Подход к вопросам психического развития человека в Ср. века

Вопросы психического развития и формирования социально адаптированной личности получили новое развитие в Ср. века, с 3 в. по 14 в. В этот период религия оказывала серьезное влияние на развитие науки о душе. Поскольку вопросы души, духовной жизни и самосовершенствования стали предметом религии, изменился и предмет психологии, которая из науки о душе постепенно стала превращаться в науку о познавательных процессах. На первый план вышли в это время проблемы развития познания, исследования основных познавательных процессов как этапов развития познания у детей, динамики их становления и методов их формирования.

Одним из первых новый подход к пониманию души и ее генезиса сформулировал выдающийся гр. философ Плотин. Он ввел понятие единства, или целостности, сознания и личности человека, которое формируется в первые годы жизни и является основой тождественности (идентичности) человека самому себе и достигается через самосознание. Плотин доказывал, что мир состоит из нескольких х кругов, в центре размещается всеобщий разум, излучающий знания. Далее по кругам размещались души, тела людей, животных, неодушевленные предметы. При этом в душе выделялось две стороны - обращенная к разуму (возвышенная, склонная к познанию) и обращенная к внешнему миру. Говоря о развитии детей, Плотин выделяет три пути познания. Обращаясь к природе, душа познает окружающий мир посредством ощущений. Обращаясь к себе самой (понятие о самонаблюдении) - получает знания о себе. Третий путь познания - душа обращается к всеобщему разуму и, сливаясь с ним, извлекает те знания, которые хранятся в нем. Учение о душе впервые становится учением о сознания, понятого как самосознание, а самосознание служит главным гарантом и основой единства сознания, личности человека, способного к интроспекции - наблюдению и анализу собственных состояний.

Учение Августина Аврелия (Августин Блаженный) ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Августин сосредоточился на вопросе о познаваемости субъектом собственных психических актов и состояний как о действии, отличном от восприятия предметов посредством внешних органов чувств, направив психологическую мысль на проблему самосознания. Он ввел понятие о врожденной активности души, которая направляет и трансформирует познание и поведение человека и является основой его воли.

Разрабатывались в то время и способы снижения внутренней напряженности, стресса, технологии преодоления невротических состояний. К этим способам относились, прежде всего, элементы карнавальной культуры, и как возможность на время изменить свой статус. Нарушения всех запретов, которые так регламентировали жизнь, давали возможность снизить уровень эмоциональной напряженности, избавиться от страха и чувства тревоги.

С 8 в. по 11 в. исследования психического развития и способов влияния на этот процесс велись главным образом на Востоке. Арабские ученые настаивали на том, что исследования психического развития детей должны основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.

Известный арабский мыслитель Ибн Рушд (Аверроэс) доказывал, что необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Как врач, Ибн Рушд, тщательно изучая устройство человеческого тела и его органы чувств, показал зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.

Большое значение в изучении психики имели работы другого выдающегося арабского мыслителя, Ибн Сины, (Авиценна), который был одним из самых выдающихся врачей в истории медицины. В своем объяснении жизнедеятельности Ибн Сина неуклонно придерживается идеи о зависимости психики от головного мозга. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом, важное значение придавалось воспитанию. Именно посредством воспитания, учил он, осуществляется воздействие психики на организм, так что оно, являясь активной силой, способно физиологические свойства этого организма изменять в определенном направлении. Особое место при этом отводилось чувствам, аффектам, которые испытывает дитя в различные возрастные периоды. Аффекты же эти возникают обычно при общении с родителями, при их воздействии. Соответственно, вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру, его организм, всю систему его психофизиологических функций. (5 вопрос)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: