Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии

Поведение человека в обществе определяется множеством как внешних, так и внутренних причин. С одной стороны, своеобразным "рычагом", который запускает деятельность человека во внешнем мире, являются мотивы, потребности и ценностные ориентации. Но с другой, социум часто их определяет и формирует. Поэтому поведение человека в обществе является очень сложным и постоянно изменяющимся. Особенно когда речь идет о конфликтных ситуациях.

Модели поведения человека в подобных случаях могут быть различными. Дело в том, что конфликт всегда означает особое противостояние, когда стороны не смогли договориться между собой. Дальнейшее же поведение человека будет определяться одной из выделенных социальными психологами моделью.

Первой стратегией является следующая. Поведение человека достаточно активное, поскольку он обижается, злится и раздражается. Эмоциональный компонент подталкивает его постоянно к поступкам, которые выражаются либо в конструктивных действиях, либо (чаще) в агрессивных (вербальных и невербальных). Поэтому подобная стратегия поведения сможет стать как полезной при разрешении конфликта, так и затягивающей его. Базовая рекомендация в данном случае - стараться относиться к возникшей ситуации более просто.

Поведение человека в рамках второй модели характеризуется следующими тенденциями. Человек постоянно злится и обижается, но ничего не делает для того, чтобы разрешить конфликтную ситуацию. Если субъект выбирает подобную стратегию, то это может привести к формированию уныния, депрессии и психосоматическим заболеваниям.

В третьей модели поведение человека отличает то, что он уходит от конфликта и старается ничего не делать. Субъект не злится, а также устраняется от всего. Более того, он даже не обижается. Возникает своеобразная отгороженность от травмирующей ситуации. Полная, натренированная или натуральная - это не важно. Главным является то, что в такой ситуации до человека бывает очень сложно "достучаться".

Четвертая модель поведения в конфликтной ситуации характеризуется тем, что субъект не сердится и не обижается. Но он предпринимает ряд активных действий для того, чтобы измененить ситуацию. Человек абсолютно трезво оценивает возникший конфликт, стараясь дать отпор при необходимости и разрешить проблему с минимальным количеством потерь как для себя, так и для окружающих.

При пятой модели поведения человек начинает изменять не ее, а свое отношение к ней. В основе же лежит понимание того, что ситуацию сразу изменить нельзя. Поэтому основной стратегией становится изменение себя. Человек начинает успокаиваться, приводить себя и свои мысли в порядок. Он пытает выделить то, что является приоритетным, к чему можно относиться спокойно, а на что следует очень жестко ответить.

Поэтому, если выделять основные рекомендации, как выходить из конфликта, то нужно быть уверенным в том, что самой лучшей моделью является активная позиция и четвертая модель поведения. Поскольку она подразумевает наличие активных действий по тому, чтобы изменить имеющуюся ситуацию.

Рекомендуется найти основные причины конфликта, попытаться рационально выявить основные подходы к его разрешению. Далее же самое главное - договориться со своим оппонентом.

Необходимо стараться избегать открытых конфликтных ситуаций. Но при их возникновении следует максимально и четко регулировать поведение, а также ограничивать эмоциональные свои потери. В противном случае конфликтная ситуация будет развиваться постоянно по нарастающей линии.

Будьте спокойны, уверены в себе и разумно подходите к любой конфликтной ситуации, и тогда она благополучно разрешится.

Исследования позволили установить три основных модели поведения личности в конфликтной ситуации:

1. Конструктивная модель выражается в стремлении уладить конфликт, найти приемлемое для обеих сторон решение. При этом проявляются доброжелательное отношение к сопернику, открытость, искренность, выдержка и самообладание.

2. Деструктивная модель проявляется в стремлении к расширению и обострению конфликта, основанном на принижении соперника. Проявляются подозрительность, недоверие, негативные оценки соперника, иногда переходящие в нарушение этики общения;

3. Конформистская модель предполагает пассивность и склонность к уступкам. Здесь проявляются непоследовательность в оценках и суждениях, уход от обсуждения, соглашательство.

Видно, что каждая модель обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Кроме того, модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Кратко характеризуя описанные модели поведения, можно отметить, что наиболее желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная модель несет в себе опасность неконтролируемого развития конфликта. Конформистская модель занимает промежуточное положение, но при определенных условиях она может способствовать и даже провоцировать агрессивность соперника. Если противоречия, разрешаемые в ходе конфликта, имеют незначительный характер, то конформистская модель может обеспечить быстрое разрешение такого конфликта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: