Пед. техника. Ее содержание

Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника: совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом.

Педагогическая техника представляет собой совокупность следующих умений и навыков (Мижериков В.А., Ермоленко М.Н., 1999):

• выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками;

• управлять их вниманием;

• чувство темпа;

• развитие культуры речи (владение словом, правильная дикция, правильное дыхание, мимика и жестикуляция);

• управление своим телом, снятие мышечного напряжения в процессе деятельности;

• регулирование своего психического состояния (вызвать «по заказу» чувство удивления, радости, неодобрения и др.);

• владение техникой интонирования для выражения разных чувств;

• располагать к себе собеседника;

• образно передавать информацию и др.

Если всё многообразие умений и навыков педагогической техники свести в группы, то структура этого важного компонента мастерства учителя может быть выражена следующими наиболее общими умениями:

− речевыми умениями мимической и пантомимической выразительности;

− управления своими психическими состояниями и поддержания эмоционально-творческого напряжения;

− актёрско-режиссёрскими умениями, позволяющими влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с воспитанниками. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанниками нравственные и эстетические позиции педагога.

Итак, мастерство учителя – это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

Таким образом, фундамент педагогического мастерства, который необходимо сформировать, охватывает следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт, причём, каждая составная часть может быть освоена. Следовательно, основы педагогического мастерства могут быть сформированы у каждого педагога, образуя базис, который даст возможность подняться на уровень педагогического мастерства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: