Методы контроля эффективности педагогического процесса

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Необходим он и для педагогического процесса. Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов.

Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность различных видов деятельности учащихся и педагогической работы учителя.

В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение.

Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков, имеющихся у учащихся, на получение сведений об исходном уровне подготовленности учащихся и уровне здоровья. Это помогает правильно построить педагогический процесс.

Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта на отдельном учебно-тренировочном занятии или уроке с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха.

Текущий контроль проводится для определения реакции организма учащихся на нагрузку после урока или тренировочного занятия.

Этапный контроль предназначен для получения информации о суммарном тренировочном эффекте, полученном учебной четверти, семестра или тренировочного периода.

Итоговый контроль заключает овладение материалом по отдельным разделам учебной программы и учебному предмету в целом.

Способы проверки знаний, умений и навыков могут быть устными, письменными и основанными на выполнении практических заданий.

Устная проверка – фронтальная, индивидуальная и комбинированная.

Письменная проверка – домашние работы, классные контрольные и самостоятельные работы.

Проверка, основанная на выполнении практических заданий, может сводиться к наблюдению за правильностью исполняемых действий или опираться на полученные результаты.

Особой разновидностью является контроль над деятельностью ученика на протяжении всего урока, что завершается выставлением поурочного балла (отметки за урок).

На основании результатов проверки учитель оценивает ученика. Оценка одновременно выполняет такие роли:

− фиксирует достигнутый учеником уровень или степень приближения к требуемому образцу;

− оказывает управляющее воздействие на его последующую учебную деятельность;

Специфической разновидностью оценки является отметка. Отметка – это балл, выставленный в журнал, дневник или тетрадь учащегося. Отметка служит для официальной фиксации успеваемости, поэтому она должна точно отражать уровень, достигнутый учеником, на основании критериев, единых по данному предмету.

Отметка находится в обособленном, самостоятельном положении по отношению к оценке. При оценке учитель может, а иногда просто должен выразить своё отношение к деятельности ученика. А при выставлении отметки он обязан поступить безотносительно к личности ученика, фиксируя только показанный уровень знаний, умений и навыков.

В преподавании физической культуры в школе сложилась следующая система критериев:

балл 5 – соблюдены все технические требования, предъявляемые к упражнению, выполнение его слитное, уверенное;

балл 4 – то же, но допущены две незначительные ошибки;

балл 3 – в основе упражнение выполнено верно, но допущена одна значительная ошибка или не более трёх незначительных;

балл 2 – допущена ошибка, исказившая основу упражнения, или общее количество ошибок свыше трёх;

балл 1 – упражнение не выполнено.

Методы контроля:

− педагогическое наблюдение;

− опрос;

− соревнование;

− тестирование;

− экзамен;

− зачёт;

− контрольное упражнение.

При ведении текущего контроля в физическом воспитании необходимо придерживаться ряда правил:

1) проверка должна осуществляться настолько часто, насколько это необходимо, чтобы вовремя выявить ошибки и предупредить их закрепление;

2) необходимо выявить причины, вызывающие затруднения и порождающие ошибки при освоении двигательного действия. Ими могут быть:

• недостаточное полное и отчётливое представление об изучаемом движении;

• низкий уровень развития двигательных качеств, необходимых для выполнения данного упражнения, что не позволяет технически правильно его выполнить;

3) каждый ученик должен регулярно получать сведения, насколько он приблизился к образцовому исполнению и какие недостатки в его исполнении ещё имеются. Оценочное суждение учителя должно содержать эти сведения и быть предельно точным и лаконичным.

Оценочное суждение может складываться из полученного балла и сопроводительного пояснения предельно краткого характера. Эти суждения могут сопровождаться соответствующим жестом, поясняющим сказанное.

Таким образом, при осуществлении контроля над педагогическим процессом в физическом воспитании необходимо соблюдать ряд педагогических требований:

− систематично и всесторонне выявлять знания, умения и навыки по всем разделам учебной программы;

− индивидуально оценивать каждого ученика, точно определяя степень его достижений;

− оценка должна быть обоснована и понята как самим учеником, так и его товарищами;

− необходимо быть объективным и беспристрастным, исключив всякое предубеждённое отношение к ученику;

− следует использовать разнообразные формы проведения, как проверки, так и оценки учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: