Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника: совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом.
Педагогическая техника представляет собой совокупность следующих умений и навыков (Мижериков В.А., Ермоленко М.Н., 1999):
• выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками;
• управлять их вниманием;
• чувство темпа;
• развитие культуры речи (владение словом, правильная дикция, правильное дыхание, мимика и жестикуляция);
• управление своим телом, снятие мышечного напряжения в процессе деятельности;
• регулирование своего психического состояния (вызвать «по заказу» чувство удивления, радости, неодобрения и др.);
• владение техникой интонирования для выражения разных чувств;
• располагать к себе собеседника;
• образно передавать информацию и др.
Если всё многообразие умений и навыков педагогической техники свести в группы, то структура этого важного компонента мастерства учителя может быть выражена следующими наиболее общими умениями:
|
|
− речевыми умениями мимической и пантомимической выразительности;
− управления своими психическими состояниями и поддержания эмоционально-творческого напряжения;
− актёрско-режиссёрскими умениями, позволяющими влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с воспитанниками. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанниками нравственные и эстетические позиции педагога.
Итак, мастерство учителя – это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
Таким образом, фундамент педагогического мастерства, который необходимо сформировать, охватывает следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт, причём, каждая составная часть может быть освоена. Следовательно, основы педагогического мастерства могут быть сформированы у каждого педагога, образуя базис, который даст возможность подняться на уровень педагогического мастерства.