Классификация методов психологического исследования. Наблюдение: внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное

Наблюдение: внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное.

Опрос: устный, письменный, свободный стандартизированный

Тесты: проективные, тест-опросник, тест-задание

Эксперимент: естественный, лабораторный

Моделирование: математическое, логическое, техническое кибернетическое

Наблюдение имеет несколько вариантов.Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека,отвечающего на вопросы. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

10.Классификация методов психологического исследованя.

Одна из популярных классификаций предложена Б.Г.Ананьевым.

По его классификации, все методы делятся на 4 группы:

Организационные

Эмпирические

Методы по сбору обработки данных

Интрепретационные методы.

Организационные методы включают в себя:

Сравнительный метод (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее)

Лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет)

Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи)

Эмпирические методы:

Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды)

Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента)

Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее)

Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)

Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)

По способу обработки данных:

Методы качественного описания

Методы математико-статистического анализа данных

Интерпретационные методы:

Фило- и онтогенетический

Структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: