Метод деловой игры

Под деловой игрой рекомендуется понимать моделирование в условной обстановке объектов реального процесса. Она имитирует выработку и принятие решения на основе анализа объективной информации о состоянии дел конкретного предприятия, учебного заведения. Характерными признаками деловой игры рекомендуется считать следующие.

· Воспроизведение процесса труда руководящих работников, специалистов учреждений и организаций.

· Наличие объекта игрового моделирование.

· Распределение ролей между участниками игры.

· Взаимодействие участников игры, исполняющих те или иные роли (занимающих конкретные "должности").

· Различие интересов у участников игры.

· Наличие конфликтной ситуации в игре.

· Наличие общей цели всего игрового коллектива (игровой группы).

· Реализация в процессе игры "цепочки решений".

· Привязка моделируемых в игре событий к определенным моментам времени.

· Наличие разветвленной системы индивидуального или межгруппового оценивания деятельности участников игры.

В Положении об аттестации деловых игр подчеркивается, что при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков указанное занятие не может считаться деловой игрой.
Рассмотрим сформулированные признаки более подробно.

· Деловая игра является практически занятием имитационного типа. Поэтому ее первое требование — воспроизводить процесс труда работника. Иногда деловыми играми пытаются называть практические занятия, связанные с выработкой управленческих решений, но не имеющие имитационной основы деятельности руководителей, их заместителей, воспитателей и педагогов. Это неверно.

2. Для описания объекта игрового моделирования рекомендуется использовать два подхода: формальный и эвристический. Формальное описание объекта может быть осуществлено на бумаге или с помощью машинного моделирования; эвристический подход предполагает словесное описание объекта с указанием его качественных характеристик и признаков.
Описание объекта игрового моделирования означает:
во-первых, определение условий функционирования объекта, т.е. среды, в которой объект действует, органов управления, программных воздействий на объект;
во-вторых, определение начальных условий деятельности объекта;
в-третьих, указание целей, критериев, оптимальности и ограничений, которыми обязаны руководствоваться участники игры при выработке любых решений;
в-четвертых, сообщение входных характеристик и параметров, т.е. информации об объекте, которая предоставляется участникам игры. Неполнота информации об объекте, предоставляемой участникам игры, порождает (в числе других факторов) конфликтную ситуацию — неотъемлемый атрибут всякой деловой игры. Полнота и глубина описания объекта игрового моделирования определяется спецификой решаемой в деловой игре задачи.

3. Каждый участник деловой игры должен иметь свою роль. При выполнении в игре функциональных обязанностей, обусловленных этой ролью, рекомендуется не выходить за рамки правил, установленных в деловой игре. Разыгрывание ролей происходит в конфликтной ситуации, сопровождающейся возникновением реакций у каждого участника игры и требующей от него мобилизации профессиональных, интеллектуальных и психофизических способностей. Таким образом, каждая роль в деловой игре приобретает определенную личностную окраску. Это позволяет решать с помощью деловых игр три группы задач:

· обучать навыкам принятия решений в конфликтной ситуации каждого слушателя независимо от его личностных качеств;

· исследовать влияние личностного фактора, установок на определенный характер деятельности и эффективность принимаемых решений;

· изучать деловые и моральные качества обучаемых в условиях, максимально приближенных к их реальной деятельности.

В деловых играх допускаются: роли любого уровня, групповое исполнение ролей (как правило, малыми группами), привлечение некоторых участников деловой игры к организации игрового процесса или выполнению ролей арбитров, посредников и т.д.; исполнение ролей, не имеющих реальных аналогов на практике. Последнее объясняется возможностью использования объекта игрового моделирования, также не имеющего реальных аналогов на практике.
Допускается исполнение некоторых ролей электронными вычислительными машинами, т.е. должна быть продумана соответствующая компьютерная программа, обеспечивающая работу участников игры в режиме диалога. Применение компьютера позволяет заранее предусмотреть определенное ролевое поведение моделируемого ею лица. Например, когда игрок-компьютер и участник деловой игры, вступающий с ним в диалог, имеют противоположные интересы, соответствующая программа реализует наилучшие в некотором роде стратегии поведения компьютера. Это составит дополнительную трудность для участников игры при разработке и принятии решений. Роли, исполняемые компьютером, совсем не обязательно будут "обезличены". Программа выработки решений для компьютера может учитывать и определенные личностные качества человека.
Коллективная форма работы — одно из главных преимуществ таких учебных занятий. В деловой игре обычно работают подгруппы из 5—6 человек, в которых обсуждается та или иная модель учебно-воспитательного процесса, анализируется педагогическая ситуация, выдвигается педагогическая задача, намечаются пути ее реализации. И уже, когда в ходе коллективной работы принято окончательное решение, от имени подгруппы докладывает один из ее участников. При такой форме работы слушатель имеет возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме, убедиться в правильности или ошибочности своего подхода к решению педагогической задачи. Руководитель занятия выясняет, как ориентируются обучающиеся в обсуждаемых вопросах, как усвоен лекционный материал, что представляется им значительным для дальнейшей практической деятельности, а что нет. На основе сделанных выводов он может оперативно влиять на позицию и ориентацию слушателей, гибко менять методику обучения, содержание лекций с учетом интереса слушателей, их профессиональных ориентаций.
Рекомендуется обратить внимание на то, что при обучении взрослых надо учитывать инертность и стереотипность их суждений. При коллективной форме работы обучающиеся высказываются менее жестко, легче отказываются от ошибочных мнений ("ошибаюсь не я один"). Корректировка их деятельности, принятых решений со стороны преподавателя-руководителя игры воспринимается психологически проще.

· Порядок взаимодействия участников игры обусловлен:

· структурой игрового комплекса;

· определенными функциональными обязанностями лица, в роли которого выступает участник игры;

· установленными правилами игры;

· принятой в данной деловой игре системой оценивания деятельности участников.

Взаимодействие проявляется на всех этапах деловой игры: при уяснении задачи, оценке состояния объекта, подготовке и выработке решений, защите собственных решений и обсуждении решений, принятых другими игровыми группами. Оно может осуществляться по горизонтали и вертикали (если иметь в виду иерархическую структуру игрового комплекса). Взаимодействие по горизонтали может происходить в форме совместного обсуждения и согласования решаемых вопросов должностными лицами, находящимися на одном уровне. Взаимодействие по вертикали означает взаимодействие обучаемых, находящихся в игре на разных должностных уровнях (отдача и исполнение приказов и распоряжений и т.д.), а также взаимодействие их с преподавателем-руководителем деловой игры.
Характер взаимодействия участников игры между собой, с руководителем игры может быть разным. В одних деловых играх, например, право обращаться к руководителю игры (с любым вопросом) рекомендуется предоставлять только "Директору", которой докладывает принимаемые группой решения, защищает их, выдвигает аргументы против решений, выработанных остальными игровыми группами. В других деловых играх характер взаимодействия может быть иной. Все участники игры могут выдвигать свои решения и обосновывать их, все могут выступать с критикой решений, принятых другими. При таком характере взаимодействия большое значение имеют четко очерченные правила игры и система оценивания деятельности участников.
5. Несовпадение интересов участников игры является одним из основных факторов, порождающих конфликтную ситуацию в деловой игре. Различие интересов может проявляться стихийно и обусловливаться личными свойствами участников: субъективными оценками важности критериев и планируемых альтернативных мероприятий, своей позицией в деловой игре, являющейся отражением позиции в реальной обстановке. Ввиду важности этого признака деловой игры рекомендуется при разработке ее замысла, структуры и системы оценивания предусмотреть и обеспечить несовпадение интересов игровых групп. Это достигается за счет реализации:

· разного положения тех или иных участников игры по отношению к рассматриваемой проблеме;

· неодинаковой объективной ответственности участников игры за принимаемое решение;

· разных критериев оценки деятельности участников, принадлежащих разным уровням иерархической структуры игрового комплекса, соревновательного характера деятельности игровых групп;

· процедуры взаимного оценивания принимаемых решений. При этом обоснованное контрпредложение по решению другой игровой группы приводит к перераспределению итогов по оценке деятельности участников игры.

6. Достижение общей цели группой обеспечивается взаимодействием участников игры, подчинением их разных интересов одной общей цели.
7. В воспроизведении в деловой игре принятия решений рекомендуется цепочка решений. Она должна состоять не менее чем из трех звеньев:

· принятие исходного решения;

· получение информации о результатах исходного решения и принятие решения на втором этапе;

· получение информации о результатах решения на втором этапе и принятие решения на третьем этапе и т.д.

Шестой и седьмой признаки деловой игры взаимосвязаны. Наличие в ней аспектов конфликтной ситуации, например, неопределенности (неполноты) исходной ситуации, соревновательного характера деятельности игровых групп, возможности получения нескольких решений, а также других аспектов, не должны противодействовать принятию оптимального педагогического решения. Разрешению конфликтной ситуации в игре способствует общая цель, которая при различии интересов объединяет всех участников игры.
8. Соотношение моделируемых событий с определенными моментами времени является неотъемлемым свойством деловой игры.
Согласно Положению об аттестации деловых игр, рекомендуется отнесение игрового времени к любому периоду – настоящему, прошлому или будущему. Указание конкретного момента времени позволяет учитывать реальные условия деятельности объекта игрового моделирования.
9. Построение системы оценивания деятельности участников деловой игры на всех этапах разработки и принятия решений, а именно при:

· анализе объекта игрового моделирования;

· выработке частных (промежуточных) решений педагогических задач;

· анализе (обсуждений) выработанных частных решений;

· выработке и принятии обобщенного (согласованного) решения;

· анализе (обсуждении) обобщенного решения, которое, по общему мнению группы, признано оптимальным, отвечает определенной системе критериев и может считаться потенциально эффективным.

Во многих деловых играх оценивается только итог игры в целом, т.е. о вкладе участников игры судят по конечному результату моделируемой деятельности. Такая система оценивания не охватывает большинства сторон деятельности участников деловой игры. В связи с этим рекомендуется:

· выявить все основные аспекты, характеризующие качество деятельности;

· для каждого аспекта построить соответствующую шкалу оценок;

· указать, каким образом будет оцениваться деятельность участников по всем основным аспектам;

· ввести правило, позволяющее производить сравнительную оценку деятельности участников в целом на основе полученных оценок по частным показателям.

10. Межгрупповое взаимодействие участников деловой игры.
Предлагаемая система оценивания позволяет зафиксировать быстроту принятия решений. Рекомендуется поощрять игровые группы, которые первыми представили решения. В ходе игры оцениваются количество и качество внесенных контрпредложений по решениям, принятым другими игровыми группами, аргументированность при защите собственных решений.
11. Взаимодействие участников внутриигровых групп. Работа группой в 5—6 человек имитирует, например, работу совета руководства учебного заведения (школы, вуза и др.). В деловой игре рекомендуется обращать особое внимание на характер внутригрупповой работы, на умение руководителя выслушивать мнение коллег. Практика показывает, как непросто складывается стиль общения в игровой группе. Роль "директора", отданная самому опытному (с точки зрения его стажа и должности руководителя), ''отбирается" у него стихийно истинным лидером группы, который в силу своих профессиональных знаний и умений возглавляет работу группы по разработке и принятию решений. Отстраненные "от должности" слушатели по-разному ведут себя в игровой группе. Некоторые с удовольствием сдают полномочия и активно включаются в посильную работу и обсуждение принимаемых решений, другие отходят от всякого участия в деятельности группы, третьи начинают "активно" мешать внутригрупповой работе, четвертые ставят под сомнение вообще полезность, надобность деловых игр и пытаются организовать дискуссию по вопросу, что такое деловая игра.
Рекомендуется обратить серьезное внимание на комплектование игровых групп. Для того, чтобы организовать соревнование между группами, они должны быть равными по составу (имеется в виду уровень готовности каждого члена группы к решению поставленных задач). Слушателей, которые пытаются решать любые проблемы лишь с позиции своего опыта практической деятельности, рекомендуется включить в такую деятельность, которая будет ими восприниматься как значимая. Для данной категории участников деловых игр разработана специальная программа мер, названная в шутку "вынесением таких участников за скобку". Руководитель игры до ее начала в присутствии остальных участников обращается к выделенной категории слушателей с просьбой принять участие в работе экспертной группы, так как их стаж работы в должности руководителей, их богатый опыт позволяют ему надеяться, что они будут компетентными и объективными в оценке деятельности других участников деловой игры.
В ходе игры руководитель совместно с экспертной группой разрабатывает критерии оценки деятельности игровых групп. После умело проведенного руководителем обсуждения эти критерии становятся, по мнению слушателей, их собственной точкой зрения, которую они очень уверенно проводят в жизнь и отстаивают, когда выполняют обязанности арбитров. Перед проведением деловой игры рекомендуется специальное анкетирование слушателей для выявления деловых качеств каждого участника игры, его места в коллективе обучаемых. Такой путь позволяет выделить среди участников деловых игр фактических, а не формальных лидеров, что дает возможность наиболее целесообразно использовать их при распределении ролей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: