Российской Федерации и местных бюджетов

Изменения расходных обязательств и доходных источников, происходящие в 2012-2014 годах, привели к изменениям в сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов РФ. Сбалансированность бюджетов оценивается как расчетный дефицит субфедеральных бюджетов, то есть расходные обязательства минус доходы (без учета безвозмездных перечислений).

Результаты оценки сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета безвозмездных перечислений) представлены в Таблице 4. (см. приложение В).

По оценкам, в результате перераспределения полномочий для большинства субъектов РФ в 2012 году резко ухудшилась сбалансированность бюджетной системы. Это было связано как в некоторой централизацией в 2012 году налоговых доходов, так и с увеличением расходных обязательств субфедеральных бюджетов по собственных расходным полномочиям (в особенности по статье «Социальная политика» из-за реформирования системы льгот), и нехваткой средств, выделяемых через Федеральный Фонд компенсаций на исполнение регионами переданных им федеральных полномочий. [7, с54;60]

В 2012 году в среднем по всем субъектам РФ расчетный дефицит бюджетов снизился более чем в 2 раза с 10,8% до 5,2% к расходным обязательствам (хотя в 2012 году ожидалось, что расчетный дефицит в 2013 году существенно не изменится). Безусловно, полученные результаты не являются точной оценкой, но дают возможность с уверенностью говорить о тенденциях. Число субъектов РФ, у которых расчетная оценка объема доходных источников превышает оценку объема расходных обязательств, увеличилась с 6 регионов в 2012 году до 17 в 2013 году (с учетом того, что количество регионов-доноров в 2012 году было равно 20, в 2013 году - 18). При этом, в 15 регионах, наоборот, в 2013 году ситуация ухудшилась. В частности, существенно вырос расчетный дефицит у Тюменской области и Ханты-Мансийского АО (почти на 100%), Чукотского АО (на 40%) и Белгородской области (на 20%). В основном, это связано с существенным снижением налоговых доходов данных субъектов РФ.

В 2013 году не было существенного перераспределения расходных полномочий между федеральным и субфедеральными бюджетами, а доходные источники из-за изменения налогового и бюджетного законодательства несколько снизились. Поэтому сбалансированность консолидированных бюджетов РФ несколько ухудшилась, то есть расчетный дефицит вырос до 5,7% от расходов субфедеральных бюджетов. Однако такая ситуация является довольно оптимистичной, поскольку дальнейшее введение закона о местном самоуправлении потребовало от субъектов РФ дополнительных затрат, в особенности, на выравнивание бюджетной обеспеченности вновь созданных муниципальных образований. Помимо этого, продолжались процессы передачи федеральных расходных полномочий на уровень субъектов РФ («делегирование» полномочий), что, потребовало от субъектов РФ дополнительных расходов на администрирование, связанных с исполнением этих полномочий Свою роль также сыграли и индексации в 2013 году минимальной заработной платы, которые существенно увеличили расходы субфедеральных бюджетов на выплату заработной платы. [10]

Результаты сбалансированности местных бюджетов субъектов РФ (без учета безвозмездных перечислений) в 2012-2014 годах представлены в Таблице 5 (см. приложение Г).

В 2012 году расчетный дефицит местных бюджетов составлял около 43,3% от расходов, а в 2013 году он снизился до 36,4%. Это, в первую очередь, связано с перераспределением расходных обязательств между региональными и местными бюджетами, а также с вынужденным сокращением собственных расходов местных бюджетов. Необходимо отметить, что в 2012году местные бюджеты всех субъектов РФ имели расчетный дефицит, минимальное значение которого по всем субъектам РФ составляло около 20%. В 2013году в 5 субъектах РФ местные бюджеты уже являлись расчетно-профицитными максимальные значения показали Агинский Бурятский АО (39,5%) и Волгоградская область (34,4%).

Несмотря на некоторое сокращения расчетного дефицита у большинства субъектов РФ собственные доходы местных бюджетов (без безвозмездных поступлений) смогли обеспечить покрытие не более 50% расходных обязательств местных бюджетов. Поэтому первостепенную значимость приобрели методики распределения региональной финансовой помощи, от которых, в первую очередь, зависит обеспеченность расходных потребностей местных бюджетов доходными источниками, особенно в условиях запрета на использование дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты. Важно, что в 2012 году вступила в силу новая глава Бюджетного Кодекса РФ, регулирующая межбюджетные отношения. Согласно требованиям этой главы субъекты РФ должны были утвердить формализованные и прозрачные методики распределения региональной финансовой помощи (особенно Региональных фондов финансовой поддержки), основывающиеся на объективной оценке доходных возможностей и расходных потребностей местных бюджетов. [8, с 32]

Благодаря этим мерам эффективность и справедливость распределения финансовой помощи во многих регионах в2012-2014 г. существенно повысились, а у местных бюджетов появилась заинтересованность в наращивании собственных (без финансовой помощи) доходных источников. Однако во многих субъектах РФ остается еще много нерешенных проблем (и даже нарушений федерального законодательства) в области построения межбюджетных отношений, которые должны быть решены в краткосрочной перспективе 2015-2017 г. и совершенствоваться дальше на основе стратегии развития межбюджетных отношений на период до 2020 г. предложенной в пункте 3.2.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: