Основные типы деловых игр

Имитационная игра. Этот вид игры характеризуется имитацией реальности и исполнением роли человека в той или иной сфере труда. Моделируются деятельность организации, события, конкретная деятельность людей, а также обстановка и условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Имитационная игра предусматривает описание структуры и назначение имитируемых объектов, положения и нормативные акты, определяющие сущность моделируемой деятельности.
Операционная игра. Сущность операционной игры заключается в отработке выполнения конкретных специфических операций, например, методики проведения педсовета. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игра этого типа проводится также в условиях, имитирующих реальные.
Ситуационно-ролевая игра. Данная игра включает два аспекта: инструментальный (решение какой-либо производственной проблемы) и эмоционально-ролевой (решение межличностных проблем, возникающих в рамках коллективного взаимодействия). В этой игре формируется тактика поведения, отрабатывается реализация должностных функций. Для проведения таких игр разрабатывается модель-пьеса, между играющими распределяются роли "с обязательным содержанием". Различают психодраматический и социодраматический варианты игры в зависимости от поставленных целей. Под психодрамой понимают метод анализа и разрешения личных психологических проблем. Цель социодрамы заключается в достижении эффективного взаимодействия с партнерами в условиях проблемной ситуации.
Свою типологию деловых игр предлагает В.Ф.Моргун. Понимая игру как деятельность человека, предметом которой являются модели-заменители предметов тех или иных видов деятельности, он отмечает, что "действия с моделями труда порождают деловые игры, с моделями общения — ролевые игры, с моделями самого себя — игры психодраматические". Исходя из этих положений, В.Ф.Моргун типологизировал игры на основе инвариантов многомерной структуры личности.
Игры, создаваемые для использования в учебном процессе, получили название обучающих.
Классификация обучающих игр (по В.Ф.Моргуну).
I. По пространственно-временной ориентации:

· исторические игры, по методу прецедента,

· тактические игры, соревнования,

· прогностические, стратегические игры.

II. По потребностно-волевым переживаниям:

· игры-трагедии, жесткие игры,

· спокойные или азартные игры,

· возвышенные игры, комедии.

III. По содержательной направленности:

· деловые игры, организационно-деятельностные игры,

· ролевые игры и психосоциодрамы,

· игры-самораскрытия.

IV. По уровню освоения деятельности:

· дидактические игры,

· игры-упражнения, репродуктивные,

· творческие (конструктивные), эвристические, исследовательские игры.

V. По форме реализации:

· предметно-манипуляционные игры, инструментальные игры,

· игры-наблюдения, наглядные,

· интеллектуальные игры.

Игра существует как система коммуникативных отношений. Исходя из этого, можно выделить следующие организационные формы игры: одиночные, в которые играет один человек (компьютерные игры, разбор шахматных партий), парные, где участвуют два игрока, коллективные, где играют команды игроков.
В обучающей игре дидактическая цель ставится перед обучаемыми в форме игровой задачи: учебная деятельность подчинена правилам игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Обучающая игра может быть использована для изучения усвоения нового материала, повторения и обобщения его. Она может быть частью учебного занятия (т.е. выступать методом обучения) или занимать все учебное занятие (т.е. быть и методом, и формой организации обучения).

Проблемно-деловая игра
Проблемно-деловая игра (ПДИ) по своей сущности является творческим процессом, в котором продуцируются инновационные знания, формируются не имеющие аналогов решения. В рамках проблемно-деловой игры продуктивно используются элементы имитационных, операционных и ситуационно-ролевых игр.
Проблемно-деловая игра включает три этапа: доигровой, игровой и послеигровой.
Первый этап заключается в подготовке методологического, психологического и игротехнического обеспечения игры.
Второй этап (собственно игра) включает следующие позиции:

· установку на проведение игры и ее цели;

· психологическую подготовку участников для введения их в игровой режим работы посредством проведения состязательных игр, конкурсов, учебных деловых игр;

· работу в группах для уяснения «дерева проблем» игры, углубленного изучения одной из них и разработки итогового документа в целом;

· использование в процессе работы в группах методов "круглого стола", мозговой атаки, синектики и др.;

· оппонирование всех документов, формируемых во время игры (либо группой методологического обеспечения, состоящей из специалистов-экспертов, либо взаимно игровыми группами);

· соревнование между группами в ходе формирования продукта игры;

· вернисаж плакатов и стенных газет, проведение общих совещаний и дискуссионных клубов с целью обсуждения промежуточных и окончательных результатов игры, а также для координации хода игры;

· выявление мыслящих позиционеров (творцов и критиков) и выбор игрового совета из числа участников игры, который обеспечивает окончательное оформление продукта игры;

· подключение по мере необходимости к работе в группах экспертов, периодическое включение элементов художественного творчества, способствующих появлению энергетического эффекта, утверждение итогового документа игры.

Системообразующим компонентом 2-го этапа ПДИ является рефлексия хода игры ее участниками и организаторами для осознания процесса и результатов игровой деятельности (в том числе и социально-психологического характера — перестройки мышления). Постоянное осмысление оснований собственной деятельности должно осуществляться организаторами и участниками не только в процессе игры, но и в период подготовки, и после игры.
Таким образом, в основе второго этапа ПДИ лежат три взаимодействующие и взаимопроникающие сферы игровой деятельности.
Логическая сфера этапа включает системный анализ сложившегося положения дел, формирование на этой основе проблемного поля, выделение комплекса приоритетных и стартовых проблем, разработку дерева целей проекта желаемых изменений, определение программы реализации проекта.
Групповая сфера предполагает самоопределение и деление участников на группы и подгруппы по разным признакам с целью получения наиболее эффективного сочетания участников игры с учетом конкретных задач и создания многомерной полифонической коммуникации.
Временная сфера реализует принцип динамичности игровой деятельности и предполагает организацию форм работы в оптимальном режиме (сочетание групповых, пленарных заседаний и рекреационных пауз).
Данные сферы в процессе игры многократно отражаются друг в друге и интегрируются в целостную систему.
Третий (послеигровой) этап ПДИ связан с доработкой итоговых документов и их реализацией. Важно, чтобы принятые решения стали действенным фактором мобилизации и развития творческого потенциала всех членов педагогического коллектива. Кроме этого, целесообразно в границах этого этапа провести анализ ПДИ, обобщить негативные и позитивные факты, определить их причины и подвести итоги.
Проблемно-деловые игры в зависимости от целей могут иметь разные сводные конструкции. Один из продуктивных вариантов игрового рисунка выглядит следующим образом.

· Общие цели ПДИ.

o Развитие демократических начал внутришкольного управления.

1.2. Разрешение конкретных задач, затрагивающих интересы всего педагогического коллектива.
1.3. Формирование социально-ценностных установок на перестройку жизни учебного заведения и радикальные инновации.
1.4. Развитие межгрупповой коммуникации.
1.5. Формирование навыков коллективной мыследеятельности.

· Доигровой этап.

2.1. Создание оргкомитета ПДИ.
2.2. Анализ сложившегося положения дел, формирование цели игры.
2.3. Окончательное утверждение темы игры, сроков и условий игры, ее организаторов и плана подготовки.
2.4. Разработка игрового замысла — сценария игры.
2.5. Формирование игрогрупп (самораспределение или деление);
2.6. Подготовка игропрактиков.
2.7. Обеспечение материальной базы игры.

3. Игровой этап.
3.1. Введение в тему и сюжет игры (методологическая установка, правила игры).
3.2. Формирование установки на коллективную игровую деятельность (конкурсы по группам).
3.3. Методологическая установка на формирование проблемного поля.
3.4. Работа в группах (опираясь на анализ существующей реальности, сформировать и систематизировать комплекс основных проблем с выделением приоритетных и стартовых).
3.5. Пленарное совещание (формирование целостной картины состояния дел посредством обмена информацией, её обобщения, критического изучения различий в ее интерпретации).
3.6. Рефлексия в группах с анализом конспектов пленарного совещания.
3.7. Методологическая установка на инновационную деятельность.
3.8. Работа в группах (продуцирование идей).
3.9. Работа в группах над концепцией развития (анализ и синтез идей).
3.10. Пленарное совещание (обсуждение докладов групп, взаимное рецензирование).
3.11. Рефлексия в группах.
3.12. Методологическая установка на работу групп по темам модели проектируемого документа (по матричной структуре).
3.13. Работа в группах по темам.
3.14. Пленарное совещание (обсуждение докладов групп).
3.15. Рефлексия в группах.
3.16. Работа в группах над окончательным докладом.
3.17. Пленарное совещание (окончательное обсуждение докладов по темам).
3.18. Рефлексия в группах.
3.19. Методологическая установка по плану "сборки" итоговой модели по темам докладов (блокам модели).
3.20. Работа в группах по принципу спецзаданий.
3.21. Пленарное совещание (обсуждение и утверждение доклада по итоговому документу).
4. Послеигровой период.
4.1. Доработка итогового документа игры.
4.2. «Отслеживание» результатов игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: