Предыстория психологии развития человека в учениях античности

Исследования психического развития человека начались с античных времен. Одним из первых ученых, исследовавших проблему развития (генезиса) психики, был известный философ Гераклит. Им была разработана идея мирового года (по аналогии с временами года), которую он перенес и на развитие души. Он считал, что душа человека рождается, растет и совершенствуется, затем постепенно старится и, наконец, умирает. Проводя сравнение между душой и огнем, Гераклит измерял степень совершенства и зрелости души по степени ее огненности. Так, душа ребенка еще сырая, влажная, постепенно она высыхает, становится все более огненной, зрелой, способной к четкому и ясному мышлению. В старости душа опять постепенно пропитывается влагой, отсыревает, и человек начинает плохо и медленно соображать.

Впервые вопрос о развитии личности детей и формировании у них нравственного, социально одобряемого поведения был поставлен гр. ученым Протагором, одним из основателей школы софистов. Он впервые поставил вопрос о том, можно ли человека путем планомерного воздействия на него в личном общении сделать лучше в нравственном смысле, помочь ему преодолеть трудности жизни. С точки зрения Протагора, естественное развитие души ребенка, без целенаправленного социального воздействия на него, не может помочь ему в социализации.

Гр. философ Демокрит - один из основателей атомистической теории мира. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна и состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, так как они должны сообщить активность инертному телу (душа является источником активности, энергии для тела). По Демокриту, существуют две ступени в познавательном процессе - ощущения и мышление, которые возникают одновременно и развиваются параллельно. Воспитание, по мнению Демокрита, должно дать человеку три дара: хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать.

Ведущую роль этического развития в общем психическом развитии человека выделил Сократ, который впервые подошел к душе как к источнику нравственности человека. Душа - это психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Он доказал, что психическое развитие - это саморазвитие врожденных способностей. Большое значение придавалось развитию у детей способности к самоанализу, их с раннего возраста приучали осознавать и различать свои состояния и желания.

Платон полагал, что душа состоит из трех частей - вожделеющей, страстной и разумной. В своих диалогах Платон уподоблял душу колеснице, запряженной двумя конями. Черный конь (вожделеющая душа) не слушает приказов и нуждается в постоянной узде. Белый конь, благородный (страстная душа), старается идти своей дорогой, но также не всегда слушается возницу и нуждается в присмотре. И разумную часть души он отождествлял с возницей, который ищет правильный путь и направляет по нему колесницу. Таким образом, Платон впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, испытывающую давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, диктуемых вожделеющей и страстной частями души. Эта идея Платона о внутреннем конфликте души стала впоследствии особенно актуальной в психоанализе.

Исследуя познавательные процессы, Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении, причем он стал первым ученым, заговорившим о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Платон подчеркивал, что обучение учит детей не только правильно мыслить, но и совершать правильные поступки, так как именно разум, мышление должны руководить поведением человека.

Говоря о том, что душа есть форма осуществления способного к жизни тела, Аристотель подчеркивал, что тело от души отделить нельзя. Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и действует. Душа обладает различными способностями как ступенями ее развития: растительной, чувственной и умственной (присущей только человеку). Аристотель впервые заговорил о важности воспитания и необходимости применения педагогических методов в соответствии с уровнем психического развития ребенка. В качестве основы он предложил периодизацию - выделенная им структура души. Он разделил детство на три периода - до 7 лет, от 7 до 14 и от 14 до 21 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: