отношений связано с развитием товарного производства и становлением рыночной системы хо­зяйствования. Страхование реализует общественные и личные потребности в страховой защите от неблагоприятных явлений и случайностей. Наличие вероятностного, случайного характера наступления неблагоприятных событий предопределило возме­щение материального ущерба путем его распределения между от­дельными собственниками на солидарной основе. На этих прин­ципах осуществляется взаимное страхование участников общественного производства и в современных условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: