Принципы:
1. Комплексный подход. Привлечение специалистов различного профиля: детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, музыкального работника и других.
2. Учет степени выраженности эмоционального и интеллектуального дефекта у ребенка с РДА.
3. Уровневый подход к эмоциональной регуляции поведения аутичного ребенка, предложенный Лебединским В. В. с соавторами.
1. Уровень полевой реактивности (аффективной пластичности). Связан с общим ощущением комфорта или дискомфорта. Задача этого уровня — организация аффективной преднастройки ребенка к активному контакту с окружающим миром.
2. Уровень аффективных стереотипов. Оценка комфорта или дискомфорта в связи с нарушениями процесса удовлетворения потребности. Переживания связаны с удовлетворением потребности
3. Уровень аффективной экспансии. Аффективные переживания третьего уровня связаны с достижением желаемого. Поиск путей преодоления трудностей; получение положительных тонизирующих переживаний, если преодоление удалось. Аффективные переживания этого уровня отличаются большой силой и напряженностью.
|
|
4. Уровень аффективного (эмоционального) контроля. Налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми: формирование правил, норм взаимодействия с ними.
.
Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, нивелировку тревожности, страха, а также на коррекцию и укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.
Направления коррекции:
· ориентация аутичного ребёнка во внешний мир
· обучение простым навыкам контакта
· обучение ребенка более сложным формам поведения;
· развитие самосознания и личности аутичного ребенка.
В работах В. В. Лебединского с соавторами рассмотрены основные задачи психологической коррекции детей с РДА:
1. Преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком.
2. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.
3. Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми.
4. Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения.
5. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.)
6. Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности.