Одни авторы виделяют: способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.
Другие выделяют: легкость ассоциирования (способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений; готовность памяти (овладение большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний); способность к обобщению и отбрасыванию несущественного.
Третьи выделяют: творческой ту личность, значимой характеристикой которой является креативность, как способность личности превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Е.С. Громов и В.А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность.
По мнению А.Н. Лука, творческую личность характеризуют такие черты, как готовность к риску, независимость суждений, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора и склонность к шутке.
Уровни пед. творчества
Уровни педагогического творчества по мере их усложнения (Дранюк О.И.):
1. Умение приспособить методические рекомендации и теоретические положения к конкретным условиям педагогического процесса.
2. Совершенствование, рационализация, модернизация известного в соответствии с возникновением новых педагогических задач.
3. Разработка новых методов, форм, приёмов, средств в их оригинальных сочетаниях.
4. Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях, удачная импровизация на основе точного знания и компетентного расчёта.
5. Умение видеть и применять «веер» вариантов решения одной и той же проблемы.
6. Создание новых, высокоэффективных или принципиально новых систем обучения, воспитания и техники исполнения спортивных действий.