Предпосылки формирования психологии развития и возрастной психологии в самостоятельную область психологической науки

Психология развития стала самостоятельной отраслью научного знания во второй половине 19 века. Это связано с соединением исследований детского развития, которые были связаны с естествознанием и медициной, и этнографическими исследованиями детства и языка, главным образом изучение детских игр и сказок (братьев Гримм, Тейлора, Боаса). Объективными предпосылками ее формирования были:

· 1- требования педагогической практики;

· 2- разработка идеи развития в биологии;

· 3-появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования.

1.В начале XIX в. о необходимости учета психологических данных при формировании методов обучения дошкольников писали многие ученые. В России о важности связи между педагогикой и психологией говорил К. Д. Ушинский. Он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», то есть для того чтобы правильно воспитывать, надо понять закономерности психического развития детей, прежде всего их нравственного развития. Для этого надо исследовать влияние на детей таких форм культуры, как язык, религия, право и искусство, которые Ушинский называл образующими психики человека.

Особенно актуальной задача связи между педагогикой и психологией стала в сер. XIX в. в связи с развитием всеобщего обучения. Пока образование было домашним, нетрудно было сформировать индивидуальный подход к каждому ребенку, понять его особенности, интересы, сделать обучение для него легким и занимательным.

Известный психолог У. Джеймс писал, что психология не должна объяснять учителям, как учить детей, но психологические знания должны обратить внимание педагогов на необходимость исследования внутренней жизни учеников; они должны понять духовную жизнь ученика.

2. Эволюционная теория Дарвина оказала огромное влияние на психологию. С теорией эволюции в психологии появились два новых постулата - об адаптации как главной детерминанте, определяющей психическое развитие, и о генезисе психики, о том, что психические процессы не появляются в готовом виде, а проходят определенные, закономерные этапы в своем развитии.

Мысль о том, что можно выделить генетические этапы в развитии психики, привела к появлению нового метода исследования - генетического, который исследует закономерности общей психологии, изучая постепенное формирование определенной функции. Большое значение для формирования генетического подхода в психологии имела теория известного психолога и физиолога И. М. Сеченова, который писал, что единственным методом объективного исследования психики является метод генетического наблюдения.

3. На протяжении длительного времени единственным методом исследования психического развития детей оставались дневниковые наблюдения. Первым, кто планомерно осуществил дневниковые наблюдения за детьми, был Т.Тидеман, книга которого появилась в 1787 году. Он также стал первым автором учебника психологии, в котором затрагивались вопросы, связанные с психологией ребенка.

Основанная В.Вундтом в 1879 г. психологическая лаборатория в Лейпциге вселила уверенность в возможности использования эксперимента в исследовании проблем возрастной и педагогической психологии. А работы Г.Эббингауза определили целое направление в психологии, впервые открыв возможность экспериментального изучения такого психического процесса, как память.

Большое значение имели работы Ф.Гальтона, который изобрел многие методы экспериментального исследования детей, впервые применив в психологии способы статистической обработки результатов. Среди достижений Ф.Гальтона особо следует выделить разработку метода тестов, который прочно вошел в науку. Статистический подход - применение серии тестов к большому числу индивидов - выдвигался как средство внедрения в психологию точных количественных методов. Дальнейшее применение и популярность тестов связано уже с именем Альфреда Бине, разработавшего специальные тесты для исследования интеллектуального развития детей. А.Бине разработал нормативы интеллектуального развития детей и методы, позволяющие провести диагностику формирования мышления. Теоретические и методические представления А.Бине и Т.Симона лежат в основе современной психометрики - практики измерения умственного развития детей. На их основе в психометрию был введен показатель развития интеллекта - коэффициент интеллектуальности (IQ), а также представление о статистической тестовой норме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: