Методологию можно рассматривать очень широко – как учение об организации любой человеческой деятельности: и научной, и любой практической профессиональной деятельности, и художественной, и игровой и т.д. – с одной стороны. С другой стороны – и индивидуальной, и коллективной деятельности. На сегодняшний день представляется возможным изложить методологию научного исследования, методологию практической деятельности, методологию учебной деятельности, а также изложить начала методологии художественной и игровой деятельности.
В связи с изложенным выше необходимо еще остановиться на понятии исследовательского подхода. Исследовательский подход – это исходная позиция научного поиска. В современных педагогических исследованиях реализуют:
– системный подход, ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей и отношений;
– комплексный подход предусматривает рассмотрение группы явлений в совокупности;
– личностный подход предполагает отношение к воспитаннику как к личности, как к сознательному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия;
– деятельностный подход связан с признанием единства психики и деятельности,